Вы здесь

Быков, Шамякин, Короткевич и... эмодзи. Какие нестандартные подходы к развитию у учащихся эмпатии, командного духа и образного мышления предлагают сегодня учителя?


«Еще вчера у нас были хорошие отношения с Германией, ведь мы же соседи, датский и немецкий язык очень похожи. А сегодня немцы маршируют по улицам нашего города, их можно увидеть из окна, так как король отдал приказ не оказывать сопротивление нацистам. Он хочет спасти наши жизни».

«Мой отец работал в полиции и за это его схватили и отправили в Сибирь. Нас выселили из квартиры, сейчас мы живем в деревне у родственников, недалеко от Юрмалы. Мамочка сказала, что мы с сестрой уже взрослые и сможем какое-то время пожить у родственников, а потом она и папа вернутся».

«Совсем недавно мы жили счастливо, все казалось таким безоблачным, а сейчас я сижу в лагере для малолетних преступников. Меня посадили, потому что мой папа был членом городского совета Таллина. Его арестовали сразу, как Советский Союз захватил Эстонию. Я не знаю, где он. Мне очень плохо».

«Нацисты заполнили парижские улицы. Они фотографируются на фоне Эйфелевой башни. Везде развешивали свои флаги со свастикой...».

О Второй мировой войне снято много документальных и художественных фильмов. Записано множество воспоминаний свидетелей тех событий. Но в школьной программе в учебнике для 10-го класса по этой теме приводится множество названий, цифр, имен и событий, за которыми увидеть и почувствовать самую беспощадную войну в истории человечества довольно проблематично. И совсем невозможно разобраться в ее первопричинах.

Учитель истории из Кричевской средней школы № 1 Андрей КУЗЬМИН решил сделать ставку на эмоции и чувства школьников. Во время своего мастер-класса на EdCamp Belarus — 2020, посвященного «чувственным методам» преподавания своего предмета, он рассказал коллегам, как ему удается зацепить учеников темой на уроке и заставить пропустить ее через себя.


За сухими строками параграфа

Андрей КУЗЬМИН: «Нужно заставить детей поплакать, если не внешне, то хотя бы внутренне».

— Преподавать историю в школе вообще очень трудно, проблем — миллион, и одна из них — несовершенство учебников, — рассуждает педагог. — По ним есть вопросы с точки зрения и логики, и сохранения исторической правды. Есть также вопросы к методике и последовательности изложения материала — да, честно говоря, они попросту неинтересны. И как же нам достучаться до детей? Конечно, через их чувства. Например, перед началом изучения Второй мировой войны я предлагаю детям посмотреть видеоролик, посвященный совместному параду немецких и советских войск в Бресте 22 сентября 1939 года. Это ключ к событиям, которые происходили в то время в Польше и будут происходить позже. Затем весь класс делится на две части: на страны, которые были оккупированы фашистской Германией, и страны, находившиеся под Советским Союзом. Ученики разбирают реплики своих сверстников из этих стран, которые я готовлю им заранее. Каждый может поставить себя на место своего ровесника и попытаться почувствовать то, что чувствовали они: страх, уныние, беспомощность, горечь потерь.

Есть такая грустная шутка. «Знаете ли вы, что такое Холокост? Знаю, это такой обойный клей...». Так вот, чтобы в реальности ваши ученики не путали Холокост с обойным клеем, нужно при изучении этой темы заставить их поплакать, если не внешне, то хотя бы внутренне. Она очень непростая для современных детей, ведь речь идет о событиях почти 80-летней давности. И надо достучаться до их душ.

То же нужно сделать и при изучении событий Гражданской войны в Советской России и сталинских репрессий. Очень важно, какие видеоролики и фотодокументы вы им предлагаете. Хочу предупредить, что к их подбору нужно относиться очень осторожно, помня, что перед вами все-таки дети. Необходимо найти некую «золотую середину», чтобы не навредить их психике. Видео может быть и документальным, и художественным, каждый педагог сам решает, где находится та самая «золотая середина». Но ученики должны погрузиться во внутренний мир и эмоциональное состояние другого человека (это способствует развитию в их эмпатии), ведь за сухими строчками из параграфов школьного учебника стоят живые люди со сломанными судьбами.

При рассмотрении некоторых тем я использую так называемый театр на уроке. Важно все: взоры, мимика, жесты, паузы... Одним словом, мы вместе с учениками углубляемся в контекст событий многолетней давности.

Не бояться выходить за рамки

«Все не то, чем кажется, или Как создать команду с помощью книги без слов» — так назывался мастер-класс учительницы английского языка средней школы № 1 из Постав Инны ПЛЕШАВЕНИ. На ярмарке педагогических идей EdCamp Belarus-2020 педагог пообещала поговорить о таких важных компетенциях XXI века, как умение общаться, работать в команде и выходить за пределы рамок, в которых мы находимся. Проблема командообразования оказалась близка очень многим участникам педагогической неконференции…

Инна ПЛЕШАВЕНЯ: «Комикс “ZOOM” может быть полезен и для медиаобразования, и для сторителинга».

— Год назад я узнала от коллеги из Греции о существовании чрезвычайно интересной книги «Zoom» американского художника-иллюстратора венгерского происхождения Иштвана Баньи. В ней нет ни одного слова, она состоит из 31 иллюстрации. Изданием The New York Тімеѕ «Zoom» была включена в топ лучших книг года. Позже ее выдали в 18 странах мира, —  рассказала Инна Плешавеня. — Речь идет о комиксе, в котором каждый последующий фрейм включает в себя предыдущий, таким образом зритель постоянно отодвигается от первоначальной сцены, и только в конце понимает, что максимальный «зум» (увеличение) был в самом начале.

Но причем тут командообразование? Рисунки в книге представлены матрешкой, вместе они составляют единый сюжет (происходит вроде бы увеличение «зума»), вот только участники упражнения этого не знают. Учителя, разделенные на группы, получили по одной странице (одному изображению) из иллюстрированной книги (каждая содержит определенную информацию). Задачей группы было изложить их в логической книжной последовательности, не показывая картинки друг другу, а лишь рассказывая, что на них изображено. Можно было использовать также мимику и жесты, пытаясь найти в группе рисунок, предшествующий твоему в книге, и рисунок, размещаемый вслед за ним.

В завершении Инна Плешавеня поинтересовалась у коллег: «С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? Какие способы взаимодействия использовали в команде? Все ли были согласны с порядком размещения картинок? А все ли прислушивались к мнению других? Был ли лидер в команде и люди, стоявшие сбоку? Лидер взял на себя ответственность?».

На самом деле, это упражнение используется для тимбилдинга и помогает сформировать из группы коллектив единомышленников, наладить между ними взаимодействие с целью решения общей задачи. Кроме того, оно дает возможность потенциальным лидерам проявить свои способности и взять под свой контроль процесс решения такой задачи. В результате участники с помощью логики собирают красивую и яркую историю мирового масштаба.

Инна Плешавеня использует книгу Иштвана Баньи для объединения классного коллектива и предупреждения буллинга, но видит в ней гораздо больший потенциал. С ее помощью можно развивать не только нестандартное мышление, коммуникативные навыки и командный дух. Она может быть полезна для медиаобразования, использоваться для сторителлинга.

— А еще можно включить креатив и самим придумать книгу по такому же принципу, — предлагает она. — Главное — не бояться выходить за условные рамки...

На языке рисунков

Учить поколение визуалов — задача непростая. Постарайтесь завладеть их вниманием. Ученики не будут долго слушать монолог учителя. Нельзя прийти в класс, что-то рассказать, а потом требовать, чтобы дети эту информацию за вами повторили. Прежние педагогические приемы уже не работают. Учительница белорусского языка и литературы из государственной гимназии № 1 г. п. Зельва Наталья СТУПЧИК использует на своих уроках эмодзи и скрайбы.

— На современных учеников обрушивается такой поток информации, из-под которого выбраться почти невозможно. Всем знакома ситуация, когда ученики не справляются с заданием, бросают его и начинают делать все  что угодно, только не то, чего мы от них ждем. Поэтому нужны определенные «крючки», чтобы они сумели достать необходимую информацию и размотать клубок знаний, — рассуждает педагог. — А тексты бывают не только классическими. Есть еще и язык рисунков: образы, символы, схемы, знаковые модели…

Наталья СТУПЧИК: «Тексты бывают не только классическими. Есть еще и язык рисунков…»

Для справки: эмодзи — язык идеограмм и смайликов, используемый в электронных сообщениях и веб-страницах. Графический язык, где слова заменяются сочетанием картинок, появился в Японии и быстро распространился по всему миру. В 2015 году Оксфордский словарь назвал «эмодзи» словом года. Кстати, язык рисунков уже официально закреплен в различных онлайн-переводчиках. И он очень близок и понятен современным ученикам.

— Есть много полезных сайтов с эмодзи. Есть сайты, которые помогают в их создании. Но как же это работает на уроке? Для примера, с помощью эмодзи мы шифруем произведения. Первая строчка — это его название, а вторая и третья — краткое содержание, — пояснила Наталья Ступчик и предложила коллегам конкретные примеры. Те с удовольствием «расшифровали» произведения Василя Быкова «Знак беды», Ивана Шамякина «Сердце на ладони», «Песню про зубра» Николая Гусовского,  «Дикую охоту короля Стаха» Владимира Короткевича и другие. А потом им предложили самим зашифровать с помощью эмодзи стихотворение Рыгора Бородулина «Трэба дома бываць часцей»...

— Язык изображений основан на ассоциациях. И не прочитав произведение, ты не сможешь зашифровать его содержание. А мне сразу видно, что для детей осталось в произведении непонятное, — говорит Наталья Ступчик. — В целом, то, что происходило даже 20–40 лет назад, совсем далекое для наших учеников, в произведениях классиков они встречают много сложных для них слов и понятий, а мы с помощью картинок можем сосредоточить внимание на каких-то важных для понимания произведения моментах. Можно предложить ученикам набор эмодзи, чтобы те расставили рисунки в логическом порядке.

Еще один прием — скрайбинг, который подразумевает также работу с картинками. Это способ подачи информации, при котором то, что говорит выступающий, иллюстрируется в режиме реального времени фломастером или аппликацией на доске или бумаге. Происходит визуальная фиксация ключевых моментов. Известно, что более 80 процентов информации человек воспринимает визуально. Через три дня он в состоянии вспомнить только десять процентов от всего объема услышанного. Вместе с тем устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычная «лекция». А на уроках литературы скрайбинг помогает детям визуализировать их читательские впечатления.

— Скрайбинг — это процесс, а скрайб — продукт, картинка, набор картинок на заданную тему, объединенных общей идеей, — объясняет Наталья Ступчик. — Скрайбы могут быть рисованные, аппликационные, магнитные, компьютерные... Я пользуюсь следующим алгоритмом создания скрайбов. Сначала готовлю сценарий, продумываю основную идею и яркие образы. Выбираю форму и способ подачи. Готовлю скрайб-набор. Можно создать скрайбы самому или подобрать комплект нужных картинок. На «ура» у меня идет использование скрайбов при изучении темы «Одушевленные и неодушевленные существительные». Визуально детям проще понять, что понятия «живое и неживое» в окружающем мире и «одушевленное и неодушевленное» в языке не всегда совпадают.

Скрайб может представлять из себя ленту из нескольких изображений, расположенных горизонтально, но ведь они могут быть представлены и в виде круга, вертикальной полосы, квадрата. Можно создавать скрайб-карты путешествия по рассказу или параграфу из учебника по любому предмету. Предлагайте ученикам разместить предметы, связанные с художественным произведением, в определенной последовательности. Можете добавить и скрайбы не по теме. Ученики должны отобрать из них только то, что нужно.

Созданный скрайб подойдет для объяснения нового материала и проверки освоенного, может быть использован как средство обобщения изученного, как основа для домашнего задания, как сопровождение к «мозговому штурму» на уроке. Готовый скрайб — превосходное наглядное пособие, которое можно использовать так, как этого требует ситуация. Можно попросить учащихся прокомментировать представленный скрайб, ответить на вопросы, найти ошибку в нем, обсудить увиденное. Методика работы с конкретным скрайбом будет зависеть от подготовленности класса и поставленных дидактических задач. Очевидно одно: благодаря скрайбингу уроки «оживляются». А еще он развивает такие важные навыки логического, образного, креативного и критического мышления...

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.