Вы здесь

Закодированная эстетика. Какая разница между традиционным и национальным костюмом?


Что составляло основу гардероба наших далеких предков? Какие цвета чаще всего использовались для вышивки на одежде и в какой технике она выполнялась? О чем нужно помнить сегодня дизайнерам, чтобы создавать современные модели, которые вместе с тем несут мощный этнический посыл?

Об этом беседуем со старшим научным сотрудником отдела древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, кандидатом искусствоведения Марией ВИННИКОВОЙ.


— Мария Николаевна, почему специалисты считают, что прочно закрепившимся в лексиконе белорусов словом «вышиванка» неправильно определять одежду с национальным колоритом?

— В народной белорусской культуре традиционную одежду никогда не называли «вышиванкой». Это слово идентичное таким определениям, как «маляванка», «писанка»» и, вероятно, заимствовано из украинского языка. Когда его применяют, нередко подразумевают одежду с вышивкой «крестиком». Но эта техника появилась у нас только в середине ХІХ века. К тому времени в национальном костюме вышивка если и присутствовала, то совсем другая. Например, в Кобринском районе местная жительница показывала мне старые сорочки, которые сохранились от ее бабушки, и называла их «натяганными», то есть вышитыми «натягом» — швом «вперед иглу» по числу ниток полотна, образующего полосы геометрического орнамента. На мой взгляд, в отношении современности правильно говорить о костюме с национальным колоритом. Потому что между традиционным и национальным костюмом есть определенная разница. Традиционный — это сельский костюм, отвечающий условиям жизни на данной территории: его создали, развили коренные жители, он соответствует нашим природно-географическим условиям. А «национальный» — более широкое понятие, оно относится к одежде разных слоев населения. Состоятельные граждане заказывали предметы гардероба из-за границы или шили их по общепринятым европейским образцам, поэтому их костюм больше подвергся влиянию моды.

— Как определить, какая одежда соответствует народной традиции, а какая — нет?

— Прежде всего — по композиционному решению. Вышивка у белорусов служила оберегом и располагалась в местах, которые открывали доступ к телу: по воротнику, манжетам, по низу юбок. У женщин детородного возраста богатым был орнамент на рукавах сорочки и фартука: считалось, что он защищал их от сглаза.

Современное льняное платье с вышивкой. РУП «Скарбница», Минск.

— Какими были главные элементы белорусского традиционного костюма?

— Основной компонент женского, мужского, детского костюма — это сорочка, которая обязательно должна была закрывать шею, локти и колени. Она была прямой, без выточек, свободной; подгонялась по фигуре за счет сборки по воротнику, низу рукавов и подпоясывания по талии. В гардероб белорусских крестьянок входили также юбки, фартуки, головные уборы, жилеты. Летом женщины носили простую юбку из льна, зимой — из плотной (иногда в полоску, клетку) шерстяной ткани, которая называлась понева. В Малоритском районе распространен был аналог андарака — бурка, которая отличалась богатым тканым ромбогеометрическим орнаментом.

Весной и осенью этаж рубашки женщины надевали свиту (свитку) — длинную распаханную суконную одежду, которую опоясывали тканым или плетеным поясом. Обязательным атрибутом женского костюма считался фартук. Его носили не только в будни, но и на праздники. Причем не для того, чтобы не запачкать юбку, а прежде всего как оберег для женского лона. Выходить на люди без фартука считалось неприличным. На юге Беларуси в некоторых регионах юбок не надевали вообще, а повязывали два фартука — спереди и сзади. В Ветковском районе Гомельской области девочки носили колышку — передник, который повязывали сзади на рубашку. В восточных районах Беларуси распространена была такая парадная поясная одежда, как понева, состоявшая из двух кусков шерстяной самотканки, сшитых только до середины. Понева драпировалась вокруг талии и бедер и крепилась широким плетеным поясом.

— Замужние женщины в традиционной культуре обязательно должны были носить головной убор?

— Да. Вступив в брак, женщины всегда прятали волосы под намиткой или платком, под которыми обязательно был чепец. Намитка была характерна для всех регионов Беларуси, но в каждом сложились свои особенности ее завивания на голове. Девушки могли ходить с непокрытой головой, или носить орнаментированные на концах полотняные головные повязки-«скиндочки», или обтянутый цветной тканью обруч — «чилку» и прочее. В деревне Неглюбка Ветковского района Гомельской области существовал девичий головной убор «кубок». Основой для него служила полоса луба (или картона) шириной 12–15 см, на которую натягивались разноцветные ленты. Этот головной убор надевали в тех случаях, когда девушка хотела показать, что готова выйти замуж.

— А что входило в мужской традиционный гардероб?

— Кроме сорочки (рубашки), в мужской традиционный крестьянский костюм входили брюки, иногда жилет из домотканого сукна или полотна. Обязательным компонентом был пояс. Он имел практическое значение (рубашка прилегала к телу и не мешала работать), вместе с тем был ярким декоративным акцентом и считался сильным оберегом. Холостяки завязывали его с левой стороны, а женатые — посередине, причем узлу отдавалось особое внимание — считалось, что он придает сил и защищает от сглаза.

Праздничные летние наряды крестьянок. Начало ХХ века. Территория Калинковичского района Гомельской области.

Без пояса нельзя было выйти за порог своего дома. Свитку (теплую одежду из валяного сукна) мужчины носили на протяжении веков, как и дубленки, сшитые из овчины. Зимой голову от холода защищала шапка-ушанка из овчины или заячьего, лисьего меха, покрытая сверху темным сукном. Головные мужские наряды — могерки — валяли из шерсти. Летом носили шапки шляпы из соломы: в некоторых регионах они назывались козырьки.

— Какие цвета были наиболее популярны в традиционной белорусской одежде?

— Поскольку одежда изготавливалась, как правило, из льна или шерсти, то преобладали белый, серый, коричневый, черный цвета. Узоры ткали и вышивали в основном красными нитками. В мужском костюме пояс был всегда красного цвета, а в юбках по подолу часто проходил дополнительный красный кантик. Круг — это оберег. Красный — цвет праздника, солнца. Иногда в вышивке использовался и синий цвет, олицетворявший грусть, печаль. В Брестском районе применяли и черные нитки для орнамента. Праздничный наряд повсеместно украшался более обильно, чем ежедневный.

— О чем должны помнить сегодня дизайнеры, чтобы правильно актуализировать национальные мотивы в одежде? Что может стать, на ваш взгляд, брендом в гардеробе современного белоруса?

— Современная одежда может иметь ярко выраженный национальный стиль, способный передать образ народа. Важно, чтобы оно создавалось со знанием традиций. Это не исключает новаторских дизайнерских поисков. Предметом вдохновения для современных модельеров, работающих в этностиле, могут стать как характерные мотивы традиционного белорусского орнамента, так и общее силуэтное и колористическое решение костюма, сочетание ткани промышленного и ручного изготовления с их особой фактурой и декором, особенности народного кроя и ручного пошива (например, использование фигурной сборки, декоративных соединительных швов и прочее). Современный модный образ в этностиле может быть также создан через введение в костюмный комплекс отдельных аксессуаров, выполненных в традиционных техниках ручного ткачества и вышивки. На мой взгляд, нашим брендом может стать лен. Неслучайно его называли «божья свеча». Он ассоциировался с божьим светом, благодатью. Крестьяне сами его выращивали, обрабатывали, пряли, ткали и шили из него одежду, украшали орнаментом. Лен экологичен, не вызывает аллергию, он греет зимой, в нем не жарко летом. Но к нему нужен особый подход: лен требует простые линии кроя. Вещи из него должны быть удобны и рациональны.

Ольга ПОКЛОНСКАЯ

Фото предоставлены собеседницей

Выбор редакции

Экономика

На каких банковских вкладах заработаешь больше

На каких банковских вкладах заработаешь больше

Самые большие проценты — по рублевым депозитам.