16 января, суббота

Вы здесь

«Мама, дай два рубля!»


Мы гостим у свекрови. Собираемся на улицу погулять, как бабушка Алина просит зайти в магазин и приобрести кое-какие продукты. Не успели опомниться, как перед нами появились две десятирублевые купюры. Мой двухлетний сын схватил их и разделил поровну: «Маме одну и тему одну». Мы, конечно, посмеялись над таким умником, но деньги из его маленького кармашка я все-таки достала. Теперь вот думаю: правильно ли сделала?


Как раз в «Звязде» недавно писали, что психологи советуют приучать детей к карманным деньгам с детства. Рекомендуют давать ребенку карманные деньги уже в начальных классах. Правда, с уточнением, что одни без пяти минут «выпускники» детского сада уже умеют пользоваться деньгами по назначению, в то время как некоторые дети старше них, уже школьники, не понимают, для чего нужны эти разноцветные бумажки и всяких калибров монеты.

Моему Темику простительно, когда, гуляя рядом с магазином, он подходит к нужным дверям и говорит: «Хочу конфетку!» И чаще всего это происходит тогда, когда у меня нет с собой ни наличных, ни банковской карточки. Я объясняю, что денег нету, поэтому мы просто не сможем рассчитаться в магазине. Тема же меня убеждает, что «тетя за прилавком», иными словами, продавец, и так даст ему то, что он пожелает. И я уже не имею силы с ним спорить: действительно, так оно и есть, только малыш до сих пор не замечал, что в обмен взамен на чупа-чупс я даю этой «хорошенькой» тете деньги.

Но так было летом. Прошло всего несколько месяцев, как возле той же двери малыш спрашивает: «Мама, есть деньги?» Либо уже возле нужной полки, с которой он хватает свой любимый чупа-чупс, виновато поднимаются глазки, и до меня доносится: «Мама, дай два рубля!» Сегодня Артемке — два с половиной. Он понимает, что в магазине просто так никто ничего не дает, и даже знает, что можно купить за два рубля. Но он по-прежнему мал для карманных денег.

Я не помню, чтобы они вообще в детстве были у меня. В детском саду даже представить такое не могли. В школе обедов, оплаченных на месяц вперед, хватало. Необходимости ходить в буфет не было – школа всего в каком-то километре от дома. Конечно, уже в старейших классах хотелось купить ту же жвачку или газировку, что родители не очень одобряли. Приходилось выкручиваться из ситуации: иногда не отдавать всю сдачу родителям, когда они поручали мне что-то купить в магазине. Только не обман ли уже это? Недоданных рублей родители мои не замечали, так как брала я очень мало, а чеков лет двадцать назад в нашем сельском магазине не выдавали. Но хотела бы я, чтобы так делала мой ребенок? Наверное, нет. Лучше самой положить ему в карман деньги: пусть учится самостоятельно распоряжаться ими, а главное, не обманывает близких.

С другой стороны, если заветные рубли будут появляться там регулярно, поймет ли мой сын ценность этих денег? Научится ли их беречь? Ведь, как правило, этот навык приходит только тогда, когда добываешь деньги собственным трудом. Как мы в средних классах — на свекле или картошке, которую наша школа регулярно помогала выбирать колхозу. Либо во время летней практики, когда в то время, как твои ровесники, приехавшие в деревню из города, купаются в озере и рыщут на велосипедах, ты полеш все те же свеклу и картошку, собираешь в поле камни и бросаешь в прицеп трактора... Зато какое счастье было получить заработанную тобой копейку! Правда, после такой нелегкой работы, которая вычитала почти месяц каникул, вырученные деньги жалко было переводить в разряд карманных. Как правило, мы ехали с мамочкой в город и приобретали мне такую долгожданную обновку. А если уж на день рождения дарили деньги, что в моем детстве редкость, то они тоже на мелочи не расходились. Помню, как с таких подарков насобирала себе на первый мобильный телефон.

Сегодняшних детей деньгами не удивишь. Мои крестники уже давно не заказывают себе на Пасху подарки: им нужны исключительно деньги. И похлеще, ведь менее ценные купюры им еженедельно дают на мелкие расходы родители. Вот опять задумалась: во сколько же Темику начать класть в кармашек деньги и делать ли это вообще?..

Вероника КАНЮТА

Фото: charysh.kz

Выбор редакции

Общество

Если мать как ребенок, или Как подружиться с самыми родными людьми, которые на старости лет стали особенными

Если мать как ребенок, или Как подружиться с самыми родными людьми, которые на старости лет стали особенными

Что делать, если неожиданно мать или отец стали очень настойчиво заявлять о себе?

Общество

Как пройти техосмотр в условиях ажиотажа?

Как пройти техосмотр в условиях ажиотажа?

«Желающих настолько много, что закончились бланки».

Общество

Способы использования елки после зимних праздников

Способы использования елки после зимних праздников

Вот и новогодние праздники, которых мы так ждали, остались в прошлом. Но просто выбросить деревце — это скучно, к тому же, неэкономно и не «эко-френдли» — зачем засорять окружающую среду?

Общество

Не разговаривайте с детьми с позиции «куда ты нацелился». Почему родителям выпускника важно вовремя занять место в группе поддержки?

Не разговаривайте с детьми с позиции «куда ты нацелился». Почему родителям выпускника важно вовремя занять место в группе поддержки?

Окончание школы и выход во взрослую жизнь профориентационный психолог Анна Исаенко очень метко сравнивает с первым прыжком с парашютом или выходом в космос.