Вы здесь

Байкер из восьмидесятых собрал коллекцию советских мотоциклов


Как ни странно, но об интересной экспозиции узнала случайно. А между тем агрогородок Поречье, где живет Генрих Дитко, считаю своей второй родиной. Здесь прошли самые лучшие школьные годы. Кстати, дом коллекционера также находится на улице Школьной. И, представьте себе, за все это время почти никто не знал, что в большом ангаре бывшего инженера находится необычная коллекция мотоциклов почти всей советской эпохи. Так почему они не могут стать музейной экспозицией? С этим и другими вопросами направилась в гости к Генриху Адамовичу.


В душе и на «Яве»

Как оказалось, Генрих Дитко — бывший байкер. В молодости он гонял на «Яву», что по меркам 80-х годов было довольно престижно. И хотя чешские мотоциклы были недешевы, молодой инженер приобрел эту технику, когда после института работал на МТЗ. Переехав в Гродно, стал участвовать в автопробегах. Тогда были популярны различные туристические путешествия-пешком или на велосипеде, сплавы на байдарках. Генрих Адамович вошел в группу мотоциклистов.

— Это был конец 70-х — начало 80-х годов. Тогда еще не было такого слова — «байкер». Но мы тоже кочевали. Собирались группы молодых парней по 10–12 человек. Ездили по маршрутам прошлой войны — в Брестскую крепость, Хатынь, Минск. Выезжали на День Победы. Правда, не так ярко, как ездят байкеры сейчас, но тоже было довольно зрелищно, — вспоминает собеседник.

Такие походы длились от нескольких дней до недели. Брали с собой палатки. После пробега группа получала туристическую категорию в зависимости от километража. Причем такой мотопробег проходил организованно, а вот техника была у каждого своя, в основном ездили на «Явах». По словам Генриха Адамовича, личных длительных путешествий было мало, ехать на море, например, было неудобно. Обычно ездили по «белорусскому кругу».

— Сейчас байкеры ездят на крутой технике, у меня такой нет. И я не ставил себе цель приобрести такой байк. У меня другое увлечение — собрать коллекцию мотоциклов, выпускавшихся советскими заводами, на которых ездило наше население и которые «работали» на хозяйство, — говорит Генрих Дитко и открывает двери своего гаража.

От «Урала» до «Муравья»

Кажется, что в помещении множество мотоциклов. На самом деле их около тридцати. А впечатление массовости создают мотоциклы с колясками, и таких здесь немало. Вот, например, мощный «Урал». Их выпускал российский завод «Ирбит». Завод существует и сейчас, но выпускает в основном дорогие мотоциклы, которые идут на экспорт, поясняет коллекционер. У него есть два «Урала». Довольно вместительная коляска — здесь спокойно могут сесть два человека. Такой мотоцикл был очень удобен в хозяйстве. В колясках возили и зерно, и картофель, и дрова... Еще одним помощником был мотоцикл «Муравей». Его выпустили тульские производители. И хотя это был легкий мотороллер, он мог перевозить до 250 килограммов груза в прицепе.

А вот черный «Днепр». Их выпускал киевский завод. Здесь собраны мотоциклы, которые выпускали заводы в советское время и странами СЭВ — Польши, Германии, Венгрии, Чехословакии. Например, венгерский черный мотоцикл Раnnanonіa Генрих Дитко приобрел одним из первых. Правда, коляску отдельно. По отдельности купил и «Яву» с коляской. На то время это был один из самых скоростных мотоциклов. А вот самыми популярными у населения были «Иж» и «Днепр». «ИЖ-49» — один из первых экземпляров коллекции и самый «возрастной». В массовое производство Ижевский завод запустил эту технику в 70-е годы, но в деревенском гараже находится экземпляр середины 50-х. Коллекционер обращает внимание, что мотоцикл по форме напоминает японскую «Хонду». А вот назначение мотоциклы отчасти имели практическое. Промышленность была направлена на то, чтобы модифицировать технику под нужды хозяйства.

— Вот этот синий «Иж» с коляской достался, можно сказать, в наследство. Его мы с братом купили, когда я пришел из армии. Тогда мы с ним поехали на рынок и приобрели для отца в деревню этот мотоцикл. И столько на нем всего перевезли! Он долго работал, а теперь на «заслуженном отдыхе», — улыбается собеседник.

Позже удалось приобрести мотоцикл «Иж» — «Планета-5». Это один из последних мотоциклов Ижевского завода, но его продавали без коляски, вместо нее — доски. На этой платформе, видимо, возили грузы.

— Тогда меньше было машин, а сельчане приобретали в основном мотоциклы. И по сельским дорогам на них удобнее ездить, и по цене доступны. Если автомобиль стоил пять тысяч рублей, мотоцикл — 400–500 рублей. И на даче потом стали ездить, — рассказывает Генрих Дитко.

В коллекции представлены мотоциклы Уральского, киевского, тульского, Серпуховского, Ковровского, Ижевского заводов. Из белорусских — два вида мотоциклов «Минск», а всего здесь выпускали десять видов. Кстати, в Гродно было организовано производство мотоциклов «Неман». Это были легкие мотороллеры, и их было немного.

Местный коллекционер мечтает собрать полные линейки различных моделей советских мотоциклов. Некоторые модели приобрести трудно из-за их ограниченного выпуска и высокой стоимости. Между тем коллекция пополняется. В прошлом году Генрих Адамович купил еще один «Иж» и «Яву» — именно тех моделей, которых не было.

«Это не просто железо...»

Многие экспонаты приобретались в довольно плохом состоянии. Большинство из них стояло в пристройках или просто на подворьях. Конечно, при эксплуатации они выглядели не так, а когда хозяева пересели на машины, мотоциклы оказались не нужны. Поэтому почти все пришлось обновлять: ремонтировать, красить. В этом деле коллекционеру помогает и жена. На трети экспонатов коллекции при желании может ездить. Однако Генрих Адамович не спешит дать им вторую жизнь. Обслуживание такой техники требует значительных затрат, к тому же, у коллекционера другая цель. Он стремится показать молодежи техническое наследие советского периода, тех времен, когда мотоциклы были помощниками в хозяйстве, работниками, друзьями.

— Это не просто железо. Над созданием этой техники работали наши отцы и деды, но, к сожалению, она исчезает, поэтому ее хочется сохранить. Чтобы молодежь увидела этих технических помощников, ведь сейчас мотоциклы делают больше для молодежи, для путешествий, для скорости — объясняет коллекционер. И напоминает, что это хобби для души.

Хобби, как известно, не обходится без затрат. Насколько это накладно? Генрих Дитко не считает, что слишком дорого. Конечно, каждый экспонат чего-либо стоит. Но коллекция собиралась не год-два, а целую четверть века. Многие экспонаты были в таком состоянии, что хозяева с радостью отдавали их за 100–150 долларов.

А как насчет музея?

Признаться, этот вопрос не мог не интересовать. Кажется, для частного музея есть все условия. Во-первых, довольно просторный и со вкусом оборудованный «ангар». Здесь даже пол из дерева, как в агроусадьбах, да и само помещение в таком же стиле. Во-вторых, наличие уникальных экспонатов. Да и любопытство к этой технике есть. Сюда приходят на экскурсию школьники, даже приезжают из других городов. Конечно, интересуются байкеры.

Генрих Дитко знает, что музей мотоциклов есть, например, в польском Белостоке. У нас таких музеев, видимо, пока нет. Хотя отдельные коллекционеры, конечно, есть. Некоторые занимаются реконструкцией ретромотоциклов, которые выпускались в 30-е годы. В Минске даже проводится соответствующий фестиваль.

За музейное дело Генрих Дитко взяться пока не готов. И время на это нужно, и формальностей много... К тому же коллекционер сомневается, будет ли это интересно широкому кругу людей. Мол, специфические экспонаты. Да и туризм на местном уровне не очень развит.

И все же, кажется, для агрогородка такой музей может быть довольно престижным объектом. Поречье находится на хорошем транзитном пути, здесь работает санаторий, есть немало туристических баз. Люди могли бы заинтересоваться техникой, которая, возможно, была в их семьях. Молодежь получит возможность сравнить то, что было раньше, с современной техникой. Ведь где еще у нас можно увидеть столько редких экземпляров мотоциклов в одном месте?..

В тему

В Гродненском районном культурно-информационном центре сообщили, что частных музеев в районе нет. А вот в Гродно их два. Оба представляют предметы домашнего хозяйства. Владелец музея утюгов рассказал, что он оформил свое учреждение как индивидуальный предприниматель, платит налоги в 5 % из оборота. Перед Управлением культуры никакого отчета не имеет. Зато есть договоренность с 15-ю государственными организациями. И хотя проект коммерческий, как говорят в музее, он держится в основном на энтузиазме.

Маргарита УШКЕВИЧ

Фото автора

Выбор редакции

Общество

«Вероятность угадывания на ЦТ снижается»

«Вероятность угадывания на ЦТ снижается»

15 новых специальностей, включая четыре абсолютно новых, по которым подготовка ранее нигде не велась, откроются в этом году в белорусских вузах.

Общество

Чем опасна экспресс-диета?

Чем опасна экспресс-диета?

Следует понимать, что диеты такого типа — радикальный метод, имеющий множество недостатков.