05 декабря, суббота

Вы здесь

Кто может рассчитывать на помощь Красного Креста во время COVID-19


Пандемия коронавируса, начавшаяся прошлой весной, стала испытанием для нашего общества, в том числе — на способность к сопереживанию, отзывчивости и помощи другим. Белорусское общество Красного Креста было, пожалуй, самой активной организацией, которая объединила неравнодушных — организации и людей, готовых поддержать тех, кто в этом особо нуждается.

Более 1,8 тысячи волонтеров по всей стране, 52 тысячи услуг по доставке продуктов и рецептов и несколько десятков тысяч благодарных пожилых людей — это тот результат, которого удалось достичь. Во время второй волны COVID-19 основным направлением деятельности Белорусского Красного Креста останется поддержка в первую очередь пожилых людей. Кроме того, помощь, в том числе и денежную, смогут получить те, кто столкнулся с финансовыми проблемами, — многодетные и неполные семьи, люди без определенного места жительства и те, кто вышел из мест лишения свободы.


Более 1,8 тысячи волонтеров и 52 тысячи доставок

— Во время первой волны коронавирусной инфекции мы определили приоритетные направления, по которым была переформатирована наша работа. Первый из них — обеспечение устойчивой работы нашей медико-социальной службы «Помощь», — рассказывает специалист по обучению Белорусского Общества Красного Креста Елена Русинович. — Под опекой 147 медицинских сестер и 17 младших сестер милосердия находится около 1,5 тысячи подопечных. Это пожилые люди, которые постоянно дома, они нуждаются в постоянном квалифицированном уходе. Поэтому важно было сохранить здоровье медсестер. Были закуплены средства индивидуальной охраны — как для персонала, так и для подопечных. Приходилось много объяснять пожилым людям, что теперь к ним не будут приходить пожилые волонтеры, как это было раньше. Вместо этого они звонили нашим подопечным и таким образом оказывали психосоциальную поддержку. Это было очень значимо для людей, которые остаются одни.

Кстати, пандемия стала вызовом и для самих пожилых волонтеров, которых немало в рядах Красного Креста. Как оставаться волонтером, находясь дома? Они находили выход — записывали мини-ролики о физической активности, звонили не только подопечным, но и своим пожилым соседям и знакомым, делились информацией и убеждали в необходимости побыть дома.

Еще одно востребованное направление деятельности, объединившее десятки тысяч людей этой весной — оказание социальной поддержки одиноким пожилым людям, которые из-за пандемии вынуждены были оставаться дома. Им доставляли продукты и товары первой необходимости, рецепты из поликлиник. Такая услуга оказана более 52 тысяч раз! Пик доставок пришелся на апрель-май. И если сначала больше заявок поступало в Красный Крест через территориальные центры социального обслуживания, то в скором времени люди стали звонить напрямую. Координаторы распределяли заявки таким образом, чтобы все они выполнялись в тот же день.

— У пожилых людей были самые разные пожелания, и это не только приобретение продуктов. Если пожилой человек просил погулять с его собакой или купить корм, которого нет в соседнем магазине, разумеется, наши волонтеры не могли отказать, — делится Елена Русинович.

Во время пандемии Красный Крест столкнулся с неожиданным вызовом: требовалось большое количество волонтеров — гораздо больше, чем работало здесь обычно. В короткий срок было рекрутировано более 1800 человек.

— Мы создали базу, где все желающие могли зарегистрироваться. А координатор в регионе связывался с ними, проводил инструктаж. Все обучение проходило в онлайн-режиме. Всего однажды нужно было прийти в офис, чтобы получить специальную жилетку, бейдж и средства индивидуальной охраны — перчатки, маски и антисептик, — рассказывает Елена Русинович.

Примечательно, что все волонтеры Красного Креста были застрахованы от несчастных случаев, а также заболевания коронавирусной инфекцией.

— Многие из тех «спонтанных» волонтеров, которые присоединились к нам в марте-апреле, стали постоянными. Они готовы поддерживать Красный Крест по другим направлениям, — говорит собеседница. — Мы наблюдали большую активность, особенно наших молодых людей. Водители были готовы или приобрести продукты и отвезти, или подвезти волонтера с тяжелым пакетом. Откликались службы такси и делились промо-кодами для бесплатных поездок. Каждый помогал по мере возможности — кто-то работал раз в неделю, кто-то — каждый день. Самая большая востребованность услуг доставки, конечно, была в Минске. В день поступало до 200 заявок. Но ни одна услуга не переходила на следующий день. Волонтерили даже семьями. А некоторые волонтеры познакомились, работая у нас на доставке, и решили создать семью.

«Добрый телефон» не смолкает

Для информирования и психосоциальной поддержки опять-таки прежде всего пожилых людей была организована линия «Добрый телефон» (201 — номер для мобильного телефона, 122 — для городского). На нее с начала апреля позвонило более 1,2 тысячи человек.

— Это волонтерская линия, и тот, кто обращается, мог получить всю информацию об услугах, записаться на доставку. Но главная ее функция — психосоциальная поддержка. Ведь многие люди, которые находятся в изоляции, тяжело это переносят, — говорит начальник отдела по реагированию на чрезвычайные ситуации и розыску Белорусского Общества Красного Креста Виталий Тарашкевич. — Волонтеры и сами звонили пожилым людям, рассказывали о важности самоизоляции, дистанцирования, непосещения мест массового скопления. Иногда пожилые люди боятся нагрузить других какой-то проблемой, к некоторым мы даже выезжали домой, помогали решать бытовые вопросы.

Несмотря на относительное затишье летом, «Добрый телефон» продолжал работать и действует сейчас. Ежедневно здесь принимают три-четыре десятка звонков. Волонтер Ольга Бладыко в перерыве между телефонными звонками рассказывает, что пришла в Красный Крест пару месяцев назад, до этого также работала волонтером в Центре развития эффективной коммуникации «Живая библиотека». Девушка учится на психолога на четвертом курсе факультета философии и социальных наук БГУ и уверена, что волонтерский опыт пригодится в профессии.

Обычным волонтером пришла в Красный Крест в апреле и психолог Валентина Ракецкая. Сегодня она — специалист по психосоциальной подготовке Белорусского Общества Красного Креста и координирует работу волонтеров на «Добром телефоне».

— Мне была очень интересна работа на инфолинии, поэтому я и пришла волонтером, — говорит девушка. — Каждая история, где нам удалось помочь, по-своему трогательна. У нас есть наша бабушка Надежда, для которой инфолиния стала чем-то родным. Она живет одна, полностью потеряла зрение. Бабушка звонит нам очень часто, познакомилась со всеми волонтерами, она не потеряла интереса к жизни, обсуждаем с ней все события. Для пожилых людей очень важна такая поддержка — когда начинаешь разговаривать и расспрашивать человека, некоторые из них от такого внимания к себе даже начинают плакать.

Поддержка многодетных и неполных семей и не только

— Если изначально мы предполагали, что обращаться к нам будут только пожилые люди, то ошибались — нам начали звонить те, кто заболел или стал контактом первого уровня и находился на самоизоляции, — продолжает Елена Русинович. — Многие из них — молодые. Несмотря на достаток, социальную активность, им пришлось сидеть дома. Мы никому не отказывали в самых разных ситуациях.

Сервисы Красного Креста, работавшие во время первой волны COVID-19, останутся доступны и сейчас. Но помощь будет расширена.

— Мы проанализировали нашу работу и обращения в Красный Крест и понимаем, что, кроме болезни, люди столкнулись и с экономическими последствиями. Все страны-соседки были закрыты, некоторые, кто там работал, потеряли работу и должны были вернуться домой. Поэтому мы обратим внимание на такую категорию, как многодетные и неполные семьи, где потеря единственного источника дохода — большая проблема. Еще одна уязвимая категория — люди с инвалидностью, имеющие большие расходы на лекарства. Совместно с Международной федерацией Красного Креста и Красного Полумесяца мы разработали проект по оказанию финансовой поддержки указанным категориям граждан. Это будет ваучер на сумму 50 франков (около 140 рублей. — «Зв.»). Скоро программа начнет реализовываться, — отмечает Виталий Тарашкевич.

Предполагается, что пока такая поддержка будет единовременной. Сведения о людях, нуждающихся в помощи, сотрудники Красного Креста получают из госорганов. Также можно и самостоятельно обратиться в организацию, написав заявление и добавив соответствующие документы.

— Проанализировав ситуацию в мире, мы поняли, что во время изоляции наиболее уязвимыми становятся люди без определенного места жительства. Сейчас они сосредоточены в центрах временного пребывания. У нас имеется два своих центра — в Гродно и Гомеле, где эти люди получают помощь. И мы приняли решение поддержать их продуктовыми и гигиеническими наборами, — добавляет собеседник.

Поддержка будет оказана и людям, освободившимся из мест лишения свободы.

— Они часто не имеют близких и средств к существованию, испытывают сложности с трудоустройством. Мы провели встречи с Департаментом исполнения наказаний и надзорными органами и определились с теми, кто может получить нашу помощь. Это также продуктовые и гигиенические наборы. Продуктовый рассчитан на то, чтобы поддержать человека в течение месяца. В отдельных случаях эти люди могут рассчитывать и на денежный ваучер. Он позволяет приобрести любые вещи из ассортимента в одной из торговых сетей.

Елена КРАВЕЦ

Название в газете: Аб'яднанне нераўнадушных

Выбор редакции

Общество

Еда как лекарство. Что съесть, чтобы стать здоровее?

Еда как лекарство. Что съесть, чтобы стать здоровее?

Мы решили расспросить специалиста.  

Общество

«Социальная болезнь». Любовь за деньги в БССР во времена НЭПа

«Социальная болезнь». Любовь за деньги в БССР во времена НЭПа

Среди сторонников теории свободной любви было много высокопоставленных большевиков и большевичек.

Общество

Министр ЖКХ Андрей Хмель: Потребителя услуги нужно услышать и понять

Министр ЖКХ Андрей Хмель: Потребителя услуги нужно услышать и понять

О закрытии полигонов, влиянии коронавируса, призывах к неплатежу за коммунальные услуги и ближайших перспективах.

Общество

В Гродно завершается первый этап реставрации Старого замка

В Гродно завершается первый этап реставрации Старого замка

Старый замок никогда не имел завершенного вида. Его неоднократно восстанавливали и реконструировали, поэтому его архитектура содержит в себе стили нескольких эпох.