Вы здесь

Одно из открытий выставки «Фердинанд Рущиц. К 150-летию со дня рождения» — имя его ученика


Прошлый, 2020 год, ЮНЕСКО объявило годом художника Рущица, первого декана Вильнюсского университета имени Стафана Батория, принадлежавшего культуре четырех стран — Беларуси, России, Литвы и Польши. До 26 января 2021 года в Художественном музее проходит выставка «Фердинанд Рущиц. К 150-летию со дня рождения». Одно из открытий выставки — имя его ученика, Марьяна Богуша-Шишки, уроженца Островеччины.


Ровесник ХХ века, он умер в Лондоне в 94 года, прожив почти век, поэтому английский критик Ньютон назвал его «художником века». Марьяна Богуша-Шишку открыл для белорусов Адам Мальдис, который позаботился, чтобы на родину попало несколько произведений этого незычайного художника, чтобы был сделан уголок его творчества на его родине в Трокениках под Островцом. Сейчас в родном доме Богуша — сельская библиотека-клуб. Там хранятся живопись и несколько шелкографий с картин Творца, которые подарила его вдова леди Цецилия Саундерс в 1996 году.

Рущиц часто упоминал Богуша-Шишку в своем дневнике и воспринимал его скорее не учеником, а ассистентом, помощником, коллегой. Они были ровней по происхождению: Марьян богат белорусский шляхтич (по материнской линии происходил из аристократического рода Козел-Поклевских) с родовой усадьбой в Трокениках под Вильнюсом, с соответствующим воспитанием — французской гувернанткой и уроками верховой езды, поездками за границу. Он учился у Рущица два года и был послан на стажировку в Краковскую академию искусств. Богуш окончил Краковскую академию в мастерской Йозефа Мехофера, имел ученую степень по математике, написал четыре книги по истории искусства, в том числе и про Леонардо да Винчи, и что для нас очень важно — не переведенную до сих пор книгу об искусстве Великого Княжества Литовского.

Богуш-Шишка, приезжая на родину из Кракова, передавал Рущицу-декану посылки и даже награды от краковских коллег. Именно он в 1924 году решился задать учителю вопрос, который мучил многих его учеников: почему тот оставил живопись в 40 лет и вернется ли к нему впоследствии? И Рущиц ответил метафорически, в своей манере, записав ответ в дневнике: «Это как бусинки на розарии: они разные, но нить одна». В 1939 году Богуш-Шишка должен был, по мнению Рущица, принять руководство кафедрой живописи в университете имени Стефана Батория, но началась война.

«Художник с сильным характером» — назвала его как-то критика. В 1927–1929 годах жил в Кобрине на Полесье, где был учителем рисования. Он чувствовал это как «культурную миссию»: обучать сельских детей искусству. «Но когда приехал и увидел, как дети рисуют, убедился, что не я буду их учить рисовать, а они меня», — вспоминал он. От детской непосредственности и наивности он многое перенес в свое творчество. А рисунки полесских детей показал через пять лет на выставке в Варшаве в польском Институте пропаганды. Это философия рущицевой школы: «искусство должно быть везде». Следующие 10 лет Богуш прожил в Гдыне. До 1939 года имел 19 выставок — в Гдыне, Гданьске, Кракове, Люблине, Чанстахове и Варшаве. Он пишет изысканные портреты, малоформатные импрессионистические пейзажи, в которых натура утопает в солнце.

В 1939 году художник добровольцем пошел в армию, воевал в морской пехоте и попал в плен к фашистам, пробыл в лагере для интернированных военнопленных четыре с половиной года. Ему было разрешено читать лекции по математике и вести студию. После освобождения союзниками в 1945 году вступил во второй польский корпус армии Андерса — части армии Великобритании, которая после окончания войны дислоцировалась в Италии. Его дядя, большой чин в армии Андерса, походайничал, чтобы он попал в художественный отдел, который был призван организовывать досуг офицеров — экскурсии в музеи, поездки по памятным местам. Шишка также организовал художественную школу под Римом для бывших художников и всех желающих. Год, проведенный в Италии, Богуш-Шишка считал равным окончанию пяти академий. Затем армия была переведена в Англию, и художник стал эмигрантом. В Кракове осталась любимая семья, которую он поддерживал материально. После демобилизации в 1947 году нужно было искать работу в Англии.

Рущиц в последние годы жизни считал своей миссией педагогическую деятельность, воспитание художников — патриотов своего края. Богуш-шишка стал его верным преемником: в Лондоне основал Академическое общество университета имени Стефана Батория со студией станковой живописи по программе Вильнюсского университета. Богуш был активным и плодовитым художником, выставлялся в Лондоне и Париже. Он работал в различных техниках — живописи, акварели, гуаши и рисунка, из которых печатались его изысканные эстампы-шелкографии.

На открытии своей выставки в Лондоне в 1963 году мастер познакомился с английской аристократкой, баронессой леди Цецилией Саундерс, которая была одержима мечтой создания госпиталя паллиативной помощи — хосписа во имя святого мученика Христофора.

Она поддержала художника покупкой картин для часовни хосписа. Одна из них — «Святой Христофор»: хранится в Лондоне, графический отпечаток с нее — в Трокениках.

В этом произведении чувствуется, что Богушу известны многочисленные деревянные народные скульптуры в костелах родины. Человеческие силуэты здесь неестественно вытянуты и сильно стилизованы. Он рисовал пастозно, грубовато и наносил краску длинными мазками кисти.

Постепенно встречи и деловые отношения леди и художника переросли в любовные, длившиеся несколько лет. Верный супружеской клятве, Богуш женился на Леди Саундерс только после пяти лет траура по покойной жене. Баронессе был 61 год, ему 80.

Пара прожила душа в душу более 15 лет. Все это время мастер жил и работал в хосписе, став, как он выразился, «художником по месту жительства». Окончание жизни в хосписе, в красивом саду его жена трактовала как время раздумий, спокойствия и отдыха, поиска смысла существования. «Красота — лучшее средство, которое заживляет боль», — считала она. В хосписе были театр, художественная студия, проходили концерты известных музыкантов. Богуш стал ее верным соратником: писал картины на евангельские темы, организовал и там художественную студию, где преподавал пациентам живопись — отличное средство арт-терапии. Художник тогда окончательно порвал с реализмом в пользу синтетической и символической формы выражения, стал экспрессионистом.

Необычное его живописное полотно  «Чудо в Кане» (1960), впервые выставленное в Национальном художественном музее Республики Беларусь на выставке, посвященной 150-летию Рущица. Это подарок музею от вдовы художника. Картина написана по знаменитому сюжету первого из 35 чудес Иисуса Христа — превращения воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской. Это скрытая аллегория: подобно тому, как вода скрывала вино, Христос был скрыт от мира в течение шести библейских веков. Вино, которое у Богуша напоминает кровь, льется в кувшины мощным потоком. Произведения Богуша-Шишки из христологического цикла далеки от примирения и религиозной созерцательности: они динамичны, резки и тревожны, порой даже хищны и агрессивны.

Картины Богуша постепенно наполняли палаты хосписа. Со временем эта «обитель милосердной смерти» превратилось в необычный монографический музей Богуша-Шишки. Одно из известных его произведений «Птица» — это и душа, поднимающаяся вверх по золотым облакам, и Святой Дух, и голубь мира — парафраза с великого Пикассо.

Сейчас в хосписе святого Христофора около 60 картин Богуша-Шишки. Он научился быть рядом с теми, кто умирает, их близкими, и поддерживать их, сохраняя личное равновесие. Он понимал, что вскоре и сам окажется на месте своих учеников. Умер в хосписе, в котором жил последние несколько десятилетий, окруженный заботой сестер милосердия и своей жены. Его окружали его картины.

Надежда УСОВА, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси

Название в газете: Мастак, лэдзі і хоспіс. Мар'ян Богуш-Шышка

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.