Это не просто один из самых старых белорусских артефактов, это объект, которому уже более 500 лет поклоняются жители Минска. С ним связаны легенды и реальные исторические события. За него боролись, спорили, волновались. Не все тайны иконы Божьей Матери Минской еще разгаданы. Немного познакомились с ними и вместе с историком и экскурсоводом Тимофеем Акудовичем «отправимся» в специальное путешествие, посвященное главной святыне Минска.
Легенда о появлении иконы Божьей Матери Минской известна из нескольких источников. Один из наиболее основательных — в работах монаха-базилианца из Полоцка Игнатия Стебельского. Так, в 1781 году он писал, что икона сначала находилась в Киеве в Десятинной церкви, «будучи поставлена там святым самодержцем земель русских Владимиром Первым Святославовичем, где оставалась в течение пятиста с лишком лет». Но около 1500 года во время ограбления Киева татарами один из них вынес икону из церкви, сорвал с нее ризу и бросил в Днепр. Так икона то ли водой (чудесным образом против течения), то ли ангелами была перенесена к Минску и появилась на реке Свислочь под замком, где была замечена по необычному сиянию.
Самое интересное, что почти все совпадает с реальными историческими событиями. В конце ХV века крымские татары действительно грабили Киев, а сам город стоит на Днепре, куда «басурмане» могли бросить икону. Есть, правда, и «нестыковка» — Десятинная церковь (один из символов Киева) на тот момент уже была разрушена.
В другом описании этой легенды упоминается, что икона была создана святым Лукой. Вообще в то время все наиболее значимые святыни приписывали этому апостолу. На Руси было известно десять таких икон, среди которых и упомянутая нами.
Сегодня на побережье Свислочи, рядом с одним из корпусов Минской духовной академии, стоит скульптура в честь появления иконы Божьей Матери — может быть, как раз рядом с тем местом, откуда ее достали из воды. Но от этой прекрасной композиции давайте перейдем на другую сторону улицы Максима Богдановича, где когда-то находилось Минское замчище.
Почитание святыни
Икона была перенесена к замку, стоящему за высокими валами (около десяти метров). В ХVІ веке здесь бурлила жизнь. За ними были три церкви, в одной из которых и хранилась икона Божьей Матери Минской. Есть свидетельство с конца ХVІ века, что рядом с этим изображением Божьей Матери были украшения и драгоценные цепочки, которые носили богатые и уважаемые люди. Если иконе делали такие пожертвования, значит, ее очень ценили. Еще одно из подтверждений тому — при церкви было братство не в честь храма, а именно в честь святыни, которая там хранилась.
Но почему икона была такой почитаемой? Возможно, подсказка спрятана в «Атласе Святой Марии». В 1670-х годах подобные издания в Европе были довольно популярны, в них описывались иконы, с которыми были связаны определенные чудеса. В одном из таких рассказывалось и о храме из Минска. Причем, кроме «классических» чудес, таких как исцеление слепых и обезумевших людей, упоминается, что после того как иконой обнесли город, удалось остановить эпидемию. Приводится здесь и большая победа над татарами, которую удалось добыть в присутствии этой иконы.
В начале ХVІ века татары сжигали Минск несколько раз, как раз во времена появления иконы. Но в 1506 году в битве под Клецком под руководством князя Глинского татар удалось разбить. Победа над врагом, который долгие годы терроризировал земли Великого Княжества Литовского, конечно, была важным событием. Скорее всего, именно в этой битве была «задействована» и чудодейственная икона, так как в ней участвовали и Минские хоругви. Естественно, что победу связывали с помощью святыни.
Под давлением унии
Давайте перейдем к самому старому зданию в столице — Петропавловской церкви. Здесь икона Божьей Матери хранилась в годы Великой Отечественной войны, в храм она была внесена в 1942 году (на то время это была единственная открытая православная церковь в центре). И хотя священники пытались привлечь сюда верующих, действовали курсы и школа, люди все же не шли. Боялись. За воротами церкви начиналось Минское гетто, откуда слышались выстрелы и крики, где гибли люди. После войны храм закрылся, в здании создали архив, а святыня с 1945 года была перенесена в кафедральный собор.
Но здесь стоит упомянуть не только военную историю. Петропавловская церковь была построена в 1612 году благодаря пожертвованиям последних крупных православных родов (в то время шляхта массово переходила в католицизм). Жертвуя средства на постройку, шляхта оставила наказ, что делает это, чтобы их дети остались православными. Сегодня на храме есть табличка в честь основателей Свято-Петропавловского монастыря. Среди обозначенных фамилий — Друцкие-Горские, Огинские, Ваньковичи, Володковичи, Станькевичи, Вериги, Селявы. Наказ не был исполнен — их потомки уже будут католиками.
Стоит обратить внимание еще на одну фамилию с этой вывески — Рогоз. Именно решение, принятое представителем этого рода Михаилом, значительно повлияло на дальнейшую судьбу Божьей Матери Минской.
Михаил Рогоза стал митрополитом Киевским и всея Руси. В 1596 году он подписал Брестскую унию, тем самым признав присоединение православных епархий к Римско-католической церкви. Горожане такое решение не поддержали, восприняв его как предательство веры.
Большинство минчан перестало посещать главные храмы, и дошло до того, что люди пожертвовали деньги в магистрат, чтобы оттуда они шли на маленькую церквушку, последнюю православную в городе.
Единственное, чего добился митрополит Рогоза, — возвращение иконы Божьей Матери. Её разместили в кафедральной церкви.
Подарок королевы
Есть и другие версии того, как в Минске появилась чудодейственная икона. Тимофей Акудович привел версию, высказанную историком Юрием Микульским, о том, что икона была подарена королевой. В судебной тяжбе между митрополитом Михаилом Рогозой и жителями Минска упоминается, что горожане забрали из храма ценные цепочки, подсвечники и икону, подаренную королевой Еленой.
Елена — дочь московского князя Василия III, была женой великого князя литовского Александра. Елена отказалась становиться католичкой, как того требовало окружение Александра. Даже во время свадьбы, которая проходила в Вильнюсе по католическому обряду, за девушкой стоял православный священник.
Елена делала пожертвования на православие. Известно, что в Вильнюсе хранилась икона, подаренная ей. Несколько раз королева посещала Минск, включая и начало XVI века. И здесь тоже оставила ценные подарки.
Новый дом
Лишенные верующих, униатские церкви приходили в упадок. Распространять унию через обычных священников было очень сложно. Но все изменилось, когда к делу были приобщены монахи, которые много работали на просвещение. Здесь стоит упомянуть Иосифа Руцкого — создателя ордена базилиан.
Тогда и возникла идея о перенесении иконы на новое место — в Верхний город, который в начале XVIII века становится его центром. Там начал строиться Свято-Духов храм. Не обошлось без споров, причем базилиане поссорились со своими же — униатами. Часть шляхты на тот момент уже приняла унию и выступала за то, чтобы икона оставалась в старом кафедральном соборе на замке, а Иосиф Руцкий был уверен, что необходимо создать новый сильный центр и почитаемая икона должна храниться именно в Верхнем городе. Эти споры затянулись, даже в XVIII веке униатские жители города судились со Свято-Духовой церковью, чтобы икону Божьей Матери Минской вернули на замок.
Не все горожане готовы были мириться с тем, что в центре города появится новый крупный униатский комплекс. Иногда по ночам они «усердствовали» на стройке церкви Святого Духа — разбрасывали, портили материалы. Даже за три дня до перенесения иконы было совершено такое нападение. И тем не менее, торжественно, большим крестным ходом икона была перенесена в новый храм.
Икона Божьей Матери, видимо, способствовала тому, что сюда потянулись верующие. Так, если сначала церковь была деревянной, то около 1636 года здесь было заложено каменное здание. Свято-Духов храм обзавелся уникальным барочным фасадом, расписанным фигурами святых. Именно в этой церкви икона хранилась наиболее долгое время — до 1935 года. Тут же она изменилась. Икона, известная нам сегодня, была изображена поверх старой росписи.
В начале XVIII века во время войны со шведами, когда в Минске останавливался Петр Первый, икону и храм никто не трогал. Единственное, когда войска Петра ушли, за грабеж взялись калмыки, служившие русскому царю. В том числе «похозяйничали» они и в храме Святого Духа, хотели снести икону, но город поднялся на защиту и отстоял свою святыню.
В ХІХ веке храм пострадал от пожара. После нескольких перестроек он полностью изменил свой облик. Тогда же икона была перерисована на новый лад.
Церковь в 1915 году посетил Николай II, где ему показали и самую почитаемую икону города.
Храм Святого Духа был взорван в 1936 году. Его восстановили в 2009–2011 годах, причем в том виде, в котором он был построен в XVIII веке. Сегодня здесь находится концертный зал Детской филармонии «Верхний город».
Возвращение
В 1920-е годы на Минскую святыню позарились новые власти. Точно, их больше интересовал богатый оклад иконы Божьей Матери. Горожане попытались откупиться от алчных большевиков. Но в скором времени оклад все равно «прибрали» в пользу революционеров. Икону же передали в краеведческий музей.
В советское время Минский государственный музей располагался в архиерейском подворье — на месте нынешнего Дома офицеров. Музей этот был довольно богат. Так, в нем имелись экспозиции, посвященные первобытному времени и Средневековью. Кстати, артефакты для него собирал Вацлав Ластовский.
В 1930-х годах, когда началось строительство Дома офицеров, музей переместили во флигель, в котором было мало места для экспозиций. Новые кураторы сочли прежнюю экспозицию «буржуазной». Под прежнюю историю выделили один зал, остальные посвятили революции.
Огромное количество артефактов попало в дровяник. Есть описание, что иконы просто сбросили на землю. И если бы какой-то человек не постелил полотно, не приставил их к стенке и не прикрыл, возможно, снегом и дождем, драгоценности были бы уничтожены.
При немцах в Минске новый руководитель музея нашел икону и передал ее на реставрацию Георгию Виеру...
После войны икона была перенесена в Свято-Духов кафедральный собор, где и находится сегодня.
В начале 1990-х реставратору Петру Журбею выпала сложная задача по восстановлению святыни... Сегодня икона Божьей Матери такая, какая она была в XVIII веке, а под этим слоем скрыты еще более древние лики.
Елена ДЕДЮЛЯ
Фото Анатолия КЛЕЩУКА
Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.
Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».