Вы здесь

Дороги Беларуси оценят в звездах. ​Система помощи водителю, «искусственное зрение» и нулевые выбросы СО2


Независимый институт аудиторов дорожной безопасности будет создан в Беларуси. А все дороги страны, начиная с магистральных, рассмотрят по международной программе оценки дорог (IRAP). Это определенная система, которая определит как наиболее безопасные для движения пути, так и дороги, где над качеством еще предстоит работать. В ближайшее десятилетие в стране появится также и республиканская программа развития электротранспорта, которая сейчас проходит разнообразные согласования. Об этом, а также дальнейшем развитии путей и автомобилей рассказали специалисты.


56 погибших на миллион — показатель безопасности. Но можно меньше

Создание комфортных и безопасных автодорог — приоритет работы дорожной отрасли страны. В Беларуси реализуется Концепция обеспечения безопасности дорожного движения, и в этом направлении уже достигнуты высокие показатели. На дорогах погибло 56 человек на миллион жителей, хотя стремиться надо, конечно, к нулевой смертности, утверждают специалисты.

— В рамках проекта реконструкции дороги М-3 и мостов мы, например, работаем с консультантами, которые будут помогать нам разрабатывать стратегию безопасности дорожного движения. В сотрудничестве с Европейским банком реконструкции и развития продолжится реконструкция и остальных магистральных дорог на выезде из столицы, — рассказал Сергей ЛЕОНЧИК, начальник управления автомобильных дорог Главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций.

Безопасность на дорогах помогает повышать и система помощи водителю — ADAS — современные электронные устройства, которыми сейчас оснащаются все автомобили и автобусы. Часть таких систем уже имеет статус обязательных. В частности к АБС — антиблокировочной системе тормозов — с этого года добавилась как обязательная и система курсовой устойчивости авто. Для легкового транспорта она уже действовала, а теперь массово должна появиться и на грузовом, сообщил Павел Шабанов, главный конструктор по автомобильной технике Минского автомобильного завода холдинга «БелавтоМАЗ»:

— Факультативная у нас в стране, однако обязательная в Европе функция экстренного торможения также должна заработать. На авто устанавливается камера — такой элемент искусственного зрения, — которая распознает элементы дорожного покрытия, что позволяет авто двигаться без участия водителя, если установлен такой режим. А также видеть объекты, приближающиеся к машине: предметы и людей. Таким образом даже невнимательность водителя не станет причиной аварии.

Меры безопасности в использовании техники, производимой на Минском тракторном заводе (МТЗ), имеет специфический характер. Они касаются в основном опрокидывания и попадания в нее каких-то предметов во время работы и значительно меньше связаны со скоростью, так как в транспортном режиме она не превышает 40 км/ч, а в рабочем — 12 км/ч. Есть и коммунальная для содержания дорог — уборки и обкашивания, и строительная — для создания тех же дорог и мостов.

Транспорт на газу — актуальное направление развития прежде всего для России. Однако МАЗ как основной экспортер автотехники стране-соседке имеет серьезные разработки и определенные поставки техники на газомоторном топливе — причем как на сжатом, так и на сжиженном метане, и рассчитывает, что отечественная техника также сможет поучаствовать в программе, которая реализовывается в России и имеет целью глобальную газификацию большей части транспорта.

Применяется сжиженный газ и в белорусских тракторах, однако из-за удаленности от мест заправки это явление существует пока только в рамках эксперимента.

— Мощностные показатели этой техники сегодня в зависимости от необходимых объемов работ составляют от 30 лошадиных сил для местных технологических дорог до 130-150 — для больших магистралей, — рассказал Алексей ЛЮБЧЕВСКИЙ, заместитель директора филиала ОАО «МТЗ» «Торгового дома BELARUS». — Это скорее энергетическое средство, которое в определенное время и в определенном месте может дать необходимое количество энергии: гидравлической, механической или электрической. При этом мы тесно сотрудничаем с дорожными службами и предлагаем базовые шасси для навешивания на них специального оборудования, которое не выпускается на МТЗ. А также готовы к созданию техники по заказу, включая и в рамках импортозамещения.

Электрокары: МАЗ-303, 12-тонник и «Геометрия А»

Экология — тоже один из моментов безопасности. Надо снижать выбросы СО2 в атмосферу от авто. В стране уже действует экостандарт Евро 5 для автотранспорта. Однако не за горами и время, когда мы двинемся к уменьшению выбросов вплоть до нуля, заметил главный конструктор МАЗа:

— Это техника на электроприводе, которая не имеет систем, связанных с двигателем внутреннего сгорания. Такие виды транспорта будут в ближайшее время распространяться и у нас. Моду на это задали страны, где экоситуация была критическая: Китай и Индия. После начала государственной программы развития транспорта и его замены на экологический за десять с лишним лет там достигли ошеломляющих результатов. Последние три года Китай производит по 90-100 тысяч одних только электробусов. А в крупных китайских городах курсирует по 10-15 тысяч электробусов. Для сравнения, в Москве сейчас 500 электробусов. И тенденции к развитию электротранспорта сохраняются.

В Беларуси «Белкоммунмаш» уже несколько лет также производит электробусы, которые питаются от троллейбусной сети и курсируют по маршрутам столицы. А МАЗ испытывает два созданных в прошлом году прототипа техники на электроприводе. Это городской 12-метровый электробус МАЗ-303 и развозной автомобиль до 12 тонн.

— Это довольно новая вещь. И если говорить о безопасности, нельзя не сказать, что существование электропривода подразумевает наличие высокого напряжения (около 600 вольт) на борту транспорта. Соответственно, в серийном производстве мы обязаны представить всесторонне испытанную технику, безопасную для пассажиров, — уточнил Павел Шабанов.

На предприятии «Белджи» в свою очередь тестируется электрокар «Джили Геометрия А» (Geely Geometry A). Специалисты говорят, что этот седан уже показал свои характеристики. В зависимости от используемого на машине аккумулятора авто проходит свои заявленные 400 и 500 километров. Сейчас его планируют тестировать в зимних условиях, а также рассматривать, как обеспечить его эксплуатацию в Беларуси и следить за готовностью электростанций для обслуживания электрокаров.

Кроме того, в этом году на предприятии «Белджи» освоен полный технологический цикл изготовления авто «Джили Кулрей» (Geely Coolray), который уже полюбился российскому и белорусскому потребителям. На улицах этой модели будет становиться все больше, заверил Виталий БЫЛИЦКИЙ, главный технолог «Белджи»:

— Мы передали нашим дилерам опытную партию двух новых моделей. «Джили Тугела» (Geely Tugella) — премиальный кроссовер, который сегодня обладает максимальными опциями работы по безопасности и комфорту. А также более бюджетный вариант: хэчбек «Джили ЖС» (Geely GS).

Над экологической безопасностью работают и на МТЗ. При этом для техники, производимой здесь, применяются более жесткие стандарты, чем для обычных авто. Это объясняется тем, что продукция завода занята в основном в сельском хозяйстве — на полях (а это продукты питания), или его техника работает в местности, где еще ничего не создано (а это природа, и воздействие на природу должно быть минимизировано).

— На наших двигателях мы активно используем и электронные системы управления впрыскиванием топлива, что рационально и со стороны экономики, и экологической безопасности. А также сложная система каталитических нейтрализаторов, катализаторов, которые сводят к минимально возможным сегодня показателям выбросы СО2 и оксидов азота, — поделился представитель МТЗ. — Что касается альтернативных видов топлива, у нашей техники также имеется специфика. Мы делаем электрификацию тракторов с помощью не тяговых батарей, а дизель-генераторных установок. Они показывают, с одной стороны, более экологические классы, а с другой — более экономичное применение нашей техники.

Дороги Минщины

Местная сеть автодорог столичной области — это около 16 тысяч километров, над которыми работают 25 филиалов. В хозяйстве «Минскоблдорстроя» также 35 карьеров. А из-за нехватки финансирования организации почти половину работ приходится выполнять для побочных заказчиков. При этом дороги Минщины постепенно меняют щебеночно-гравийное покрытие на асфальто- или цементно-бетонное. За девять месяцев этого года так «переоделось» уже 45,3 километра дорог (в прошлом году за это же время покрытие изменили 27,7 километра), поделился Сергей Макаревич, заместитель главного инженера КУП «Минскоблдорстрой»:

— Все теплоисточники и потребители у нас получили паспорта готовности к зиме. Заготовлено около 60 % смесей галитовых отходов. Пескоструйная, очистительная и снегоуборочная техника готовы почти на 100 %. Заготовлено 51,5 тысячи тонн песчано-солевой смеси и 21,9 тысячи тонн чистого галита.

Ожидается, что в ближайшую пятилетку финансирование столичных дорог увеличат на 15-20 %.

Ирина СИДАРОК

Фото автора

Выбор редакции

Общество

Имплантация зубов: есть ли основания для страха и сомнений?

Имплантация зубов: есть ли основания для страха и сомнений?

Врачи предупреждают: даже если по каким-то причинам пришлось удалить один зуб, ему нужна замена.

Общество

«Лучший тюнинг для машин — правильный протектор шин»

«Лучший тюнинг для машин — правильный протектор шин»

Именно под таким слоганом будет проводиться республиканская профилактическая акция, которая инициирована на наших дорогах Госавтоинспекцией страны.

Общество

Зимний ассортимент. Сколько стоят «витамины» на «Лебяжьем»

Зимний ассортимент. Сколько стоят «витамины» на «Лебяжьем»

С какими признаками вы связываете приближение зимы?

Общество

Ректор Могилевского госуниверситета Денис Дук: У нас свои особенности и путь развития в мировой истории

Ректор Могилевского госуниверситета Денис Дук: У нас свои особенности и путь развития в мировой истории

Три года назад Денис Дук переехал в Могилев, чтобы возглавить ведущий вуз области по подготовке педагогических кадров.