Вы здесь

В Минске открылась выставка предметов еврейской культуры «Тутэйшы Іерусалім»


В Художественной галерее Михаила Савицкого открылась выставка предметов еврейской культуры «Тутэйшы Іерусалім». В экспозиции представлены десятки серебряных вещей, а также другие экспонаты XVІІІ–ХХ века, из частной коллекции Игоря Сурмачевского. Один из самых ценных раритетов — книга-гербарий с травами и цветами Иерусалима 1890 года. Такие сувениры со Святой Земли привозили паломники. Причем хранился этот раритет в православной семье. Да, вещи подсказывают, что народы взаимодействовали. И изучение различных культур позволяет нам лучше чувствовать нашу общую историю.


— Мое детство проходило в симбиозе с разными традициями. Среди родственников были православные, католики, евреи. Естественно, это отразилось и на моей коллекции, которая называется «История Беларуси». Сегодня экспонируется лишь небольшая ее часть, — заметил во время открытия выставки Игорь СУРМАЧЕВСКИЙ.

С XVІ века евреи массово селились в белорусских городах и местечках и оказывали сильное влияние на местную жизнь: занимались различными видами ремесел, торговлей. В Минске, например, в начале ХХ века они возглавляли многие банковские конторы, выступали учредителями промышленных предприятий, были владельцами большинства гостиниц. При этом продолжали сохранять свою культуру, язык и религию.

К началу Второй мировой войны почти половину столичного населения составляли евреи, причем располагались они в разных районах города. Предметы, представленные на выставке, позволяют «заглянуть» в их дома, больше узнать о традициях.

Основа приведенной коллекции — серебряные кидушные чашки. В экспозиции их представлено более сотни. По пятницам в такую ритуальную посуду наливалось вино (считалось, что оно должно доливаться до краев кубка, ведь это символизировало благополучие). Обряд кидуша с благодарностью Богу за прощенные праздничные дни и субботу совершался в каждом доме иудея или в синагоге.

Стоит присмотреться к образцам на кидушах — на них мастера вырезали городской пейзаж. Именно такие изображения на чашках — типичная особенность наших земель, в европейских музеях на кидушах в основном изображали растительный орнамент либо священных животных, которых было двенадцать. Часто на кидушах мастера старались показать Иерусалим — тот, которым они его себе представляли, ведь многим не то что не посчастливилось побывать на Святой земле, они даже картин с изображениями города не видели. Поэтому и создавали художники на кидушах свой-здешний Иерусалим, отражая знакомые городские пейзажи. Кстати, гравюру XVIII века, которая свидетельствует, как выглядел Иерусалим, также можно увидеть на выставке. Впечатляет, как мастера досконально выводили мельчайшие детали сложных рисунков на серебряной посуде. Городские пейзажи, изображения синагог, можно было встретить на сахарницах, графинах, тарелках, масленках. Расцвет этого искусства пришелся на середину ХІХ века, а после травли на евреев в 1880-х годах дело пошло на спад.

Посуда, которую изготавливали мастера из Беларуси, пользовалась широким спросом далеко за пределами наших городов. К сожалению, имена тех мастеров сегодня у нас подзабыты. Хотя в тоже время их могут ценить у наших соседей. Как, например, ювелира из Шклова Израиля Йоселевича Заходера. В 1851 году мастер из Могилевщины открыл свою мастерскую, которая в основном выполняла заказы из Москвы. Естественно, после того как в 60-х годах ХІХ века евреям позволяют преодолеть границу оседлости (при условии что они являются купцами первой гильдии и, владеют суммой в 50 тысяч рублей), мастер перебирается ближе к клиентам. В мастерской, которую он открыл в Москве, работало 40 человек. Спрос на посуду, которую она выпускала, рос. Но в 1881 году по приказу нового генерал-губернатора евреям запретили находиться в Москве и Московской губернии и в течение 3–12 месяцев обязали покинуть эти территории. Тогда мастер перебирается в Украину, у Бердичей. Изделия Заходера отмечаются высшими наградами на международных выставках, а товары с его фабрики экспортируются в Турцию и Австро-Венгрию...

Тора на выставке расположена в соответствии с традициями. Так, в синагоге священная книга иудеев лежала на юг, в сторону Иерусалима.

Тору клали на дорогие ткани (в том числе на персидские ковры). И когда хранили, закрывали дорогим материалом (это могли быть макаты или, как Игорь Сурмачевский нашел свидетельство в польских архивах, слуцкие пояса).

Еще один из раритетов рассказывает, что евреи особое внимание отдавали образованию. На выставке размещены цдаки — копилки. Их дарили подросткам, когда тем исполнялось 13 лет и один день. В них молодые люди собирали деньги на свое обучение.

Отдельный раздел экспозиции посвящен бытовой культуре минских евреев-показываются кухня, медная посуда, инсталляция интерьера.

Елена ДЕДЮЛЯ

Название в газете: Сакрэты на срэбры

Выбор редакции

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.