Вы здесь

«Лістапад-2020»: любовь к кино объединяет вопреки обстоятельствам


Уже совсем скоро, с 6 по 13 ноября 2020 года, ХХVII ММКФ «Лістапад» вновь соберет вместе специалистов и любителей кино. Нынешний кинофорум пройдет под слоганом «Магия образа», который в очередной раз подчеркивает уникальную природу кино — оно способно во всей полноте раскрыть мир вокруг нас. К участию заявлено около 120 картин из 50 стран мира. Рассказываем, по каким правилам пройдет праздник и что смогут выбрать для просмотра любители киноискусства.


Символ фестиваля — герой сказочной притчи Владимира Бычкова «Город мастеров» (этой знаковой киноленте в этом году исполняется 55 лет). Она восхваляла свободу и патриотизм, героизм и волю, что позволило сказку превратить в кино на все времена. На фестивальной афише герой «Города мастеров» — подметальщик Караколь — ярким акцентом вписан в пространство Минска, города, где и проходит традиционный кинофорум.

Церемония открытия и закрытия фестиваля состоится в кинотеатре «Москва», а показы пройдут в кинотеатрах «Центральный», «Беларусь», «Пионер», Falcon Club Бутик Кино и Silver Screen в Galileo. Фильмами открытия и закрытия стали «Уроки фарси» Вадима Перельмана и «Икар» Матея Пепшицы.

Программа основного конкурса игрового кино в этом году собрала картины крупных международных кинофестивалей, которые были сняты в постсоциалистических странах. Здесь покажут девять кинофильмов, среди которых «Сумерки» Шарунаса Бартаса, «Ветер в голове» Шуцзюнь Вэй, «Конференция» Ивана И. Твердовского, «Эдем» Агнес Кочиш, «Соперник» Маркуса Ленца и другие. В каждой из представленных работ поднимаются вечные и важные темы.

Во время пресс-конференции координатор фестиваля Николай Лавренюк, анонсировавший программу Национального конкурса, заметил, что «Лістапад» по-прежнему остается мостом в свет для отечественной киноиндустрии:

— Белорусское кино пока еще находится в непростой ситуации, однако эта площадка диалога очень важна для профессионалов и зрителей.

Как известно, в этом году изменился формат вручения призов: организаторы отказались от разграничивания наград по секциям игрового, анимационного и документального кино. Теперь жюри будет выбирать единый Гран-при За лучший фильм, а также отмечать дипломами и призами отдельные киноленты. На участие в Национальном конкурсе было подано около 60 заявок, из них более десятка кинолент попали в программу. Так, сможем увидеть «Эпитафию» Виктора Аслюка (рассказ о сакральности кладбища), «Код предков» Владимира Луцкого (работа, посвященная исследованию белорусского и украинского фольклора, связям и истории двух народов), дебютный полный метр «Запретная зона» Митрия Семенова-Олейникова (триллер, действие которого происходит в Чернобыльской зоне), «Мне нужны рукопожатия...» Андрея Кутило (история взаимоотношений матери и дочери-инвалида) и другие интересные кинокартины.

На конкурс национальных киношкол, на который отбираются лучшие работы молодых документалистов из разных стран, пришло около 200 заявок, а в итоговую программу попало 19 из киношкол России, Хорватии, Норвегии, Польши, Венгрии, Германии, Швейцарии, Италии, Словакии, США, Боснии и Герцеговины. Например фильм «Чистое полотно. Искусство семьи» китайский режиссер Маамао Чжао посвятила своему отцу, который после инсульта на десять лет бросил рисовать. Киноработа «Пустота внутри» поднимает вопрос, какую цену человек согласен потратить за свою мечту и достоин ли результат того? И каждая кинолента-это история, которая не оставит зрителя равнодушным, а даст повод размышлять и обсуждать увиденное на экране. Как сообщали ранее, в этом году на конкурсе изменились правила: кроме международного жюри кинематографистов киноленты будет оценивать также международное студенческое жюри, в составе которого будут сами участники конкурса. То есть появится площадка для обсуждения работ и возможность строить международное сообщество молодых режиссеров.

Фильмы из России, Германии, Сербии, Хорватии, Катара, Латвии, Норвегии, Швеции, Австрии и других стран сможем увидеть на основном конкурсе документального кино, который будет демонстрировать 12 картин различной тематики. Например, триллер «Только дьявол живет без надежды» Магнуса Эртена основан на реальных событиях и рассказывает историю любви и предательства, шпионажа и политических убийств. «Моя любимая война» —это личная история режиссера Илзе Бурковска-Якобсен, которая во время «холодной войны» жила в Латвии. Лента о взрослении человека, поисках себя и попытках избежать идеологического прессинга при авторитарном режиме. Кинолента «Epicentro» Хуберта Заупера демонстрирует яркий и метафорический портрет постколониальной «утопической» Кубы и является фильмом-размышлением о времени, империализме и кинематографе.

Что касается конкурса фильмов для детской и юношеской аудитории, то здесь отобраны и заявлены в программе такие картины, как «Клуб некрасивых детей» (Нидерланды), «Летние проказники» (Германия, Словакия), «Райский лагерь» (Финляндия), «Сестры» (Норвегия), «Стая» (Чехия, Словакия, Латвия), «Джеки и Опьен» (Нидерланды). И все они — о жизни «здесь и сейчас», об эволюции взросления, попытке подростков самостоятельно решать свои проблемы и принимать решения.

Еще один конкурс фестиваля под названием «Молодость на марше» в программе собрал 11 кинолент, где будут представлены как дебюты, так и работы молодых режиссеров, которые уже успели заявить о себе в творчестве.

В этом году «Лістапад» проводится в непростых для всей киноиндустрии условиях, но все-таки ждет встречи со своей публикой и гостями. Так, для иностранных членов жюри и представителей медиа дирекция форума готовится провести его в онлайн-формате. Показы для зрителей пройдут в кинотеатрах с обеспечением социального дистанцирования и всех мер безопасности.

Елена ДРАПКО

Фото: listapad.com

Выбор редакции

Экономика

Великая китайская финансовая стена

Великая китайская финансовая стена

Китай, который первым в мире нанес сокрушительный удар по пандемии коронавируса, закрепил этот успех финансовыми показателями, уже во втором квартале этого года вернувшись к динамике уверенного экономического роста.

Общество

Осложнения пандемии для мировой политики. Удастся ли нам предотвратить перерастания военных инцидентов в большую войну?

Осложнения пандемии для мировой политики. Удастся ли нам предотвратить перерастания военных инцидентов в большую войну?

Декабрь — месяц подведения первых итогов года, пока предварительных, но уже очевидных.

Общество

«К штыку он перо приравнял». Вспоминаем военного корреспондента Константина Симонова

«К штыку он перо приравнял». Вспоминаем военного корреспондента Константина Симонова

28 ноября 2020 года исполняется 105 лет со дня рождения известного русского писателя, военного корреспондента и журналиста Константина Симонова.