Вы здесь

Говорят, что Анна Радзивилл превращается каждую ночь в сову


Всегда утверждала, что по количеству легенд, страшных преданий, грез и призраков на квадратный километр Беларусь не уступает тем же Ирландии и Шотландии. Только мы мало о тех легендах знаем.

Давайте же начнем наши мистические путешествия по замкам и усадьбам, которые народная фантазия обитала призраками и привидениями. И прежде всего отправимся в Несвиж, самый богатый на зловещие тени прошлого.

Но не думайте, что нашей спутницей сделается известная Черная Дама — призрак Барбары Радзивилл, прекрасной отравленной королевы. Сегодня мы совершим путешествие... под крыльями призрачной совы.


В подвалах Несвижского дворца, на месте захоронений властителей-Радзивиллов, есть одиннадцать детских гробов. Возле них — саркофаг матери маленьких покойников, Анны Катажины Радзивилл из Сангушко. Всего же у нее было семнадцать детей, выжило — шесть.

Впрочем, брак княгини Анны вряд ли кто бы мог назвать «единением влюбленных сердец».

Осиротевшая Анна воспитывалась при дворе родственницы, Катажины Радзивилл. Однажды та приказала девушке прийти на утреннюю службу в часовню празднично одетой. Анна решила, что будет присутствовать на венчании одной из подруг. Оказалось — на своем собственном. А именно с сыном княгини Катажины королем Радзивиллом. Дело в том, что Кароль был влюблен в «простую» шляхтянку, и так сильно, что собирался вопреки родителям жениться на ней. Вот властная мать и устроила ему сюрприз, поставив перед алтарем рядом со своей подопечной, богатой наследницей. В присутствии всего двора Кароль не мог оскорбить отказом неожиданную, но родовитую невесту. Венчание состоялось.

Говорят, его бедная возлюбленная пошла в монахини и иногда (она обладала прекрасным голосом) пела в костеле, где должен был присутствовать на мессе Кароль. Предполагают еще, когда эту легенду услышал австрийский композитор Шуберт, она вдохновила его на написание знаменитой «Аве Мария».

Анна, однако, вовсе не была покладистой овцой. Чему свидетельством ее отношения с выжившими детьми, которых она сурово контролировала. Ее сын Михал Казимир Радзивилл по кличке Рыбонька едва отстоял свой брак с Уршулей Радзивилл, и упоминал в дневнике после одного из скандалов с маткой — «сколько жив, не слышал таких экспрессий холеры». Младший брат Михала Иероним из-за постоянного материнского контроля и строгости вырос настоящим психопатом, от которого жены убегали одна за другой.

А было в семье и много смертей... В диариуше Рыбоньки за 1719 год читаем: «17 февраля. Заболела сестра моя Каролина оспой. 11 марта. Мой брат младший Иероним тоже оспой заболел. 18 марта. Сестра моя Тэкля тоже оспой заболела». 21 марта заболел сам Михаил, и отец, Кароль Радзивилл, «вгрызался... лишь бы потеряв in аnnо 1715 двух сыновей, меня третьего не потерял; с этакой альтерации и сам, сначала желтухой, потом опухолью заболел, в котором недуге... ушел из этого мира"»

В одном из романов польского писателя Юзефа Крашевского главный герой попадает во дворец в Белай, где когда-то жила княгиня Анна Радзивилл. Старый слуга приводит его в тайную комнату, где героя постигает настоящий мистический ужас. Он видит неподвижную девушку, которая читает книгу у столика — и она оказывается столь искусно сделанной восковой куклой, что кажется, якобы сейчас сдвинется с места. На кровати лежало свадебное платье, гирлянды засохших цветов... Оказывается, княгиня Анна приказала таким образом увековечить память своей умершей перед самой свадьбой дочери. Часто приходила сюда, плакала, молилась, представляла, что разговаривает с покойницей.

После смерти мужа Анна Радзивилл управляла делами рода железной рукой. Ее называют одной из первых в Беларуси бизнес-леди. Княгиня основала в Налибоках стекольный завод, возле Слуцка — мануфактуру, где изготавливали великолепные зеркала, на Ошмянщине — мастерские по обработке драгоценных камней, и многое другое.

Но всегда ходила в трауре. Достаточно посмотреть на ее портрет: суровая властная женщина в черном, почти монахиня.

Впрочем, насчет легенд.

Одна из них связана с рождением княгини. Вот что написано в книге 1929 года Об иконе Матери Божьей Студенской: «Року 1677 в сентябре, возле праздника св. Михала, Ее Светлость Констанция из Сапег Сангушкова,переживая роды, во время их так заболела, что ни врачи, ни мудрые матроны не могли княгиню спасти, мучилась несколько дней, уже все волновались за жизнь и княгини, и ребенка, сможет ли оно родиться живым. Князь, сударь Иероним Сангушко, жертвует княгиню сударыню к Студянной и в знак этого кладет на грудь иконку Студянного Лика, и в тот же момент она счастливо рожает дочь Анну, крепкую и здоровую, и сама княгиня стала здоровой».

Вторая легенда связана со смертью Анны Радзивилл. Говорят, что она каждую ночь превращается в сову и летает неподалеку от места захоронения своих детей, оплакивая их ужасными криками.

И, кстати, упомянутый портрет действительно напоминает изображение совы: накидка прячет волосы, опускается на плечи, будто крылья; выделяются круглые глазницы, белый пасак ткани на шее — как белые перья...

Так что если вы услышите в Несвиже птичьи возгласы или увидите силуэт совы — можете представить, что увидели своими глазами княгину-сову, неутешную мать и властную магнатку.

Людмила РУБЛЕВСКАЯ

Название в газете: Бойцеся савы, яна — княгiня

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».