Вы здесь

Принципиально новые ощущения. Истории людей, которые переболели COVІD-19 и поправились


Сейчас в сети появилось немало размышлений, советов от медиков и не только насчет того, как лечиться от «ковида», как преодолевать последствия болезни, чего бояться, а на что не обращать внимания. Иногда эти высказывания противоречат друг другу, иногда настораживают. Оптимизм вселяет разве то, что большинство людей все же переносит болезнь легко либо не особо тяжело и относительно хорошо восстанавливается. По крайней мере, судите сами. Вот три истории женщин разных возрастов, в которых лабораторно был подтвержден «ковид».


Виктория Сачко* (Брест), 61 год:

— Заболела в конце весны. В последнее время я работала рабочей кухни в супермаркете. У нас никто не болел в коллективе. А у мужа на работе — почти весь отдел. Он был дома определенное время как контакт первого уровня. Но никаких симптомов у него не появилось, тест был отрицательный. И все же я думаю, что он принес вирус, хотя, конечно, это только предположение. Я почувствовала первые признаки не совсем типично, если можно так сказать. Ныло в области сердца, было просто трудно нагнуться и встать, поднести что-то. А признаков простуды, как у большинства людей, не было — это и притупило бдительность. Я ходила на работу, начала пить витамины и... потеряла время. Потом осталась дома, думала отлежаться, но появилась одышка, пропало ощущение запаха. Были выходные, решила в понедельник вызвать врача. И в воскресенье вечером муж и сын вызвали «скорую». Меня сразу завезли в больницу. Обследование показало двустороннюю пневмонию, которую никак не могли обуздать. Мне три раза меняли антибиотики, ничего не помогало, состояние ухудшалось. На несколько дней забирали в реанимацию. Правда, до аппарата искусственной вентиляции легких дело не дошло, поддерживали кислородом и различными лекарствами. Потом снова перевели в отделение. Но к пневмонии прибавился просто ужасный дисбактериоз. Видимо, организм дал такую реакцию на антибиотики. И это оказалось самое трудное. Есть фактически не могла.

В больнице пробыла почти месяц и сама попросилась домой. Дома пробовала наладить питание самостоятельно. Ела по ложке йогурта и кусочку банана с наперсток, но почувствовала, что не справляюсь, и снова попросилась в больницу. О возможности новой госпитализации мне говорили сразу. На этот раз пробыла десять дней и выписалась с твердым намерением выкарабкаться. Мне составили подробную инструкцию по питанию, которой придерживалась. Но есть нормально не могла долго. Представьте себе: за два месяца я сбросила 12 килограммов, хотя и до этого не была полная. Кроме неприятия пищи, добавилась огромная слабость. Когда я из комнаты приходила в кухню, нужно было сразу отдыхать. А мне же хотелось что-нибудь сделать, я не привыкла сидеть сложа руки. Потом, где-то в июле, родные чуть ли не насильно завезли меня на дачу. И это пошло на пользу, я стала дышать чистым воздухом и потихоньку пошла на поправку. После больничного я взяла очередной отпуск, потом месяц за свой счет, потому что физически работать не могла. Ну а в конце концов ушла на пенсию. Сейчас, думаю, было бы здоровье, а какую-то подработку найду, если будет здоровье. Для этого пересмотрела образ жизни. Питание процентов на 80 у семьи сделала здоровым, много гуляю на свежем воздухе.

Совет: если почувствовали признаки болезни, не проводите эксперименты над собой, не думайте отлежаться дома с витаминами, обращайтесь за помощью. И еще: ни в коем случае не паникуйте, старайтесь мобилизовать силы на борьбу с болезнью.

Ольга Василюк, учительница начальных классов СШ № 35 (Брест), 37 лет:

— В ноябре я была далеко не первой из педагогов нашей школы, кто заболел. В моем классе дети болели, да и мои (один ходит в школу, второй — в садик) теоретически могли стать переносчиками инфекции. Чуть больше месяца назад я пришла с работы и почувствовала себя очень плохо. Не было высокой температуры, но стало словно выворачивать. Пошла в поликлинику, врач сразу назначила препараты против вирусов и курс антибиотиков. А дома вечером стало еще хуже. Назавтра с постели не встала, врача вызвала домой, мне открыли лист нетрудоспособности. Позже сделали тест, и уже наблюдать меня приезжали инфекционисты. Температура держалась чуть больше недели, но не особенно высокая. Ничего подобного раньше в жизни я не переживала. То, что называют ломотой при гриппе, приняло какие-то крайние формы, когда тебя, по ощущениям, разрывает на части. Сказать, что болела голова и сохло во рту, — это почти ничего не сказать. Голова просто гудела, никакие таблетки не помогали, а язык так присыхал, что шевелить им было невозможно, пока не сделаешь глоток воды. Кожа стала настолько чувствительной, что любое резкое прикосновение причиняло боль. Пропали обоняние и ощущение вкуса. О первом мы частично знаем по обычному насморку. А вот если и хлеб, и апельсин, и соленый огурец, и мясо одинаково напоминают картон — это принципиально новые ощущения. Но есть первые дни болезни не то что не хотелось — было просто невозможно. Приходилось только много пить. Это же советуют и врачи.

Хрипы у меня не прослушивались, думаю, наши врачи уже научились частично определять пневмонию без снимков и компьютерной томографии. Флюорографию я делала в августе, поэтому мне ее не назначили. И где-то через неделю стало отпускать по всем направлениям. Постепенно появился вкус, потом — обоняние, одышка стала меньшей, меньше болело в груди.

Кардиомагнил я назначила себе сама и, когда начала пить, стало ощутимо лучше. Хотя никому не советую это делать без рекомендации доктора. Сама буду советоваться с участковым врачом насчет того, принимать ли мне его дальше. На больничном я пробыла 15 дней и уже две недели работаю. На работу я хожу пешком (расстояние примерно как одна автобусная остановка), в первые дни шла вдвое дольше обычного. По дороге домой раза два приходилось останавливаться и отдыхать.

Сейчас, к счастью, состояние почти стабилизировалось, чувствую себя неплохо. Через полмесяца плановое обследование. Обо всем буду советоваться с врачом. Дети мои были при мне, но не заболели либо перенесли болезнь бессимптомно.

Совет: эту болезнь нужно перележать, особенно в первые дни. Постарайтесь заранее пропить витамины для поддержки организма. Учитесь лежать на животе, кто не умеет. Может пригодиться.

Екатерина Юрчик, студентка БНТУ (Барановичи), 22 года:

— Сейчас учусь дистанционно, поэтому нахожусь дома. Первой у нас заболела мама, она работает в детском саду. Ну а за ней по очереди — вся семья, я стала последней. Можно сказать, я переболела легко, всего четыре дня длилось недомогание. В первый день ужасно болели глаза, нельзя было их поднять, двигать ими. Все остальное можно было терпеть. Но я быстро пошла на поправку, обоняние и вкус у меня не пропадали. А вот мой 68-летний дедушка, живущий отдельно, болел ранее двусторонней пневмонией, до сих пор чувствует слабость и очень медленно восстанавливается.

Совет: Берегите себя и особенно берегите пожилых родных: им приходится тяжелее остальных.

Светлана ЯСКЕВИЧ

* Фамилия первой собеседницы изменена по ее просьбе

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.