Вы здесь

Как сельская учительница из-под Малориты вырастала в профессора педагогики и члена российской Академии


Время профессора Жигаловой расписано. Она выкраивает час для нашей беседы между занятиями и заседаниями. Кстати, в свои без малого семьдесят Мария Петровна прекрасно водит машину. Она приезжает ко мне точно в назначенное время, и этот час пролетает незаметно.


Со школьного пушкинского музея

Сразу становится понятно, почему на ее лекции студенты и преподаватели ходят с таким интересом. За час мы успеваем поговорить о литературе и литераторах, о философии, о жизни, вспомнить многие стихи. Собеседница прекрасно читает стихотворения античных авторов, белорусской поэтессы Нины Матяш, русских и иностранных поэтов.

Наш разговор начинается с воспоминаний о первых годах ее работы. Мне было очень интересно узнать о системе подготовки и отбора педагогических кадров в Советском Союзе. Собственно, этой системе и обязана во многом своей карьерой Мария Жигалова. Деревенская девочка из Малоритского района в педагогическом институте училась заочно, потому что... в 18 лет вышла замуж. Но училась с интересом, с удовольствием одновременно работая в школе. Со временем молодую учительницу стали замечать и приглашать в качестве лектора общества «Знание» на сельские и районные мероприятия. Потом ее пригласили на курсы повышения квалификации в Минск, где в ходе обсуждения коллеги заинтересовались опытом использования, как теперь бы сказали, мультимедийных технологий. Мария Жигалова активно использовала на своих политзанятиях кинопроекторы, фильмоскопы. И уже в 1983 году выступила с методической статьей в журнале «Политическое самообразование». Журнал был союзный, издавался в Москве. Наверное, эта публикация стала своеобразным стартом ее общественной творческой работы. Затем были выступления в белорусских педагогических изданиях, обмен опытом с коллегами на разных научно-практических форумах.

Все это время продолжалась интереснейшая работа по созданию школьного пушкинского музея. Тот музей, кстати, в Ореховской школе функционирует и сейчас. Педагог вместе со школьными активистами вела переписку с потомками Пушкина, учеными, общественными деятелями.

Заслуженный учитель

Отличительной чертой сельской учительницы из Орехова всегда была увлеченность. И в 1987 году на 7-м съезде учителей Беларуси Марии Жигаловой вручают свидетельство о звании «Заслуженный учитель БССР». Этот статус она получает в 36 лет.

Интересно было узнать, как тогда присуждали подобные звания, как изучалась кандидатура соискателя. Оказалось, что в ходе подготовки документов по поручению Министерства образования республики в село, где жила и работала учительница, приехала корреспондент «Настаўнiцкай газеты» из Минска и была в деревне неделю. Журналист разговаривала с учениками, их родителями, односельчанами Жигаловой, таким образом изучала общественное мнение. Также отдельно беседовала с коллегами претендентки на высокое звание. По итогам написала статью в газету. Такой материал служил своего рода «рекомендательным письмом». Но окончательный вердикт выносили самые разные комиссии, в том числе секретарь по идеологии обкома партии. Одним словом, проверяли основательно. А, например, перед тем как получить звание «учитель-методист» она прошла переподготовку на курсах при МГУ, где слушала ведущих профессоров Советского Союза по своей специальности. Надо признать, что в советское время кадры педагогов растили старательно и профессионально.

Позже в составе группы лучших педагогов области учительницу из Орехово приглашают в Минск на мероприятие Министерства образования. На том семинаре так называемые деятельностные игры проводили ученые из Москвы и Санкт-Петербурга под эгидой Института национальных проблем образования. Каждый учитель должен был провести презентацию своей работы и дать открытый урок.

«Я вытягиваю билет, в котором указано — «Школа, Добруш. 10 класс», — вспоминает Мария Петровна. — Едем в Добруш, провожу открытый урок. Мой урок посещала кандидат педагогических наук Светлана Петровна Бирюкова. Урок разбирают, анализируют, задают вопросы. И по итогам я получаю приглашение стать соискателем для поступления в аспирантуру в Москву, в названный институт».

Аспирантуру Мария Жигалова окончила заочно, написала диссертацию и успешно ее защитила в 1994 году, опять же, в Москве в Институте национальных проблем образования.

Когда начинается научная жизнь?

После защиты начался новый этап жизни нашей героини, связанный с работой в Брестском государственном педагогическом университете имени Пушкина, где Мария Жигалова прошла все ступеньки от ассистента кафедры до профессора и заведующего кафедрой и директора Института повышения квалификации и переподготовки этого университета. Темой докторской диссертации доцент Жигалова выбрала «Типологию анализа художественного произведения применительно к школам Беларуси». По ее словам, любое художественное произведение живет в «большом» и «малом» времени, его читают в разные времена и по-разному понимают.

Докторскую, как и следовало ожидать, Жигалова в названном институте защитила успешно и стала доктором педагогических наук Российской Федерации. Диплом доктора наук по решению высшей аттестационной комиссии Российской Федерации получила в 2006 году.

Теперь Мария Петровна работает в Брестском государственном техническом университете. Для преподавателей технического профиля, которые ведут дисциплины на английском языке, читала курсы по педагогическому мастерству. Работает с иностранными магистрантами технического университета. Как действительный член Академии педагогических и социальных наук Российской Федерации проводит курсы и читает лекции в качестве приглашенного профессора в вузах разных стран. Такие курсы лекций проведены, например, в учебных заведениях Польши, в Российско-Таджикском славянском университете в Душанбе, в Казанском (Приволжском) федеральном университете.

У Марии Жигаловой много идей, задумок, творческих планов. Только такой энергичный человек, как она, мог сказать при получении докторской степени: «С получением диплома доктора наук настоящая научная жизнь только начинается» и вызвать ироничную усмешку у отдельных коллег. Но в ее случае так и вышло. Сегодня известный ученый в области методики преподавания литературы — автор более 300 научных трудов, свыше четырех десятков из которых — монографии и учебно-методические пособия. Изданы они, кстати, в Беларуси, России и еще почти десятке стран. Вышла ее совместная книга с профессором из Ирана, учебное пособие по русской литературе на русском языке и фарси для иранских студентов.

Истоками своей работоспособности профессор кафедры белорусского и русского языков БрГТУ называет в том числе и крестьянское происхождение, деревенскую закалку, привычку надеяться только на себя. Мария всегда справлялась с трудностями, достигала поставленных целей упорным трудом. Чтобы подготовиться к сдаче экзаменов по философии и немецкому языку для поступления в аспирантуру, ей приходилось каждый день после работы бежать на автобус и ездить за 80 километров в Брест на подготовительные курсы. Возвращаться поздно вечером. А в это время она уже была мамой троих детей, женой и хозяйкой дома, а на работе учителем-новатором. Для многих ситуация может показаться неразрешимой, а она все успевала. Конечно, чувствовала поддержку семьи и, прежде всего, мужа. Помогал в свое время и брат из Минска, который спонсировал пребывание в Москве на стадии подготовки докторской диссертации. «Я могу считать себя счастливым человеком, — рассуждает Мария Петровна. — На моем пути встречалось столько хороших людей, умных, знающих, людей высокого уровня интеллекта и нравственности, что за одно только это можно неустанно благодарить жизнь».

Испытания, которые закаляли

Однажды все они — хорошие люди — внезапно прошли перед глазами. Было это давно, в молодости, задолго до защиты первой диссертации. После операции ей ввели препарат, не проверив на аллергическую реакцию. И случился анафилактический шок, за ним — клиническая смерть, как следствие — частичная амнезия. «Я видела себя сверху в потоке света — рассказывает она. — Потом часто врачи приглашали меня на свои форумы с просьбой рассказать, как это было. Спустя годы много говорила о тех ощущениях с дочерью, она у меня врач. А позже сделала для себя вывод, что умирать не страшно... Период клинической смерти длится совсем недолго. За это время проходят перед глазами лучшие люди, которые встретились на жизненном пути, мелькают-меняются картинки самых лучших, самых приятных событий всех прожитых лет».

Тогда молодую женщину спасли в областной больнице. Но у нее начались проблемы с памятью. Полный процесс восстановления памяти занял почти пять лет. Помог доктор из Кисловодска, встреченный в санатории. Именно он подсказал методику, которая повлияла на восстановление утраченного и которой Мария Петровна пользуется до сих пор как инструментом для тренировки памяти. А до этого было тяжело. Рассказывала, как первый год после болезни пыталась сама исправить ситуацию, без конца заучивала новые четверостишия, а через полчаса их напрочь забывала, и это ввергало в отчаянье. Но теперь она ко всему относится по-другому, считает, что любое испытание дается не зря. Ведь как хорошо знала своих сельских учеников, но не подозревала, сколько в сельских ребятах, успевающих и не очень, человеческого благородства... Первый год после той операции она не работала. А когда пришла на уроки, случались вот эти провалы в памяти. К примеру, учительница увлеченно рассказывает тему и вдруг резко замолкает, потому что забывает, теряет мысль. Через несколько секунд или минуту все возвращается, но во время ее молчания ученики сидят тихо-тихо, не шелохнувшись. Теперь это трогательное и трепетное воспоминание. Значит, все было не зря.

«Сегодня я благодарна судьбе за то, что вижу своих взрослых, состоявшихся в жизни детей, внуков, у меня уже два правнука. И когда пришлось помогать внучке нянчить ее маленького сына (до обеда нянчить, а после обеда читать лекции студентам-историкам), тоже воспринимаю это как подарок судьбы.

Но, кроме семьи, у меня всегда было дело, которым я увлечена. Я была увлечена им всю жизнь и старалась делать его хорошо, — продолжает Мария Жигалова. — Это говорю для более молодых — тех, кто часто сомневается и бросает что-то на полпути. Важно в жизни не отступать и верить, что все получится».

Профессор кафедры белорусского и русского языков БрГТУ сегодня живет стремительно, ярко, насыщенно, обладает большой силой притяжения и во многом является загадкой для окружающих.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Фото из архива героини

Название в газете: Жить и делать дело

Выбор редакции

Общество

«К штыку он перо приравнял». Вспоминаем военного корреспондента Константина Симонова

«К штыку он перо приравнял». Вспоминаем военного корреспондента Константина Симонова

28 ноября 2020 года исполняется 105 лет со дня рождения известного русского писателя, военного корреспондента и журналиста Константина Симонова.

Общество

Имплантация зубов: есть ли основания для страха и сомнений?

Имплантация зубов: есть ли основания для страха и сомнений?

Врачи предупреждают: даже если по каким-то причинам пришлось удалить один зуб, ему нужна замена.

Общество

«Лучший тюнинг для машин — правильный протектор шин»

«Лучший тюнинг для машин — правильный протектор шин»

Именно под таким слоганом будет проводиться республиканская профилактическая акция, которая инициирована на наших дорогах Госавтоинспекцией страны.