Вы здесь

С какими страхами обращаются белорусы за помощью к психологу


Многие белорусы сегодня с тревогой наблюдают за новостями о «второй волне» коронавируса, которая ожидается этой осенью. Люди все больше нуждаются разделить свои тревоги со специалистами, чтобы нормализовать свое психологическое состояние. Для помощи таким людям в Минском городском центре социального обслуживания семьи и детей работает телефонная линия экстренной психологической помощи. С какими проблемами люди обращаются за помощью и как самостоятельно справиться с тревожными мыслями, рассказала психолог центра Ольга МОСКАЛЕНКО.


— Линия экстренной психологической помощи была создана еще в начале эпидемии covid-19, как только в обществе повысилась тревожность и появились страхи. На базе центра есть отделение первичной кризисной помощи, именно туда попадает звонок. Психолог во время разговора с человеком идентифицирует, что с ним происходит, находится ли он в кризисном состоянии или в ситуации домашнего насилия и, после разговора, направляет к нужному специалисту.

— Активно ли люди пользуются такой помощью?

— Были дни, когда люди звонили сплошным потоком и мне приходилось даже перезванивать в течение часа, так как еще не закончила разговор с предыдущим абонентом. Но бывали и дни, когда вообще не было звонков. Фактически, после оказания первичной психологической помощи люди могут прийти на консультацию в центр. Помощь наши специалисты оказывают бесплатно, поэтому, чтобы попасть на консультацию, нужно подождать две-три недели.

— С какими вопросами чаще всего обращаются на линию?

— Самые распространенные звонки — от родителей подростков. Опыт показывает, что переходный возраст детей — очень тревожное время для родителей. Также нередко обращаются женщины, находящиеся в непростой жизненной ситуации, белорусы, у которых конфликты в паре. Нередко обращаются и люди с той или иной зависимостью. И, конечно, звонили абоненты с повышенной тревожностью в связи с вирусом.

Белорусы пик вируса переживали по-разному: одни выходили на улицу спокойно, надевая маски и перчатки, другие ограничили контакты с людьми и практически не выходили из дома, а третьи вообще не обращали внимание на болезнь. Помню звонок беременной, которая в связи с жизненными обстоятельствами не могла себе позволить ограничить контакты, но ей еще приходилось успокаивать тревожного мужа, ведь он хотел, чтобы она уехала на дачу. Ей было очень непросто справиться с переживаниями супруга по поводу ее состояния.

Проблемы возникали у людей и из-за дистанции, которую рекомендовали держать врачи. Многим в тот период было трудно удержать пределы, и это вызывало тревогу и чувство беспомощности. Например, в магазине некоторые люди не держали дистанцию, и это беспокоило тех, кто все же соблюдал правила безопасности. Обычно люди, заботившиеся об этом, делали замечание другим, но нередко в ответ получали агрессию. В результате тревожность повышалась не из-за вируса, а из-за оскорбления.

На самом деле тревожность — реакция на определенные переживания реальной или предполагаемой опасности, проявляющиеся в теле. Это может быть злая собака, и тогда это реальная опасность. Такой страх считается обоснованным. С другой стороны, это могут быть какие-то мысли о ситуации, которую я рассматриваю как опасную, если в целом ситуация может быть спокойной, то есть около человека никто не кричит, не бегает, не болеет и не умирает, но он видит нечто такое, что расценивает, как опасность, например, черную машину, что быстро движется. Вот тогда начинаются процессы, связанные с телом, которые происходят с ним обычно, когда опасность настоящая и человек якобы становится в «стойку». В состоянии тревожности активизируется наиболее древняя часть головного мозга. Ее особенность в том, что она вызывает реакцию «бей, беги, замри». И человек в таком случае либо бьет, либо замирает, либо убегает.

— Вы рассказали о реакции, когда человек замирает. Как проявляется реакция в жизни «бей» и «беги»?

— Реакция «бей» возникает обычно у людей, которым необходимо было себя серьезно защищать в детстве. Чаще всего это реакция мужчин, но в последнее время женщины тоже с легкостью дают сдачи. Любая привычка вообще формируется, если ее долго тренируют. Человек, который с детства привык давать сдачи и делал это в садике, школе, семье, обычно живет с очень прочной сформированной в голове нейронной связью: грозит опасность — дай сдачи. Если человек осознал, что его реакция по тревоге — агрессия, то обязательно нужна помощь специалиста. Обычно в таких ситуациях человек сам не может разорвать эти нейронные связи, что опасно для тех, кто рядом.

Реакция «беги» также в своей составляющей изобилует адреналином, но она более безопасна для других. Люди с такой реакцией в состоянии тревожности не делают до конца своих дел, часто у них все «валится из рук». Нужно понимать, что в жизни есть ситуации, когда следует остановиться, а не бежать. Поэтому эту реакцию нужно отслеживать и своевременно скидывать свое напряжение. Возможно, людям с такой реакцией помогут какие-то физические нагрузки и опять же усилия для того, чтобы возвращать себя из тревожных мыслей в реальность.

— Возможно ли вообще избавиться от тревожности?

— Тревожность является защитной функцией организма. В древности она была нужна человеку, чтобы его не съели, а сейчас — чтобы мы просто могли безопасно существовать. Тревога с нами навсегда, и она должна быть в ситуациях реальной опасности, но это чувство нужно регулировать, чтобы быть психически здоровым. Важно научиться фиксировать и осмысливать свое состояние. Если чувствуете, что мысли «полетели» и тревога повысилась, надо якобы «вернуть себя на землю», например, потрогать себя руками, потопать ногами. Нужно постараться вернуться из «тревожного будущего» в реальность.

— Многие белорусы с беспокойством ждут вторую волну коронавируса. Вы сказали, что при повышенной тревоге у людей снижается иммунитет. Значит ли это, что такие люди более склонны к вирусу COVID-19?

— Я считаю, к болезни склонны все. Но все же люди, которые легко начинают тревожиться, по этому поводу должны понимать, что мы можем повлиять в своей жизни только на те вещи, которые от нас зависят. Мы не влияем на приход «второй волны» вируса. Можно носить маску и перчатки, удерживать дистанцию, мыть руки и в конце концов не выходить из дома. Делать все, что требует ситуация, и не терять надежду.

Телефонная линия экстренной психологической помощи от Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей и онлайн-консультирование для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации:

+375 (17) 318-32-32;

+375 (29) 367-32-32 (А1);

+375 (33) 603-32-32 (МТС);

Skype: socialfamilyhelp.

Дистанционное консультирование: понедельник — пятница с 9:00 до 20:00 (суббота и воскресенье — выходные).

Наталья ТАЛИВИНСКАЯ

Название в газете: Вярнуцца ў рэальнасць, цi як пераадолець свае страхi

Выбор редакции

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.

Экология

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Антарктика, такая далёкая и близкая.

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».