Вы здесь

Что делать, чтобы при оплате проезда не списались деньги с другого «пластика»


У городского жителя обязательно есть целая стопка пластиковых карточек: банковских, проездных, дисконтных... В этом случае понадобятся своеобразные визитницы — аксессуары, которые издавна считались одним из признаков социального и делового статуса.

Статус — оно, конечно, хорошо, но, как оказалось, еще и опасно. Я привык, «рассчитываясь» с метрополитеном или с автобусом, подносить к валидатору всю визитницу. А чтобы избежать нежелательного списывания поездок или денежных средств, необходимо прикладывать к валидатору только ту карточку, с помощью которой пассажир желает оплатить проезд. Получается, надо ее искать и доставать из «хранилища», что само по себе совсем неудобно. Об этой проблеме мы писали год назад. Изменилось ли что за это время?


Теоретически проблемы нет

Теоретически проблемы нет

Этой темой заинтересовались профессионалы-электронщики. Они выясняли: если в кошельке две карточки: бесконтактный проездной, банковская карточка, любые их сочетания — с какой спишется поездка?

На этот вопрос никто однозначно не ответил. Специалисты говорили о физических процессах. Есть ридер — он же валидатор — он излучает волну; есть карточка — пассивное устройство. Если карточка попадает в волну — появляется ток, и она начинает работать. Какая карточка отреагирует первой, зависит от многих факторов: от толщины кошелька, от того, с какой стороны лежат карточки, Нет ли фольги или других прослоек, от качества чипа и антенны. У разных банков точно разные карточки: разные производители, чипы, антенны. Поэтому нельзя предсказать, с какой карточки спишется оплата. Та, которая первой откликнется — — она и «победит».

В бесконтактных технологиях есть такой процесс: антиколлизия. Вот это и есть тот механизм, который позволяет выбрать одну карточку, когда в электромагнитное поле попадают одновременно несколько. Но это в лабораторных условиях, «в вакууме». А если карточки у вас в кошельке, то антиколлизия может и не сработать: допустим, одна карточка лежит за миллиметр от обложки, а вторая — за пять миллиметров, — сигнал просто может не дойти. По правилам платежных систем, если в поле оказались две карточки, то ридер не должен принимать ни одну из них. Сработает антиколлизия, появится надпись «Отказ» или аналогичный. С банковской карточкой мы можем работать только тогда, когда четко понимаем, что в поле она одна. И пока карточка не выйдет из поля, никакая другая карточка в оплате участвовать не будет. Это так, в теории...

Поиграть в рулетку

А если у вас в кошельке несколько карточек, а в руках, к примеру, легкая дрожь — то оплата может быть последовательно списана и два раза: это будет расценено как «приложил карточку — убрал — снова приложил».

С транспортной карточкой ситуация иная, потому что чип в ней более простой, и этот «пластик» может сработать быстрее, чем банковский, хотя правила антиколлизии распространяются и на него. И если у нас две карточки — БСК (бесконтактная смарт-карта) и банковская — то в таком случае как раз начинают действовать сила волны, скорость реагирования и так далее. Так что, если хотите поиграть в рулетку, прикладывайте кошелек с несколькими карточками. Поэтому и у нас, и в других странах пользователей предупреждают: «Уважаемые пассажиры, перед оплатой подготовьте ту карточку, которой хотите оплатить проезд».

Заставить карточку «не отвечать»

Выход, правда, есть и из этой ситуации. Нужно просто «отвязать» свою карточку от автоматической услуги. Кажется просто? Не совсем.

Сначала нужно зарегистрироваться в личном кабинете пассажира. Для этого переходим на сайт payBYcard.by и двигаемся в раздел «Регистрация». Там оставляем электронную почту, номер телефона, а для подтверждения регистрации переходим по ссылке, присланной вам в письме, и вводим код, присланный по смс.

Внимание! Для добавления банковской бесконтактной карточки или NFC-устройства (при оплате проезда с использованием смартфона, смарт-часов и других) необходимо совершение хотя бы одной операции по оплате проезда.

После этого перейдите в раздел «Добавить» карточку/NFC-устройство и введите 16 цифр «пластика» или последние четыре цифры токена карты (для NFC-устройства). Примечательно, что для добавления NFC-устройства необходимо указать примерный промежуток времени, в который с ее помощью проводилась оплата проезда. В конце работы с разделом нажать «Добавить».

И только после этой регистрации вы сможете «отвязать» свою «электронку». Для этого нужно перейти в раздел «Подробности» выбранной карточки и нажать «Удалить».

Теперь у меня есть визитница, где рядом с проездным лежат две «отвязанные» бесконтактные карточки, и я уверен, что при оплате сработает нужный мне «пластик».

Оплата банковским «пластиком»: сейчас деньги списываются раз в три дня. Почему?

При успешной оплате банковской карточкой, например, в метро, проход через турникет будет разрешен, и со счета вашей карточки в течение 48 часов будет автоматически списана стоимость поездки. В случае нескольких успешных оплат проезда, совершенных в течение 48 часов, выполненные операции агрегируются в одну транзакцию, но не более трех успешных платежей проезда. Исходя из действующего тарифа за проезд в метро 70 копеек, сумма одной транзакции не превысит 2 рубля 10 копеек.

Почему транзакции объединяются? Есть механизмы, позволяющие управлять транзакционной нагрузкой. Система разрабатывается как массовая, и в часы пик эти механизмы позволяют управлять нагрузкой, чтобы все транзакции обрабатывались качественно. С другой стороны, банк проводит акции, и владельцам определенных карт иногда разрешается проходить в метро бесплатно. То есть, работает механизм скидок.

Банковской карточкой можно оплатить за себя и четырех человек?

В Минском метрополитене количество поочередных проходов по одной и той же банковской бесконтактной карточке/NFC-устройству на одном и том же турникете в пределах предельного промежутка времени не должно превышать пяти. Попытку сделать более пяти оплат валидатор блокирует. Следующие оплаты автоматически становятся доступными через 15 минут.

Повторное приложение карточки для оплаты другого пассажира может осуществляться только после прохода предыдущего. На наземном транспорте, в том числе на городских линиях Белорусской железной дороги, по одной банковской карте возможна оплата опять-таки за пятерых пассажиров. После пятикратной оплаты по одной банковской карте она блокируется для оплаты до конечной остановки маршрута.

Сергей КУРКАЧ

Название в газете: Як «памірыць» карткі

Выбор редакции

Экономика

Энергия мусора, качество воды и снижение затрат вдвое. Коммунальщики и ученые обсудили влияние инноваций на жизнь отрасли

Энергия мусора, качество воды и снижение затрат вдвое. Коммунальщики и ученые обсудили влияние инноваций на жизнь отрасли

Светодиоды с многослойными нанопленками, которые меняют цвет в зависимости от времени суток и подстраиваются под биоритм человека...

Общество

«Ядерная» карьера. Как готовят будущих атомщиков

«Ядерная» карьера. Как готовят будущих атомщиков

Почему настолько важна высокая квалификация персонала для работы на атомной станции?