Вы здесь

Туровский крест впервые будет представлен 26 сентября


Артефакт, о восстановлении которого шестьдесят лет мечтал знаменитый археолог, отделан высказываниями Кирилла Туровского.


«...Цвярдыні на гары на той стаялі. // Палацы і саборы тут былі, // Каля яе шумелі, // гаманілі хвалі...» — писал поэт Владимир Дубовка о древнем Туров. Город, с которым по количеству культурных ценностей соперничает, пожалуй, только Полоцк... По крайней мере, именно так утверждал известный археолог Петр Федорович Лысенко, с которым пришлось беседовать шесть лет назад о туровских достопримечательностях. О необычных саркофагах из черного камня; первую найденную в Беларуси кириллическую азбуку, вырезанную на самшитовом гребешке; каменные кресты, которые потихоньку растут из земли... Говорили о Кирилле Туровском, который воспитывался в среде греческих интеллектуалов, в то время живших в Турове, при дворе княгини Варвары, сестры византийских императоров. И о том, сколько потеряно белорусских историко-культурных ценностей...

Во время разговора известный историк достал из шкафа необычный металлический крест — реконструкцию, которую когда-то сделал сам вместе с сыном Федором, тогда еще школьником. На кресте я увидела четыре явно древние иконки... Их Петр Федорович нашел в 1962 году во время раскопок Туровского городища на слое ХІІ-ХІІ вв. и определил как части напрестольного креста Туровского епископального храма. Историк мечтал, чтобы когда-нибудь этот крест был воссоздан, подобно кресту Ефросиньи Полоцкой.

Что же, иногда белорусские артефакты возвращаются на родину. Вдруг в Лондоне находится экземпляр первого белорусского букваря, в деревне Вишнево на Сморгонщине — картина знаменитого Иоанна Дамеля, проявится в каком-то архиве новая рукопись Максима Богдановича, Владимира Дубовки... Даже если ценность уничтожена — неравнодушные люди восстановят ее.

Сбылась и мечта Петра Федоровича... Жаль, он не дожил до этого всего несколько месяцев. Но был на заседаниях, где обсуждался проект, и не высказывался против эскиза креста — так утверждает председатель Синодального отдела по церковному искусству, архитектуре и реставрации Белорусской Православной Церкви Мария Нецветаева, которая была назначена куратором работ по восстановлению Туровского Креста и является автором его концепции. На объявленный в 2018 году конкурс эскизов было представлено девять работ.

— Мы хотели сделать конкурс максимально независимым, проекты подавались под номерами, — объясняет Мария Валентиновна. — В жюри под председательством митрополита Павла входили представители Академии искусств и Академии наук. Были отмечены три проекта. Первый город занял эскиз Елены Андрущенко, второе и третье места — проекты авторского коллектива под руководством Игоря Гордионко и скульптора Андрея Хотяновского. Было принято решение сделать два креста: чтобы один был в церкви, второй — в Академии наук.

— Какой из них украшают иконки, найденные Петром Федоровичем?

— Перенести иконки на крест не удалось, так как все вещи ученого по его желанию переданы в Национальный исторический музей. Но их восстановили по средневековой технологии.

— Слышала споры: действительно ли найденные иконы были частью напрестольного креста?

— Это гипотеза, но она имеет обоснование. Во всем мире норма — реконструировать артефакты по фрагментам, зная характерные черты культуры эпохи и региона. Петр Федорович также опирался на свои знания. Иконы, найденные им, не были подписаны. Это значило, что они — часть чего-то, подписи остались на той вещи, к которой они были прикреплены. О чем свидетельствовала и обратная их сторона — сплюснутая. Размеры говорили, что это был крест — только для него в то время могли делаться иконки такого размера. А размер всего креста заложил Петр Федорович: 52 сантиметра. Конечно, нигде не написано, что напрестольный крест должен быть именно такой длины, но мы опять же опирались на традицию, которая была в конце ХІІ — начале ХІІІ века.

— Петр Федорович говорил о византийском влиянии, существовавшем тогда в Турове благодаря княгине Варваре. В Туровском кресте он тоже прослеживается?

— Мы не хотели, чтобы крест был сделан «под Византию» или под какую-то готику. Мы ставили условие, чтобы это была именно белорусская национальная святыня. Да, я замечала в тех же проповедях Кирилла Туровского кальки с византийской культуры, но в них много своего, самобытного. Древний Туров был очень важен и для Запада. Сказать, что город был чисто под византийским влиянием, нельзя. И когда митрополит Вениамин принимал воссозданные кресты, многие высказывались, что это самобытный белорусский артефакт.

— Конечно, напрашивается аналогия с крестом Ефросиньи Полоцкой...

— Да, крест Ефросиньи действительно повлиял на концепцию Туровского Креста. Полоцкий крест — это мысли о семье, там есть изображения святых покровителей родителей Ефросиньи. Концепция Туровского Креста рождалась у меня долго и мучительно. Только когда мы с моим мужем, священником, поехали в Пинск на слет молодежи и я посетила свой любимый Музей Белорусского Полесья, а потом побродила по Пинску и Турову, все сложилось. Внешняя сторона креста — это мироздание. Моменты Распятия. Наверху — изумруд. В центре нет изображения Господа, но сияет рубин, как в древности говорили, лал. Это и есть отсылка к Телу и Крови Господним. Мы опирались на богословский контекст — XII век наполненный спорами о жертве Господней и телесности Христа. Сбоку — изображения Божией Матери и Иоанна Богослова.

Ниже — Кирилла Туровского. А вот с последующей иконой связаны самые большие споры. Потому что Петр Федорович атрибутировал его как изображение преподобного. Но такая одежда на то время не могла быть одеждой схимницы. Поиски, сравнения засвидетельствовали, что это одежда князя. Я пришла к выводу, что на иконке — Андрей Боголюбский, который был и князем Туровским, и князем киевским, его убийство стало сенсацией того времени. Еще одно изображение — мученица Варвара, покровительница Туровской княгини Варвары. Таким образом выстраивается иерархия: святитель — князь — Миронин. На обратной стороне — своя история. Заказчиком Креста мог быть князь Туровский Глеб, который в крещении стал Михаилом, поэтому — изображение архангела Михаила. И мы не могли забыть про двух персон, без которых крест не был бы восстановлен: Петра Лысенко и митрополита Павла, и поместили изображение святых Петра и Павла. А с боков Креста очень важная деталь, которая все связывает: высказывание Кирилла Туровского о кресте.

—Что же, два золотых Туровских Креста сделаны. А когда и где можно будет их увидеть?

— 26 сентября, на праздник Вознесения Креста Господня, во время вечерней службы в Минском кафедральном соборе, Туровский крест будет впервые представлен людям. После праздника крест будет экспонироваться в церковно-историческом музее Белорусской Православной Церкви. В Туров его принесут в день памяти святого Кирилла Туровского, 11 мая 2021 года.

Людмила РУБЛЕВСКАЯ

Фото Татьяны Амелиной

Название в газете: Вяртанне тураўскага крыжа

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.