Вы здесь

В Беларуси более 70 % детей с особенностями развития обучается в интегрированных классах


Остальные 30 % — в учреждениях специального образования. Таковых насчитывается в стране 237: это специальные дошкольные учреждения, специальные школы и центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.


Новые возможности

Как сообщила во время круглого стола в БелТА главный специалист управления дошкольного образования Министерства образования Елена МУЛИЦА, общее количество детей с особенностями психофизического развития сейчас в стране составляет 170 468 человек (наблюдается тенденция к росту). Большая часть особенных детей (60 %) имеют легкие нарушения в развитии, а инвалидность — 14 234 человека.

По словам специалиста, в Беларуси интегрированное обучение и воспитание рассматриваются как ступенька к инклюзивному образованию. «Изучая опыт ряда стран, мы видим, что у многих из них эти понятия приравниваются. Мы следуем немного другим путем и рассматриваем интегрированное обучение и воспитание как параллельное обучение со сверстниками с обычным развитием. А инклюзивное образование — как совместное для всех, когда учитываются особенности каждого ребенка независимо от того, есть у него нарушения или нет, когда все дети обучаются вместе, в процессе учебы используются одни и те же учебные пособия, программы и планы, — пояснила Елена Мулица. — Деятельность Министерства образования и вообще системы образования направлена на то, чтобы формировать и развивать инклюзивную культуру у каждого участника образовательного процесса».

По словам начальника отдела Республиканского института профессионального образования Елены ФАЛЕВИЧ, в учреждениях, в которых реализовываются образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, создаются специальные условия для того, чтобы подростки с особенностями психофизического развития могли получить профессиональное образование. Есть возможность таким парням и девушкам обучаться либо в специальных группах, либо в инклюзивных. В последнее время количество инклюзивных учебных групп увеличивается. Кроме того, на уровне профессионально-технического образования есть возможность обучаться дома подростки с особенностями психофизического развития. Это открывает дополнительные возможности для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

По словам Елены Фалевич, на базе Могилевского государственного экономического профессионально-технического колледжа организована экспериментальная площадка для учащихся с такими нарушениями. Обучение проводится с максимальным использованием дистанционного обучения. Его уже прошли восемь человек. «Два из них получили красный диплом, остальные имеют средний балл около „8“. Двое выпускников трудоустроены. Шестеро других поступили на уровень среднего специального образования и продолжают обучение в этом колледже уже в учебных группах совместного обучения», — подчеркнула начальник отдела.

Одна из важных особенностей организации обучения на уровне профессионально-технического и среднего специального образования — обязательное распределение. «Просто дать профессию — не самоцель. Важно, чтобы выпускник с особенностями психофизического развития, получив профессию, смог еще и реализоваться в профессиональной деятельности», — добавила Елена Фалевич.

Готовность педагогов

Директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета Вера ХИТРУК считает, что каждый педагог должен быть готов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

«Изменилась профессиональная ситуация. И сегодня ни один учитель и воспитатель учреждения дошкольного образования не застрахован от того, что у него в группе или классе в любое время может оказаться ребенок с теми или иными образовательными потребностями. Необязательно ребенка с особенностями психофизического развития. Наш институт как раз и работает над изменением содержания педагогического образования», — подчеркнула Вера Хитрюк.

По ее словам, постоянно совершенствуется практическая подготовка будущих дефектологов. «Мы вводим новые учебные дисциплины, дополняем содержание прежних. Кроме того, речь идет об изменении понимания каждым педагогическим работником того, что ребенок с особенностями психофизического развития — это объект особого внимания», — отметила директор.

Вера Хитрук рассказала, что Министерство образования вместе с ЮНИСЕФ начинает разработку большого проекта по инклюзивному образованию, рассчитанного на три года. «Одна из задач — это подготовка педагогических кадров. На уровне второй ступени высшего образования у нас планируется открыть специальности магистратуры по ранней комплексной помощи, по организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Ее деятельность сегодня подлежит пересмотру и подготовке новых организационных и содержательных условий. Еще один аспект-работа с нежелательным поведением. Имеется в виду подготовка специалистов к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра именно в магистратуре», — подчеркнула она.

Кстати, Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования, созданный при БГПУ в 2017 году, проводит курсы для педагогов. На сегодня разработано 113 таких курсов и они востребованы.

Надежда НИКОЛАЕВА

Название в газете: Атрымаць прафесію цяпер можна і дыстанцыйна

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.