Вы здесь

Депутаты выступают за отвязывание дорожного сбора от техосмотра и от цены на топливо


Об этом сообщил журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Игорь Комаровский.

Вчера в нижней палате парламента на расширенном заседании постоянных комиссий по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи и по бюджету и финансам обсуждался вопрос о совершенствовании системы взимания государственной пошлины за пользование автомобильными дорогами.


В заседании участвовали представители министерств финансов, по налогам и сборам, транспорта и коммуникаций, внутренних дел, юстиции, связи и информатизации, а также представители «Белнефтехима» и Единого расчетного и информационного пространства.

Игорь Комаровский сообщил журналистам, что депутаты согласились с предложением правительства отвязать госпошлину за пользование дорожной инфраструктурой от прохождения техосмотра автомобиля. Предлагается ввести возможность дифференцированной оплаты от одного месяца до 24, что позволит платить только за тот период, в ходе которого автомобиль эксплуатируется. Контроль за выплатами планируется обеспечить техническими и аналитическими средствами фото- и видеофиксации.

«Наши граждане достаточно сознательны, если механизм будет понятен и прозрачен, они будут добровольно платить», — считает другой депутат — член межведомственной рабочей группы по выработке механизма взимания госпошлины за пользование дорожной инфраструктурой Сергей Стельмашок.

Парламентарии готовы к тому, что и этот вариант, как и многие другие, которые обсуждались ранее, будет подвергнут критике со стороны граждан.

«Над этой проблематикой работа идет уже не первый год, и любой из вариантов имеет как положительные стороны, так и недостатки, то есть, идеальным быть не может. Известно, что любой из вариантов, и тот, что выбран сегодня, будет критиковаться, в первую очередь, гражданами, но тем не менее думаю, мы все-таки определим самый оптимальный», — выразил надежду Игорь Комаровский.

Депутаты не поддержали вариант включения госпошлины в цену моторного топлива из-за возможных негативных последствий для экономики: инфляционного давления и риска диспаритета цен на бензин в Беларуси и России.

Отказ от включения госпошлины в стоимость топлива продиктован и тенденцией развития электротранспорта в стране, добавил Сергей Стельмашок. Он рассказал журналистам о заложенном в новый механизм послаблении по оплате дорожного сбора: ежемесячную ставку предлагается сократить на 10 процентов по сравнению с той, что существует сейчас. Тем, кто будет платить сразу за год, будет предоставлена 20-процентная скидка.

Например, если сейчас за машину весом 1800 кг нужно платить около 164 рублей, то по новому механизму, с учетом изменения ставки и при использовании скидки — около 120.

Заместитель министра финансов Дмитрий Кийко подробно остановился на минусах механизма привязки пошлины к стоимости топлива, так как этот вариант многим кажется справедливым и очень простым.

Кроме инфляционного давления на экономику, о котором уже упоминали депутаты, этот механизм может повлечь кассовый разрыв в дорожном фонде около 120 миллионов рублей из-за необходимости возврата денег тем, кто уже заплатил дорожный сбор (бензин удорожает в этом случае одномоментно и одинаково для всех).

«Но самая главная причина отказа от включения пошлины в цену топлива — это возможное снижение поступления доходов в бюджет в результате вынужденного снижения налоговой составляющей в цене топлива из-за ежегодного роста стоимости нефти для белорусских нефтеперерабатывающих заводов, — пояснил Дмитрий Кийко. — Мы сегодня находимся в ситуации неопределенности с ценой на нефть. В Российской Федерации реализуется налоговый маневр, в результате для нас ежегодно происходит относительное подорожание нефти. Это влияет на эффективность нефтепереработки и влечет необходимость увеличения цены на автомобильное топливо на внутреннем рынке».

По его словам, если к увеличению стоимости топлива из-за госпошлины добавить ежегодный рост в связи с налоговым маневром, может произойти диспаритет цен на топливо с Российской Федерацией, что негативно повлияет на транзит, объемы реализации топлива на территории Беларуси и может родить серые схемы ввоза в нашу страну российского бензина. Все это вызовет уменьшение поступлений в бюджет по акцизам и налогу на добавленную стоимость. Если сохранять паритет цен, придется снижать налоговую составляющую в цене топлива, в результате в течение трех лет этот доходный источник будет сведен к нулю, пояснил чиновник.

Именно поэтому министерство финансов предлагает сохранить плату за пользование дорогами отдельно от цены на топливо. По оценкам специалистов, новый механизм обеспечит дополнительные поступления на обслуживание дорог от физических лиц в размере 150 миллионов рублей. Сейчас государство собирает с водителей около 300 миллионов рублей ежегодно (в этом году меньше из-за того, что многие отложили выплату в ожидании изменений).

Дмитрий Кийко рассказал о последствиях, которые предлагаются для автовладельцев за уклонение от уплаты дорожного сбора: годовая ставка госпошлины тогда будет двойная, плюс такого же размера придется заплатить штраф.

Государственная пошлина за участие в дорожном движении была введена в Беларуси в 2014 году. Тогда был выбран механизм привязывания ее к прохождению техосмотра транспортного средства, но минусы такого способа в том, что всю сумму нужно вносить единоразово, к тому же, независимо от интенсивности участия транспортного средства в дорожном движении. Это привело к значительному количеству уклонений от оплаты пошлины при невозможности организовать сплошной контроль на дорогах за наличием технического осмотра транспортных средств силами подразделений ГАИ и низкому размеру штрафа по сравнению с самой госпошлиной. С 2017 года обсуждаются новые, более совершенные, понятные и справедливые механизмы привлечения владельцев автомобилей к участию в финансировании содержания и строительства дорог.

В парламенте говорили о том, что новый порядок можно будет ввести с 1 апреля следующего года. Для граждан, которые будут платить госпошлину по существующему порядку в первые три месяца года, предлагается снизить ее ставку на 20 процентов. Для тех, кто заплатил госпошлину в 2019 и 2020 годах, и период ее действия до 1 апреля не закончится, предлагается сделать зачет внесенного платежа пропорционально тем месяцам, которые останутся с момента введения нового порядка уплаты.

Ольга МЕДВЕДЕВА

Превью: mlyn.by

Название в газете: Стаўка на самасвядомасць i фотафiксацыю

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.