Вы здесь

Скульптор Сергей Бондаренко завершает работу над надгробным памятником Анатолию Статкевичу-Чебоганову


Имя белорусского скульптора Сергея БОНДАРЕНКО хорошо известно не только в нашей стране, но и за ее пределами. Сергей Афанасьевич является почетным членом Китайской академии искусств. Его произведения включены в каталог «500 лучших китайских художников». А впервые, в частности, скульптурные работы Сергея Бондаренко были представлены в японском городе Саппоро на Всемирной выставке «ЭКСПО» в 1972 году. Это по-своему уникальный факт, ведь начинателю большой дороги в искусстве было менее шестнадцати (!) лет. Молодой скульптор еще только учился, овладевал мастерством в Белорусском театрально-художественном институте, который окончил в 1981 году. Учился Сергей Бондаренко у таких известных мастеров, как Андрей БЕМБЕЛЬ, Анатолий АНИКЕЙЧИК, Геннадий МУРОМЦЕВ, Леонид ДАВЫДЕНКО. В 1985 году молодой скульптор окончил творческие мастерские Академии художеств СССР у народного художника СССР Заира АЗГУРА. В этом же году скульптора приняли в Белорусский союз художников.


...С Сергеем Афанасьевичем мы встретились в его мастерской в Семково, что под Минском. Из первых впечатлений — уйма завершенных работ, посвященных коням, жукам. Такие малые скульптурные формы свидетельствуют о увлеченности Творца детализацией, желании быть точным иллюстратором окружающего мира. Прежде всего — животного мира. Кстати, лошади — и в больших скульптурных формах, выполненных Сергеем Бондаренко. Они есть на постаментах и в нашей стране. Например, в Белорусском государственном цирке — «Цирковая танцовщица на коне». Но больше всего они разбросаны по миру. Они — «в походе», в путешествии по городам, по улицам и площадям разных стран... Критики, рядовые зрители отмечают чрезвычайное сходство лошадей в скульптурах Сергея Афанасьевича с натурой.

А встретились мы по поводу... Мастер завершает работу над надгробным памятником писателю и краеведу, меценату белорусской культуры, заслуженному деятелю культуры Республики Беларусь Анатолию Василевичу СТАТКЕВИЧУ-ЧЕБОГАНОВУ. Работа почти готова к тому, чтобы быть отлитой в бронзе. Мы все вместе, в небольшом обществе, всматривались в фигуру человека, ушедшего из жизни не так давно — в марте 2019 года. На встрече были и писатель, и историк, и другие гости, открывшие тайну подготовительной работы.

Среди нас был и сын Анатолия Василевича — Андрей ЧЕБОГАНОВ. Конечно же, прежде всего говорили о том, насколько похоже на самого писателя его скульптурное изображение. Вспоминали знакомые нам движения, манеру ходить, вспоминали рукопожатие, поворот головы... Сам скульптор на протяжении многих лет лично знал Анатолия Василевича. И, наверное, это тоже помогло «угадать» личность, сделать ее художественное прочтение одновременно и внешне точным, и точным по характеру, даже по убеждениям. Сын героя работы — Андрей Анатольевич напомнил о том, что во многом фигура его отца сформировалась в 1960-е годы, когда тот учился в Ленинграде. Студенчество будущего исследователя отечественной истории, автора широкомасштабного творческого проекта по изучению белорусских родословных «Я — сын Ваш» Анатолия Чебоганова прошло в Ленинградском Институте точной механики и оптики. Приехав из деревни, из Белорусского Полесья (родился Анатолий на Любанщине) в культурную столицу, молодой человек вбирал в себя, бы родниковую воду, русскую и мировую культуру, литературу, искусство. Этому, несомненно, способствовала его высокая внутренняя организация. Он покупал, собирал книги. В молодые годы проявилось его чрезвычайное внимание к православной иконописи, что позже подтолкнуло к коллекционированию. С тех лет — истоки богатой поэтической библиотеки, которая и сегодня может поразить многих библиофилов. Он увлекался изобразительным искусством. Его манили произведения из стекла и фарфора... «Мне кажется, что на памятнике отца — отражение его молодых лет, хотя изображение и показывает его в более позднем возрасте», — отметил Андрей Анатольевич.

Видно по всему, что, зная писателя лично, Сергей Бондаренко поймал его, Статкевича-Чебоганова, нотку жизни, сумел проникнуть в суть личности. А мне, когда покидал мастерскую, подумалось, что, возможно, когда-то скульптурное изображение человека, который искал наши, белорусов, коренья в далеких веках, будет стоять не только на кладбище, где судьбой дано ему место последнего упокоения. А будет приветствовать новые поколения на родине — в Любани или в родной деревне Засмучье. А может, и в одном из больших городов нашего Отечества, в истории которого Анатолий Василевич Статкевич-Чебоганов оставил свою, ревностно выведенную борозду. И автором этого памятника будет также Сергей Бондаренко — творец, который прочитывает и уже достаточно много прочитал историю Беларуси через памятники, рельефы великому князю литовскому Ольгерду, «Песню про зубра», памятник князю Витебскому...

Константин ХОДЫКО

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.