Тайны и открытия. Интересные новости из области науки

Спасительные бактериофаги

В Арктике обнаружили альтернативы антибиотикам

Препараты для борьбы с инфекционными заболеваниями, возбудители которых развили устойчивость к антибиотикам, могут быть созданы на основе выведенных из экосистем Арктики вирусов-бактериофагов. Такое предложение высказал заведующий лабораторией функциональной геномики и протеомики микроорганизмов Института экспериментальной медицины Артемий Гончаров.

«Некоторое время назад мы предложили стратегию, которая заключается в поиске эффективных бактериофагов в природных экосистемах. И, наверное, самым многообещающим источником, по нашим наблюдениям, являются экосистемы, связанные с полярными областями планеты. Арктика и Антарктика могут быть основными поставщиками высоковирулентных бактериофагов», — приводит РИА «Новости» слова Гончарова.

По его словам, ученые, отправившиеся в экспедицию в Антарктику, установили, что большое количество бактериофагов можно найти в местах обитания птиц, включая пингвинов, и в районах пресноводных озер. Также выяснилось, что вирусы можно выделить из материала, хранящегося в вечной мерзлоте.

Как подчеркнул Гончаров, данные этих исследований легли в основу биологического банка штаммов бактериофагов в Институте экспериментальной медицины.

«Следующие наши шаги будут связаны с тем, чтобы проверить, насколько эффективно эти фаги могут быть использованы для лечения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, и, в частности, для лечения инфекций, которые обусловлены множественной экстремальной устойчивостью (их возбудителей) к антибиотикам», — добавил ученый.

Озеро-сердце

Космонавт сделал снимок водоема необычной формы

Российский космонавт Сергей Кудь-Сверчков сфотографировал с борта Международной космической станции африканское озеро Чад, напоминающее по своей форме сердце. Снимок он опубликовал на своей странице в соцсети «ВКонтакте».

«Вот такой необычный „рисунок“ в форме сердца, который сделала природа Земли, попал в объектив фотоаппарата. Знаменитое африканское озеро Чад — уникальный природный объект», — написал Кудь-Сверчков.

По словам космонавта, это единственный в большой пустыне водоем, который является убежищем для многих видов животных и птиц. Он отметил, что местные называют его «море Сахары». Размеры озера постоянно меняются, и, бывает, очень значительно.

Фотография вызвала споры среди пользователей соцсети. Некоторые считают, что озеро больше похоже на летящего Купидона. Другие же оказались менее романтичными и заявили, что по форме Чад похож на ботинок, птицу или бобра.

Маршрутка на крыльях

В Британии хотят создать летающий пассажирский автобус

В рамках проекта Skybus планируется создать летательный аппарат, рассчитанный на 30–50 пассажиров. Британская компания GKN Aerospace занялась разработкой маршрутного городского летательного аппарата, который будет перевозить пассажиров в городах подобно автобусу. Как пишет Avіatіon Week, Агентство по исследованиям и инновациям Великобритании выделило на реализацию проекта 4,5 миллиона фунтов стерлингов (6,2 миллиона долларов).

Большинство современных проектов городских летательных аппаратов предусматривают создание небольших аэротакси, рассчитанных на перевозку четырех-пяти человек. Такие аппараты будут перевозить пассажиров либо от одного адреса к другому, либо между площадками для аэротакси. Проект Skybus предусматривает полеты пассажирского аппарата по маршруту с посадками на остановках для высадки и посадки людей. Предполагается, что маршруты полета таких «автобусов» будут соответствовать маршрутам наземного транспорта. Летательный аппарат планируется сделать электрическим. Другие подробности о проекте летательного аппарата не раскрываются.

Каллиграфия в гробнице

Нашли настоящие работы известного мастера

Бесценное открытие китайские ученые сделали во время раскопок древних гробниц. Подобное археологи обнаружили впервые.

На северо-западе Китая в древней гробнице возрастом 1300 лет нашли настоящие работы одного из крупнейших в Поднебесной мастеров каллиграфии. Об этом сообщает агентство Синьхуа.

Несмотря на то, что эти памятники культуры серьезно пострадали от рук расхитителей, археологи обнаружили там медные монеты, керамические погребальные статуэтки, посуду и другие ритуальные предметы.

На основе найденных каменных плит с выгравированными надписями было обнаружено, что три усыпальницы принадлежали знаменитому роду Юань. В частности, гробница супружеской пары Юнь Датяня и Ло Ваньшунь имеет 35,8 метра в длину и 9,5 метра в глубину. Обнаруженные в ней надписи из эпитафии были идентифицированы как работы знаменитого каллиграфа.

На верхней плите имеются 16 иероглифов, высеченных в стиле чжуаньшу, а на нижней — 728 иероглифов в стиле вставного письма кайшу. Обе плиты имеют квадратную форму с длиной стороны 51,4 сантиметра.

«Находка является воплощением изящного и изысканного каллиграфического письма раннего периода жизни Янь Чжэньцина. Подобное открытие археологи сделали впервые», — говорится в сообщении.

Природный антиоксидант

Названы противораковые свойства зеленого чая

Соединение, которое содержится в зеленом чае, стабилизирует противораковый белок, подавляя развитие онкоклеток. Результаты исследования биологов из США и Китая опубликованы в журнале Nature Communications.

Как отмечают исследователи, в напитке содержится вещество, которое устраняет вред, причиненный метаболизмом кислорода, — природный антиоксидант галат эпигалокотехину (EGCG).

Ученые установили, что он способен напрямую взаимодействовать с противораковым белком p53, повышая его уровень в организме.

«Как молекулы p53, так и EGCG чрезвычайно интересны. Более чем в половине случаев рака человека у пациентов обнаруживают мутации в p53, а EGCG является основным антиоксидантом в зеленом чае, популярном во всем мире напитке. Теперь мы обнаружили ранее неизвестное прямое взаимодействие между ними. Наша работа помогает объяснить, как EGCG усиливает противораковую активность p53, и открывает двери к разработке противораковых лекарств с EGCG-подобными соединениями», — приводятся слова руководителя исследования профессора Ван Чунью.

Как отметил ученый, р53, возможно, является самым важным белком для борьбы с раком. Авторы отмечают, что им удалось впервые объяснить молекулярный механизм антиракового эффекта зеленого чая.

Фото из открытых источников

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.