Вы здесь

Со своей женой Иван Шамякин прожил 58 лет


Ивана Шамякина многие считали пестуном судьбы. Ему и правда везло в жизни. Прошел всю войну и даже не был ранен. Первый же роман («Глыбокая плынь») был отмечен Сталинской премией. Это сразу прославило и открыло дорогу в литературные круги, где он сделал себе имя. Его произведения широко издавались и экранизировались. Он быстро стал известной личностью, занимал ответственные должности.

Но кто знает, как сложилась бы его биография, если рядом с ним не было бы самоотверженной жены?.. Мария Филатовна не только заботилась о детях, занималась бытом, разделяла все радости и горести мужа, но и вдохновляла его писать, освобождала от рутинной работы, берегла от испытания славой и головокружения от успехов.


Иван Петрович и Мария Филатовна.

Одно из лучших произведений о любви в белорусской литературе — «Непаўторная вясна» (первая часть пенталогии «Трывожнае шчасце») Ивана Шамякина — во многом автобиографично. Одна из последних его повестей «Слаўся, Марыя!» посвящена жене.

— Познакомились папа с мамой еще детьми, во время учебы в Терухской школе, — рассказывает дочь писателя, профессор БГУ, доктор филологических наук Татьяна Шамякина. — Но мой дед по отцу Петр Минович был лесником, его часто переводили с места на место. И после окончания 5-го класса Ваня Шамякин с семьей переехал в другую деревню. Снова с Машей Кротовой он встретился уже в Гомеле, где учился в техникуме строительных материалов, а мама — в медучилище. Увидев друг друга, они обрадовались, юноша провел бывшую одноклассницу к общежитию. С тех пор они начали встречаться. Ходили в кино, гуляли в парке при дворце Паскевичей-Румянцевых.

Маша Кротова окончила училище раньше, и ее направили фельдшером-акушером в Речицкий район, а Ивана, через год, — в Белостокскую область.

Когда у парня уже не получалось наведываться к Маше, писал ей письма.

Проверив свои чувства, молодые люди решили идти по жизни вместе и в июне 1940-го расписались.

Свою старшую дочь Лину Мария Филатовна родила, когда мужа уже призвали в армию. Впоследствии жена писателя больше, чем остальных детей, баловала именно Лину, из которой много выстрадала за времена немецкой оккупации: четыре года они голодали, переболев тифом, едва остались живы. «Лина первый раз попробовала сахар в три года, когда пришли наши. А вы мандарины едите сколько хотите», — неоднократно повторяла Мария Филатовна остальным детям.

Мария Шамякина пользовалась большим уважением у сельчан. Не было случая, чтобы она неудачно приняла роды, хотя делала это иногда на печи, без всякой анестезии. Переехав после войны в Минск, она мечтала продолжить образование в мединституте. Но родилась Татьяна, потом сын Саша. Имея троих детей, нечего было думать учиться на стационаре.

И тогда она поступила на вечернее отделение в педагогический институт.

Став дипломированным филологом, избавила мужа от рутинной работы: перепечатывала его рукописи, вычитывала корректуру, отвечала на письма.

И по-прежнему «по совместительству» оставалось домашним врачом: заботилась о здоровье детей и Ивана Петровича.

— По отцовской линии мама происходила из зажиточного старообрядческого рода и отличалась склонностью к аскетизму, — отмечает Татьяна Ивановна. — У нее был красивый голос, она любила петь, но никогда не танцевала. Ей часто приходилось бывать на людях, и одевалась она хорошо, но никогда не пользовалась косметикой; а те украшения, которые дарил папа, отдавала нам — Лине, мне и Алесе.

Иван Шамякин с дочерью Татьяной.

Сам Шемякин считал свою Машу образцовой спутницей жизни.

«Для меня она была вершиной всего того высокого, что несла в себе жена и мать. Я отдавал ей предпочтение над собой, особенно что касается сохранения морали, духовности, верности, преданности...» — писал он в повести «Слаўся, Марыя!». Там же Иван Петрович приводит такой случай. Однажды они пригласили писателя, своего соседа, и его жену пойти вместе в кино. Но коллега отказался, сославшись на немедленную служебную встречу. Каково же было возмущение Марии Филатовны, когда в кинозале она заметила этого обманщика с другой женщиной! Нет, Мария Филатовна не побежала к соседке информировать ее о лжи мужа, но при встрече с ним самим язвительно высмеяла. Ее возмущали всякие непристойность, нечистоплотность, предательство.

— Помню, когда ставились пьесы отца, он регулярно встречался с актрисами. И мама позволяла себе в шутку уколоть, поиронизировать над ним по этому поводу, — вспоминает Татьяна Шамякина. — Но папа как умный мужчина отвечал на такие проявления ревности повышенным вниманием к жене. Он всегда старался брать маму на банкеты, в служебные командировки, поездки за границу.

Долгие годы семья Шамякина была очень счастлива. Но в сентябре 1991 года скоропостижно скончался их сын Александр. Это стало для Ивана Петровича и Марии Филатовны страшным ударом, от которого они так и не отошли.

Когда Мария Филатовна тяжело заболела и попала в больницу, Иван Петрович каждый день посещал ее, приносил фрукты, держал за руку, делился новостями.

В 1998 году его любимой спутницы, с которой прожил 58 лет, не стало. Конечно, поддерживали дети, навещали внуки. Но лишившись своего дорогого ангела-хранителя, Иван Шамякин все чаще чувствовал себя осиротевшим, потерянным. Он ждал встречи со своей Марией. И через шесть лет пошел следом за ней. На этот раз — в вечность.

Ольга ПОКЛОНСКАЯ

Фото из семейного архива Татьяны Шамякиной

Название в газете: Яго нетрывожнае шчасце

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».