Вы здесь

«Каменный цветок» станет доступен для туристов. Стало известно, когда Черный замок Гольшанский покажет свои сокровища


Еще несколько лет назад Гольшанский замок я видела только в руинах, которые постепенно стирались с земли из-за дождей, ветров, снегов и неугомонных туристов. Теперь этот исторический объект просто не узнать — за поворотом скромной речки Гольшанки гостей Гродненского региона встречают Северная башня, приведенные в порядок остатки стен и визит-центр.

Три года назад здесь начались реставрационно-восстановительные работы. «Каменный цветок» — именно так еще до войны называли замок в Гольшанах — было решено сохранить и превратить в привлекательный для туристов исторический объект.

Когда подъезжаешь к Гольшанскому замку, первое, что отмечаешь, это аккуратность. Ощущение, что в поместье снова появился хозяин, который с особым вниманием привел все в порядок — благоустроил территории возле замка, создал инфраструктуру с большой автомобильной стоянкой, расставил новые светодиодные фонари и устроил декоративную подсветку вдоль аллей.

Мы уже писали, что недавно здесь открылся визит-центр, но на этот раз расскажем, чем удивит Северная башня, какие находки были обнаружены на территории замка и когда уже можно будет полностью окунуться в историю одного из самых мистических мест Беларуси.


С картин и гравюр

Гольшанский замок — один из самых любимых для художников. С особой страстью его изображали Наполеон Орда, Альбрехт Адам и Винсент Дмаховский. Кстати, все работы этих авторов можно легко найти в открытом доступе.

Но на них некоторые части исторического объекта уже были разрушены. До нашего времени сохранились лишь остатки Северной башни и Северо-Западного корпуса. Именно они попали под фрагментарные реставрационные работы.

— Все раскопки, которые проводились на территории Гольшанского замка, помогли нам лучше представить, как он выглядел полностью, — рассказывает Сергей ЖИЛИК, методист Ошмянского районного центра культуры. — Специалистами был обнаружен весь периметр дворца, включая Северо-Западный корпус. Были найдены фрагменты башни, а также Замковой часовни. Теперь, благодаря этому, мы можем судить, как он выглядел на самом деле.

Некоторые историки утверждают, что Павел Сапега, представитель одного из могущественных белорусских родов, строил замок на протяжении всей своей жизни. Однако завершить начатое не удалось, так как постоянно не хватало денег, и он умер там же в 1635 году. Вопреки тому, что магнат в завещании обязал хранить имение и резиденцию цельно во владении рода Сапегов, к середине XVІІ века ее разделили, и та начала приходить к упадку.

Чтобы сохранить аутентичный вид Гольшанского замка, было решено выполнить фрагментарное восстановление и музеефикацию руин.

Многоуровневая экспозиция

Может показаться, что Северная башня уже полностью отреставрирована. Однако пока здесь выполнены только наружные работы: Гидроизоляция фундамента, укрепление укладки стен, их штукатурка, сделана подсветка. Впереди внутреннее отстраивание и оформление экспозиционных помещений.

По словам собеседника, всего будут задействованы четыре уровня: подвальное помещение, первый, второй и третий этажи. Каждый из них по-своему представит историю Гольшанского замка.

Экспозиция подвального помещения станет настоящим сокровищем для любителей мистики, легенд и преданий. Буквально сокровищем, ведь по замыслу специалистов там установят пол-витрину, под которой спрячут сокровища Гольшан. Те самые, что располагались в спальных комнатах владельцев замка.

Также это помещение наполнят романтизированные герои из произведения знаменитого белорусского классика Владимира Короткевича «Черный замок Ольшанский». Предстанут перед туристами и образы знаменитых Белой дамы и Черного монаха.

Первый этаж будет посвящен археологии. В частности, там разместятся уникальные исторические находки, найденные на территории Гольшан и Гольшанского замка в разные периоды поисковых работ.

Второй ярус станет любопытством Северной башни. Его центр — красивый барочный камин, отсылающий нас к эпохе Сапегов. Дополнят этот антураж зондаж из уникальной керамической плитки, которая была найдена во время раскопок, а также фрагменты пола уникальной кладки, которую можно встретить только в этом магнатском замке.

Экспозиция этого этажа расскажет родовую историю городка Гольшаны. По словам Сергея Жилика, в данном случае стояла задача показать преемственность.

— Мы попытаемся показать эту преемственность в виде нити такого непосредственного родства, — утверждает историк, — от Софьи Гольшанской (матери династии Ягеллонов. — «Зв.») к Павлу Стефану Сапеге. Хотя замок принадлежал этому роду, но Сапеги являются преемниками князей Гольшанских, которые в этом городке изначально построили городище.

На третьем этаже туристам покажут большое панно, что сформирует представление о том, как замок выглядел в разные времена, каким его смогли сохранить художники и историки на древних картинах и гравюрах. Там же появятся портреты владельцев резиденции.

Кроме того, здесь установят макет Гольшанского дворца в разрезе. С его помощью можно будет увидеть, насколько различны по своей функциональности были помещения в крепости. А также понять, что это досконально продуманное здание, где каждое помещение имело свою функцию.

Важным моментом является тот факт, что экспозиция, расположенная на разных этажах Северной башни, должна будет выдержать определенную температуру и влажность, поэтому ее называют «холодной».

— Все экспонаты для музея уже изготовлены, — говорит Сергей Александрович. — Они могут быть выставлены на обозрение в экспозициях в любое время, осталось только дождаться завершения отстроения.

Открыть дверь к фестивалю

Помимо Северной башни, туристу доступно так называемое парадное помещение, которое является частью Северо-Западного корпуса. Историки утверждают, что во внутреннем дворе вдоль стен проходила галерея, по которой можно было попасть в жилые помещения. Сейчас здесь частично восстановлены колонны и очищена территория.

Во всем этом кирпичном сооружении огромную роль имеют металлические наружные лестницы. С их помощью можно попасть во внутренний двор, пройтись по парадной комнате и даже спуститься в подвал бывшего замка. Но самое главное-лестницы выполняют роль смотровой площадки и позволяют попасть в башню с третьего этажа.

Именно здесь открывается самый очаровательный пейзаж. В подзорную трубу можно будет в деталях разглядеть периметр замка, а главное — оценить панораму компактных и красивых Гольшан и бескрайних холмистых просторов Ошмянщины.

— В перспективе, — резюмирует «смотритель» Гольшанского замка, — работа над северо-восточным корпусом, остатки которого были найдены во время археологических работ. Кстати, на данный момент эта часть замка законсервирована грунтом. Для руин так лучше. Тем не менее начало противоаварийных реставрационных работ уже положено.

Сама Северная башня сможет открыть свои двери в мае, когда в местечке вновь организуют ежегодный фестиваль «Гольшанский замок», который в предыдущие годы собирал множество гостей не только из Беларуси, но и из других европейских стран.

Работники музея надеются, что к этому событию все будет готово.

Справка «Звязды»

В роли заказчиков и исполнителей этого объекта выступает Управление капитального строительства при Ошмянском райисполкоме.

В управлении культуры Гродненского облисполкома отметили, что строительство Визит-центра было выполнено за счет бюджетных средств Ошмянского районного исполнительного комитета. Остальные работы в Гольшанском замке ведутся благодаря фонда Президента по поддержке культуры и искусства.

Кроме того, Гольшанский замок является участником госпрограммы «Культура Беларуси», рассчитанной на 2016–2020 годы, и в текущем году была подана повторная заявка на дополнительное финансирование.

Алиса СКИБА

Фото автора

Выбор редакции

Общество

«Вероятность угадывания на ЦТ снижается»

«Вероятность угадывания на ЦТ снижается»

15 новых специальностей, включая четыре абсолютно новых, по которым подготовка ранее нигде не велась, откроются в этом году в белорусских вузах.

Общество

Чем опасна экспресс-диета?

Чем опасна экспресс-диета?

Следует понимать, что диеты такого типа — радикальный метод, имеющий множество недостатков.