03 декабря, четверг

Вы здесь

Как сельская учительница из-под Малориты вырастала в профессора педагогики и члена российской Академии


Время профессора Жигаловой расписано. Она выкраивает час для нашей беседы между занятиями и заседаниями. Кстати, в свои без малого семьдесят Мария Петровна прекрасно водит машину. Она приезжает ко мне точно в назначенное время, и этот час пролетает незаметно.


Со школьного пушкинского музея

Сразу становится понятно, почему на ее лекции студенты и преподаватели ходят с таким интересом. За час мы успеваем поговорить о литературе и литераторах, о философии, о жизни, вспомнить многие стихи. Собеседница прекрасно читает стихотворения античных авторов, белорусской поэтессы Нины Матяш, русских и иностранных поэтов.

Наш разговор начинается с воспоминаний о первых годах ее работы. Мне было очень интересно узнать о системе подготовки и отбора педагогических кадров в Советском Союзе. Собственно, этой системе и обязана во многом своей карьерой Мария Жигалова. Деревенская девочка из Малоритского района в педагогическом институте училась заочно, потому что... в 18 лет вышла замуж. Но училась с интересом, с удовольствием одновременно работая в школе. Со временем молодую учительницу стали замечать и приглашать в качестве лектора общества «Знание» на сельские и районные мероприятия. Потом ее пригласили на курсы повышения квалификации в Минск, где в ходе обсуждения коллеги заинтересовались опытом использования, как теперь бы сказали, мультимедийных технологий. Мария Жигалова активно использовала на своих политзанятиях кинопроекторы, фильмоскопы. И уже в 1983 году выступила с методической статьей в журнале «Политическое самообразование». Журнал был союзный, издавался в Москве. Наверное, эта публикация стала своеобразным стартом ее общественной творческой работы. Затем были выступления в белорусских педагогических изданиях, обмен опытом с коллегами на разных научно-практических форумах.

Все это время продолжалась интереснейшая работа по созданию школьного пушкинского музея. Тот музей, кстати, в Ореховской школе функционирует и сейчас. Педагог вместе со школьными активистами вела переписку с потомками Пушкина, учеными, общественными деятелями.

Заслуженный учитель

Отличительной чертой сельской учительницы из Орехова всегда была увлеченность. И в 1987 году на 7-м съезде учителей Беларуси Марии Жигаловой вручают свидетельство о звании «Заслуженный учитель БССР». Этот статус она получает в 36 лет.

Интересно было узнать, как тогда присуждали подобные звания, как изучалась кандидатура соискателя. Оказалось, что в ходе подготовки документов по поручению Министерства образования республики в село, где жила и работала учительница, приехала корреспондент «Настаўнiцкай газеты» из Минска и была в деревне неделю. Журналист разговаривала с учениками, их родителями, односельчанами Жигаловой, таким образом изучала общественное мнение. Также отдельно беседовала с коллегами претендентки на высокое звание. По итогам написала статью в газету. Такой материал служил своего рода «рекомендательным письмом». Но окончательный вердикт выносили самые разные комиссии, в том числе секретарь по идеологии обкома партии. Одним словом, проверяли основательно. А, например, перед тем как получить звание «учитель-методист» она прошла переподготовку на курсах при МГУ, где слушала ведущих профессоров Советского Союза по своей специальности. Надо признать, что в советское время кадры педагогов растили старательно и профессионально.

Позже в составе группы лучших педагогов области учительницу из Орехово приглашают в Минск на мероприятие Министерства образования. На том семинаре так называемые деятельностные игры проводили ученые из Москвы и Санкт-Петербурга под эгидой Института национальных проблем образования. Каждый учитель должен был провести презентацию своей работы и дать открытый урок.

«Я вытягиваю билет, в котором указано — «Школа, Добруш. 10 класс», — вспоминает Мария Петровна. — Едем в Добруш, провожу открытый урок. Мой урок посещала кандидат педагогических наук Светлана Петровна Бирюкова. Урок разбирают, анализируют, задают вопросы. И по итогам я получаю приглашение стать соискателем для поступления в аспирантуру в Москву, в названный институт».

Аспирантуру Мария Жигалова окончила заочно, написала диссертацию и успешно ее защитила в 1994 году, опять же, в Москве в Институте национальных проблем образования.

Когда начинается научная жизнь?

После защиты начался новый этап жизни нашей героини, связанный с работой в Брестском государственном педагогическом университете имени Пушкина, где Мария Жигалова прошла все ступеньки от ассистента кафедры до профессора и заведующего кафедрой и директора Института повышения квалификации и переподготовки этого университета. Темой докторской диссертации доцент Жигалова выбрала «Типологию анализа художественного произведения применительно к школам Беларуси». По ее словам, любое художественное произведение живет в «большом» и «малом» времени, его читают в разные времена и по-разному понимают.

Докторскую, как и следовало ожидать, Жигалова в названном институте защитила успешно и стала доктором педагогических наук Российской Федерации. Диплом доктора наук по решению высшей аттестационной комиссии Российской Федерации получила в 2006 году.

Теперь Мария Петровна работает в Брестском государственном техническом университете. Для преподавателей технического профиля, которые ведут дисциплины на английском языке, читала курсы по педагогическому мастерству. Работает с иностранными магистрантами технического университета. Как действительный член Академии педагогических и социальных наук Российской Федерации проводит курсы и читает лекции в качестве приглашенного профессора в вузах разных стран. Такие курсы лекций проведены, например, в учебных заведениях Польши, в Российско-Таджикском славянском университете в Душанбе, в Казанском (Приволжском) федеральном университете.

У Марии Жигаловой много идей, задумок, творческих планов. Только такой энергичный человек, как она, мог сказать при получении докторской степени: «С получением диплома доктора наук настоящая научная жизнь только начинается» и вызвать ироничную усмешку у отдельных коллег. Но в ее случае так и вышло. Сегодня известный ученый в области методики преподавания литературы — автор более 300 научных трудов, свыше четырех десятков из которых — монографии и учебно-методические пособия. Изданы они, кстати, в Беларуси, России и еще почти десятке стран. Вышла ее совместная книга с профессором из Ирана, учебное пособие по русской литературе на русском языке и фарси для иранских студентов.

Истоками своей работоспособности профессор кафедры белорусского и русского языков БрГТУ называет в том числе и крестьянское происхождение, деревенскую закалку, привычку надеяться только на себя. Мария всегда справлялась с трудностями, достигала поставленных целей упорным трудом. Чтобы подготовиться к сдаче экзаменов по философии и немецкому языку для поступления в аспирантуру, ей приходилось каждый день после работы бежать на автобус и ездить за 80 километров в Брест на подготовительные курсы. Возвращаться поздно вечером. А в это время она уже была мамой троих детей, женой и хозяйкой дома, а на работе учителем-новатором. Для многих ситуация может показаться неразрешимой, а она все успевала. Конечно, чувствовала поддержку семьи и, прежде всего, мужа. Помогал в свое время и брат из Минска, который спонсировал пребывание в Москве на стадии подготовки докторской диссертации. «Я могу считать себя счастливым человеком, — рассуждает Мария Петровна. — На моем пути встречалось столько хороших людей, умных, знающих, людей высокого уровня интеллекта и нравственности, что за одно только это можно неустанно благодарить жизнь».

Испытания, которые закаляли

Однажды все они — хорошие люди — внезапно прошли перед глазами. Было это давно, в молодости, задолго до защиты первой диссертации. После операции ей ввели препарат, не проверив на аллергическую реакцию. И случился анафилактический шок, за ним — клиническая смерть, как следствие — частичная амнезия. «Я видела себя сверху в потоке света — рассказывает она. — Потом часто врачи приглашали меня на свои форумы с просьбой рассказать, как это было. Спустя годы много говорила о тех ощущениях с дочерью, она у меня врач. А позже сделала для себя вывод, что умирать не страшно... Период клинической смерти длится совсем недолго. За это время проходят перед глазами лучшие люди, которые встретились на жизненном пути, мелькают-меняются картинки самых лучших, самых приятных событий всех прожитых лет».

Тогда молодую женщину спасли в областной больнице. Но у нее начались проблемы с памятью. Полный процесс восстановления памяти занял почти пять лет. Помог доктор из Кисловодска, встреченный в санатории. Именно он подсказал методику, которая повлияла на восстановление утраченного и которой Мария Петровна пользуется до сих пор как инструментом для тренировки памяти. А до этого было тяжело. Рассказывала, как первый год после болезни пыталась сама исправить ситуацию, без конца заучивала новые четверостишия, а через полчаса их напрочь забывала, и это ввергало в отчаянье. Но теперь она ко всему относится по-другому, считает, что любое испытание дается не зря. Ведь как хорошо знала своих сельских учеников, но не подозревала, сколько в сельских ребятах, успевающих и не очень, человеческого благородства... Первый год после той операции она не работала. А когда пришла на уроки, случались вот эти провалы в памяти. К примеру, учительница увлеченно рассказывает тему и вдруг резко замолкает, потому что забывает, теряет мысль. Через несколько секунд или минуту все возвращается, но во время ее молчания ученики сидят тихо-тихо, не шелохнувшись. Теперь это трогательное и трепетное воспоминание. Значит, все было не зря.

«Сегодня я благодарна судьбе за то, что вижу своих взрослых, состоявшихся в жизни детей, внуков, у меня уже два правнука. И когда пришлось помогать внучке нянчить ее маленького сына (до обеда нянчить, а после обеда читать лекции студентам-историкам), тоже воспринимаю это как подарок судьбы.

Но, кроме семьи, у меня всегда было дело, которым я увлечена. Я была увлечена им всю жизнь и старалась делать его хорошо, — продолжает Мария Жигалова. — Это говорю для более молодых — тех, кто часто сомневается и бросает что-то на полпути. Важно в жизни не отступать и верить, что все получится».

Профессор кафедры белорусского и русского языков БрГТУ сегодня живет стремительно, ярко, насыщенно, обладает большой силой притяжения и во многом является загадкой для окружающих.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Фото из архива героини

Название в газете: Жить и делать дело

Выбор редакции

Общество

В Гродно завершается первый этап реставрации Старого замка

В Гродно завершается первый этап реставрации Старого замка

Старый замок никогда не имел завершенного вида. Его неоднократно восстанавливали и реконструировали, поэтому его архитектура содержит в себе стили нескольких эпох.

Общество

Несовершеннолетние в уголовном процессе: практические нюансы

Несовершеннолетние в уголовном процессе: практические нюансы

Об особенностях защиты прав детей-правонарушителей (задержание, применение мер пресечения, следственные действия) рассказали эксперты во время одного из вебинаров, которые совместно с Республиканской коллегией адвокатов Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси организовал еще летом.

Общество

Шоколадные желания по-белорусски. Корреспондент «Звязды» побывала на одной из кондитерских фабрик страны

Шоколадные желания по-белорусски. Корреспондент «Звязды» побывала на одной из кондитерских фабрик страны

Чтобы посмотреть, что здесь готовят к празднику и какими сладкими новинками собираются удивлять белорусов.