05 декабря, суббота

Вы здесь

В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны выставлены оригиналы карикатур военного времени


Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны приглашает познакомиться с советской графикой и карикатурой военного времени. У посетителей есть уникальная возможность увидеть оригиналы, созданные в период с 1939 по сентябрь 1945 года. Такие документы нечасто выставляются напоказ. Дело в том, что срок хранения бумаги — семь десятилетий, а размещенным на временной экспозиции работам уже около 80 лет, и для того чтобы это наследие было доступно и следующим поколениям, музейщики создают для его хранения специальные условия. Кстати, выставка Оружием искусства» будет работать только до 27 ноября.


Агитационные бомбы

Хранительница коллекции плакатов Галина Павловская знакомит с работами, которые посвящены событиям в Беларуси.

Сегодня коллекция музея советского политического плаката периода Великой Отечественной войны насчитывает около 500 оригиналов по 400 наименованиям. Над ее созданием работало не одно поколение работников учреждения, поэтому неслучайно выставка приурочена к 76-летию самого музея.

Первые плакаты учреждение получило сразу после его создания от Белорусского штаба партизанского движения. Отдельные экземпляры передавали коллеги из других городов. Многие работы, которые отличаются художественной и исторической ценностью, работники привозили из командировок, закупали у коллекционеров, получали в подарок от самих творцов или их родственников. Например, пять лет назад заведение посетила вдова ленинградского художника Михаила Гордона, который в годы войны работал в блокадном городе, и передала музею оригинальный плакат времен войны.

В военные годы средства массовой информации и агитации вышли на передовую. Плакат был одним из самых распространенных инструментов новой информационной войны. Недаром в то время его называли «агитационной бомбой». Искусство поддерживало и укрепляло боевой дух красноармейцев, партизан и тружеников тыла, содействовало мобилизации, придавало надежду и веру в победу. Важную роль в то время приобрела сатира. Именно такие плакаты сейчас представлены на экспозиции в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны.

Естественно, невозможно одномоментно ознакомить со всей коллекцией плакатов, хранящейся в музее, временная экспозиция демонстрирует наиболее известные в те времена плакатные письма в героико-сатирическом и сатирическом жанрах. Отобрано всего 36 работ, знакомящих с творчеством выдающихся мастеров-карикатуристов.

Для современников это уже не просто иллюстрации, но и исторические документы. В 40-е годы художники в своих работах освещали все, что происходило на фронте и в тылу, рассказывали о разных периодах войны.


Карандаш вместо винтовки

Открытие выставки «Оружием искусства».

В коллекции музея хранится самый первый плакат времен Великой Отечественной, который появился на улицах Москвы уже на третий день войны. Он создан Кукрыниксами — это псевдоним, «собранный» из частей фамилий трех художников, Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. До Великой Отечественной войны они занимались литературным шаржем, делали графику для журналов и газет. Их творчество одобрял Максим Горький. Необычным было то, что свои работы они создавали вместе. Брали письмо и постепенно развивали определенную идею, каждый что-то добавлял. Еще до войны ими был разработан образ Гитлера — до подписания договора о границах и дружбе между СССР и Германией в газетах разрешалась критика фашистского режима. Уже вечером 22 июня этот творческий коллектив создал эскиз плаката «Безжалостно разгромим и уничтожим врага», на котором карикатурный Гитлер разрывает договор о ненападении. Первое художественное решение было таким, что штык пронзает руку фюрера. Но на следующий день, когда стало понятно, что война уже не напоминает локальный конфликт, и масштабы ее могут быть серьезные, Кукрыниксы изменили творческое решение: на плакате штык пронизывает уже голову Гитлера. Первые работы выполнялись только в двух цветах — все для того, чтобы их как можно быстрее можно было запустить в печать.

В 1970 году сами Кукрыниксы передали в дар минскому музею плакаты на белорусскую тематику, отражающие партизанское движение, «рельсовую войну» и окружение 105-тысячной фашистской группировки под Минском (известное как Минский «котел»).

Таким в 1942 году Борис Ефимов показал поражение немецких войск под Москвой.

Размещена на временной экспозиции и работа, выполненная в начале войны Алексеем Кокорекиным «Бей фашистского гада». Можно заметить, что сначала художники писали работы в стиле, который активно использовался во времена Гражданской войны, когда враг изображается метафорически, в виде скорпиона или какого-то чудовищного существа, птицы или зверя.

Куратор выставки и заведующий отделом письменных и художественных источников, хранительница коллекции плакатов Галина Павловская, которая знакомит меня с выставкой, обращает внимание на то, что образные рисунки дополняют короткие, сжатые, вместительные тексты. В годы войны художники активно сотрудничали с Самуилом Маршаком — детский писатель помогал писать рифмованные тексты, которые дополняли плакат, усиливали его эмоциональное воздействие.

Мы останавливаемся возле плаката, посвященного разгрому гитлеровцев под Москвой, который в 1942 году написал наш земляк Борис Ефимов. Он родился в 1900 году в Смиловичах. Перед началом войны сатирик, карикатурист активно сотрудничал с различными изданиями — печатался в «Звязде», «Известиях», журналах «Огонек» и «Крокодил». Несмотря на то, что его родной брат, публицист, известный нам под псевдонимом Михаил Кольцов, перед войной был репрессирован и расстрелян, художник не переставал бороться на сатирическом поле. В 1943 году даже выпустил целую книгу в издательстве «Мастацтва» с сатирой на Гитлера и его стаю. Борису Ефимову удалось побывать на Нюрнбергском процессе и своими глазами увидеть на скамье подсудимых тех, кого он рисовал. Прожил художник 108 лет, в 107-летнем возрасте был назначен главным художественным редактором газеты «Известия», активно работал, писал мемуары, встречался с молодежной аудиторией.

На выставке показаны и работы плакатистов Ленинграда. Ленинградские художники, которые во время советско-финской войны выпускали стенгазету «Карандаш», организовали выпуск серии плакатов «Боевой карандаш». В блокадном городе вышло 102 номера.

В годы войны московские и ленинградские художники работали также над серией «ОКНА ТАСС». В оригинале работы создавались вручную при помощи прорезных трафаретов обычными красками. В высоту они могли быть до трех метров. Плакаты вывешивались в витринах магазинов, на стенах и ограждениях рядом со сводками
Совинформбюро.

В экспозиции можно увидеть и «комиксы» — да, истории в картинках были придуманы советскими художниками еще во времена Гражданской войны.

Самый первый плакат, который появился на улицах уже на третий день войны.

Не могли сотрудники музея не показать плакаты одного из самых известных плакатистов Виктора Дени. В музее хранится 11 его работ, особенно ценные — с дарственными надписями автора. За годы войны он создал галерею портретов Гитлера, меняя его физиономию с каждым месяцем. Большое значение художник придавал цветам и написанию букв, даже подписи на его плакатах кажутся острыми как жало. Сначала художник сотрудничал с поэтом Демьяном Бедным, а после рифмованные надписи придумывал сам. В годы войны он был в почтенном возрасте, но, несмотря на болезни, продолжал работать. Его не стало в 1946 году.

Бесспорно, сатира сыграла большую роль в деле победы. Если до войны было всего около десятка профессиональных плакатистов, то для создания  «информационных бомб» художников отозвали с фронтов, десятки мастеров станковой живописи, графики и скульптуры стали работать над плакатами. Их работы выходили тиражами от 2 до 200 тысяч, а некоторые патриотические плакаты — такие как «Родина-мать зовет!» — вообще выдержали миллионные тиражи, выходили на разных языках.

Елена ДЕДЮЛЯ

Название в газете: Калi плакаты станавiлiся зброяй

Выбор редакции

Общество

Еда как лекарство. Что съесть, чтобы стать здоровее?

Еда как лекарство. Что съесть, чтобы стать здоровее?

Мы решили расспросить специалиста.  

Общество

«Социальная болезнь». Любовь за деньги в БССР во времена НЭПа

«Социальная болезнь». Любовь за деньги в БССР во времена НЭПа

Среди сторонников теории свободной любви было много высокопоставленных большевиков и большевичек.

Общество

Министр ЖКХ Андрей Хмель: Потребителя услуги нужно услышать и понять

Министр ЖКХ Андрей Хмель: Потребителя услуги нужно услышать и понять

О закрытии полигонов, влиянии коронавируса, призывах к неплатежу за коммунальные услуги и ближайших перспективах.

Общество

В Гродно завершается первый этап реставрации Старого замка

В Гродно завершается первый этап реставрации Старого замка

Старый замок никогда не имел завершенного вида. Его неоднократно восстанавливали и реконструировали, поэтому его архитектура содержит в себе стили нескольких эпох.