Вы здесь

Электротранспорт, корпоративная сеть и бесконтактное кафе. Резиденты Гродненского технопарка выходят на рынок с инновационными проектами


Большинство основано на информационных технологиях. Среди них есть по-настоящему «прорывные». Например, электронный сервис услуг для всех городов Беларуси. Либо корпоративная связь между коллективом университета. Или вообще назрелый вопрос по организации доставки небольших грузов малогабаритным электротранспортом.


Научно-технологический парк создан при Гродненском государственном университете имени Янки Купалы два года назад для реализации инновационных проектов. Сейчас он находится в восстановленном здании и насчитывает 13 резидентов, половина из которых — это студенты и преподаватели ГрГУ имени Янки Купалы. Поэтому некоторые проекты направлены как на раскрытие внутреннего потенциала образовательного учреждения, так и на помощь студентам на рынке труда.

Этому в полной мере соответствует проект по информационным технологиям и ведению бизнеса. Его разработкой занялись два факультета-экономики и управления вместе с факультетом истории, коммуникации и туризма. Направление самое востребованное — медиа, информация, коммуникация, пиар, реклама. Как пояснил руководитель компании-резидента, старший преподаватель кафедры журналистики Сергей ЛЯШУК, идея в том, чтобы использовать все новейшие разработки по этой теме и создать новый, более совершенный продукт в сфере электронного маркетинга и рекламы.

— В нашем случае был создан информационный портал и программа, предлагающие потребителю информационный сервис с перечнем абсолютно всех услуг всех городов Беларуси, — уточнил собеседник. — Я с такой мобильной программой, едя по стране, могу получить информацию, бонусы, скидки от всех заведений в месте нахождения. И, соответственно, могу управлять ими с помощью QR-кода.

Эта программа будет полезна и для компаний, уверен Сергей Ляшук. Многие из них считают, что умеют хорошо себя рекомендовать в сети. А на самом деле это получается не на должном уровне. По всей видимости, разработка гродненцев поможет компаниям правильно взаимодействовать с целевой аудиторией, строить собственные стратегии на основе последних разработок в IT.

Не забыли разработчики и про свою альма-матер. С помощью тех же «айтишных» решений создается корпоративно-информационная сеть для университета. Оказывается, это единственный такой проект в стране, где будет налажено взаимодействие сотрудников и студентов через информационные технологии. К концу года продукт будет запущен и начнется его продажа в других регионах. А на очереди — новая разработка.

— Недавно у нас появилась идея по созданию инновационного кафе с бесконтактной доставкой. Планируется открыть его на площадях технопарка. Будет приобретено новейшее оборудование, которое в Беларуси мало где есть. И через программу потребители смогут заказать любимое блюдо и его доставку. У нас будет договор с партнерами — учреждениями питания, которые готовят качественно и по приемлемой цене. Кафе будет также работать в реальном режиме, — рассказал руководитель проекта.

Действительно, спрос на доставку товаров постоянно растет. Усовершенствовать эту систему взялась и компания-резидент «Классик электро». Здесь предполагают коренным образом улучшить работу по организации и доставке малогабаритных грузов с помощью нового программного обеспечения, которое будет сопровождать исключительно электромобильный транспорт.

— Наша «фишка» в том, что мы решили три проблемы, которые препятствуют развитию электромобильности. Это — высокая стоимость, необходимая инфраструктура и диапазон зарядки. Машина может ездить 500 километров с помощью нашего софта и системы сменных аккумуляторов, — пояснил глава компании Сергей ЖИЛЬЦОВ. — Электрический транспорт тратит от двух рублей на 100 километров пробега, не требует такого частого технического обслуживания, как транспорт на углеводородах. Плюс — снижаются вредные выбросы. Доставка на таком транспорте обойдется потребителю гораздо дешевле.

Встает вопрос: Где взять электротранспорт? По словам разработчиков, электромобили на первом этапе будут закупать у зарубежных производителей. Постепенно их можно будет адаптировать к белорусскому производству — ставить местные шины и даже двигатели. Возможно, это подтолкнет и белорусских автопроизводителей на выпуск наиболее «ходовых» электрических моделей. Пока компания предполагает иметь одного транспортного оператора на город по договору франшизы.

Сергей Жильцов сообщил, что компанию допустили в экосистему стартапов «Сколково» (Россия) для поиска инвестиций. Сейчас разработчики ведут переговоры со странами, где электрический транспорт широко используется, чтобы предложить свой пилотный проект.

— Вначале мы планируем испытать нашу разработку в Эстонии, где привлечем к эксперименту 30 машин. Это своеобразная стартовая площадка для выхода на рынки ЕС, что нам также выгодно с точки зрения экспортоориентированного бизнеса с использованием белорусских ресурсов, — отметил руководитель проекта.

Гродненцы уверены, что их разработка заинтересует и белорусских инвесторов, так как предлагает гораздо более дешевое средство доставки. А это значит, позволит малому и среднему бизнесу развиваться дальше. Например, для стотысячного города оптимально иметь 330 электромобилей. В ход могут пойти не только электромобили, но и электросамокаты, электровелосипеды. Самое главное здесь — оснастить их новым программным обеспечением.

Кстати, Беларусь планирует активно идти по пути развития электротранспорта, в связи с чем готовится соответствующий проект программы на 2021–2025 годы. Указанный документ сейчас проходит доработку и должен быть завершен к 1 января 2021 года. Об этом шла речь во время посещения Романом Головченко холдинга «Белкоммунмаш». Премьер-министр определил это направление как одно из ключевых в программе социально-экономического развития страны и предложил активнее внедрять электротранспорт, использовать его в коммерческих целях.

Определенные шаги в электромобильном направлении планирует предпринять и ГрГУ имени Янки Купалы. Факультет инновационных технологий машиностроения будет готовить инженеров по обслуживанию электротранспорта. Сегодня такая дисциплина изучается в контексте других специальностей.

Необходимый комментарий дает Юрий РОМАНОВСКИЙ, проректор по научной работе ГрГУ имени Янки Купалы:

— Мы участвуем в экспериментальном проекте по внедрению концепции «Университет 3.0» и нацелены на университет предпринимательского типа. Чтобы студенты могли с чего-то начать, был создан Центр трансфера технологий, республиканское унитарное предприятие «учебно-научно-производственный центр „Технолаб“», получивший статус технопарка. Центр трансфера технологий — это мостик между вузом и производством, между разработками и их внедрением. А технопарк создает определенную инфраструктуру для развития инновационного предпринимательства. Здесь размещено высокотехнологичное оборудование, выделяемое в аренду резидентам парка по оказанию услуг в 3D-моделировании, 3D-прототипировании, лазерной резке, информационных услуг и другого.

Сейчас ведется строительство второй очереди парка, которое финансируется за счет средств республиканского и областного инновационных фондов. Здесь будут размещены как офисные, так и производственные помещения. А также выставочные павильоны, конференц-залы, коворкинг-зоны для бизнес-студенчества.

В ГрГУ имени Янки Купалы действует студия проектов стартапов, где студенту помогут сформировать его бизнес-идею, чтобы она была востребована на рынке. В прошлом году создан фонд инновационного развития для поддержки предпринимательства. Он финансирует работы студентов и преподавателей по созданию продукта для его дальнейшей коммерциализации. Например, сейчас ведется разработка прототипа алкотестера-пароизмерителя. Поданы еще четыре заявки на разработку инвавационных продуктов. Победители получат денежные средства.

В парке даже есть компания, которая занимается психологическим сопровождением по инновационным методикам. Студентка организовала ИП и разработала программу психологического консультирования для тех, кто направлен на открытие собственного дела, личностный рост.

Для резидентов существуют определенные льготы. Практически в два раза снижена ставка налога на прибыль, арендная ставка также рассчитывается по сниженным тарифам, льготные условия существуют при пользовании оргтехникой и другим оборудованием.

Маргарита УШКЕВИЧ

Фото grodnonews.by

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.