05 декабря, суббота

Вы здесь

Маленькие белорусские супрематисты из Смиловичей удивляют мир


Супрематизм для детей — насколько это доступно? Здесь и взрослый не каждый поймет принцип «освобождения красок» и восприятия вселенной в простых формах. Иногда трудно даже знающего человека убедить, что «Черный квадрат» Казимира Малевича, основателя супрематизма, не просто неряшливо закрашенное полотно, а манифест, сменивший все искусство.


С другой стороны, именно дети наиболее лишены стереотипов и способны к креативу. В частности, в арт-центре «Улей», который действует в Центре творчества детей и молодежи Хаима Сутина в городском поселке Смиловичи, этому креативу есть где развиться. В год, когда весь мир отмечает 100-летие общины «Утвердители нового искусства» («УНОВИС»), созданной Казимиром Малевичем в Витебске, дети подготовили впечатляющий проект «На100ящий УНОВИС». Первая попытка на Беларуси освоения супрематизма юными художниками. Это и выставка рисунков, и макеты архитектурных форм, и расписанный сервиз для чая... А главное — коллекция фантазийной одежды в супрематическом стиле, к которой поставлен танцевальный номер, снят видеоролик... Недавно этот проект победил на международном конкурсе «Перекрестки. Минск». По этому поводу в Смиловичах состоялось мероприятие — поздравить юных победителей приехали представители Национального художественного музея Беларуси, литературного музея Максима Богдановича, творческого и общественного сообщества. Конечно, самым интересным было посмотреть демонстрацию костюмов — настоящий спектакль. Персонажей всего семь: дети вообразили, как выглядят супрематичные художник, композитор, модельер, танцовщица, парикмахер, дизайнер... Фантазия витала. Отсылки к японскому театру Кабуки и готическому костюму Чумного доктора, сумочка в виде швейной машинки и материализованные ноты на ниточках... Особое умиление вызвал костюм градостроителя — в виде черного квадрата, который танцевал и создавал невероятную атмосферу. Костюмы были сделаны самими детьми, конечно, с помощью педагогов. Пришлось усвоить ручную роспись и шитье, аппликацию и пэчворк... Материалы также разнообразны: картон и атлас, натуральная кожа и полиэтиленовая пленка... Что же, основной принцип «УНОВИСа» — коллективное творчество при сохранении абсолютно индивидуальных поисков и проектов. Поэтому поздравляли не только детей, но и педагогов, а сегодня в центре много молодых учителей.

— Четыре года существует арт-центр «Улей», созданный на базе художественной школы, — отметил общественный деятель, дипломат, писатель Владимир Счастный. — Главное — что здесь учат не только рисовать, но и представлять себя в искусстве, знакомят с его различными течениями, чтобы среди них каждый мог найти свою.

— Сама идея была немного странная — супрематизм и дети, — рассуждала ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Надежда Усова, которая поддерживала необычный проект. — Супрематизм чувствуют не все взрослые художники, расценивая как некую странность. А здесь — дети... Как до них донести, что такое этот стиль? Но благодаря молодым педагогам арт-центра и благодаря энтузиазму детей, мы увидели что-то очень стильное и дерзкое. Впрочем, однажды я сказала, что супрематические выставки должны быть хулиганские. И на сегодняшней выставке творческая хулиганство, дерзость чувствуется. Это единственная выставка детского супрематизма в Беларуси. Смиловичский арт-центр «Улей» стал брендом, и я уверена, что с этим проектом участники еще будут много путешествовать и завоевывать награды.

Национальный художественный музей специально для того, чтобы мог осуществиться проект, организовал для учащихся арт-центра посещение экспозиции одного из художников сообщества «УНОВИС» Лазаря Хейдекеля, мастер-класс по росписи фарфоровой посуды от сотрудника НХМ Аллы Василевской, а архитектор Андрей Беляев провел лекцию по супрематической архитектуре и дал для выставки в Смиловичах созданный им супрематический стол. В упомянутой мебели невероятная форма, много ящиков и поверхностей, а также цветов. Именно на нем расставлен расписанный детьми чайный сервиз. Поэтому архитектор Галина Левина привезла на мероприятие специально подготовленный ей «supremateе» — набор чая. Конечно, такой чай стоит пить только из специальной чашки! А поскольку Андрей Беляев пообещал к своему столу сделать еще и супрематические табуреты, на новогодние праздники в музее, возможно, пройдет «супрематическое чаепитие».

Интересно, как кто воспринимает изображения детского супрематизма? Разумеется, мнения будут неоднозначны, и кое-кто возмутится — зачем? Не лучше ли, чтобы дети перенимали только образцы классического реалистичного искусства? Но лучше на обвинения отвечает цитата Казимира Малевича, которую использовали юные художники в одной из работ: «В точке нечего увидеть, кроме точки. Поэтому появляется в супрематизме точка в виде квадрата или круга, вызывающая сильнейшее возмущение всего общества. Но в конце концов придут к точке — к себе».

Во время мероприятия прозвучала еще одна приятная новость: учащиеся арт-центра «Улей» стали победителями еще одного творческого международного конкурса «Восточные сказки глазами детей», на этот раз в Эстонии. Получили девять дипломов первой, второй и третьей степеней.

Людмила РУБЛЕВСКАЯ

Фото автора

Название в газете: Танец Чорнага квадрата

Выбор редакции

Общество

Еда как лекарство. Что съесть, чтобы стать здоровее?

Еда как лекарство. Что съесть, чтобы стать здоровее?

Мы решили расспросить специалиста.  

Общество

«Социальная болезнь». Любовь за деньги в БССР во времена НЭПа

«Социальная болезнь». Любовь за деньги в БССР во времена НЭПа

Среди сторонников теории свободной любви было много высокопоставленных большевиков и большевичек.

Общество

Министр ЖКХ Андрей Хмель: Потребителя услуги нужно услышать и понять

Министр ЖКХ Андрей Хмель: Потребителя услуги нужно услышать и понять

О закрытии полигонов, влиянии коронавируса, призывах к неплатежу за коммунальные услуги и ближайших перспективах.

Общество

В Гродно завершается первый этап реставрации Старого замка

В Гродно завершается первый этап реставрации Старого замка

Старый замок никогда не имел завершенного вида. Его неоднократно восстанавливали и реконструировали, поэтому его архитектура содержит в себе стили нескольких эпох.