Вы здесь

Социальное одиночество при множестве «друзей». От чего зависит психологическое благополучие детей и подростков?


Илья окончил школу с золотой медалью. Говорит, что всегда стремился к высоким оценкам, и все его окружение было похоже: друзья мотивировали друг друга. «Сейчас я учусь в университете на втором курсе. Когда начал анализировать свою жизнь, понял, что мы постоянно находимся в какой-то гонке, к чему-то стремимся. Возможно, это синдром отличника, когда ты выполняешь задание не на сто процентов, а на сто двадцать, когда тебе жалко тратить свое время на отдых, — рассуждает юноша. — В одиннадцатом классе меня приглашали посмотреть фильм, а мне казалось неразумным тратить на это аж два часа своего времени. В итоге-постоянное напряжение, тревожность, когда ты не награждаешь себя за то, что сделал, а продолжаешь думать, что нужно делать больше для своего будущего. Сейчас я занимаюсь волонтерством и равным консультированием подростков по инициативе ЮНИСЕФ. Вижу, что с аналогичными проблемами сталкиваются многие. В социальных сетях постоянно говорят: нужно быть продуктивными, не лениться, больше работать над собой. В школе также идет только один посыл — необходимо учиться на „десятки“ и быть лучшими. К школьному психологу я обращался лишь однажды, еще в пятом классе, но в дальнейшем этот специалист не вызывал у меня доверия, рассматривал его исключительно как помощника педагога-организатора в школе, поэтому обращался к другому психологу. Я считаю, что подростки должны чувствовать, что их жизнь — в их руках. Надо жить, как душа желает и находить „золотую середину“, а не впадать в крайности».​


Еще один равный консультант ЮНИСЕФ, пятнадцатилетняя Валентина, на просьбу рассказать, с какими психологическими проблемами сталкивается молодежь, ответила: «Это эйджизм — дискриминация человека или группы людей по возрастному признаку. Дети и подростки очень часто слышат фразы: „Ты еще не дорос...“, „В твоем возрасте я...“, „Ты в жизни еще ничего не понимаешь“ и так далее. Вариаций много, но суть одна. Подростки в большей степени, чем другие, зависят от мнения окружающих, и в первую очередь, от мнения родителей. И если те не воспринимают их всерьез, то все свои идеи и проекты они откладывают на долгое время. Единственное желание у них — быстрее стать старше, но потом случается выгорание... Я считаю, что школьные психологи очень помогают, когда дают ребенку понять, что его идеи важны именно здесь и сейчас, независимо от возраста... А если дискриминация идет со стороны учителей, психологи тоже могут помочь школьникам. У меня не было личного опыта обращения к школьному психологу, потому что присутствовал страх публичности. Обещанная анонимность была только на словах. Мы все знали, кто из нашего класса или из нашей параллели обращался к психологу, более того, информация, которой ученик делился со специалистом, потом озвучивалась в классе, например, когда в семье ребенка были проблемы...»

Причины суицидальных мыслей

Психологическое благополучие детей и помощь несовершеннолетним в кризисных ситуациях оказались в центре внимания круглого стола, организованного Белорусским государственным педагогическим университетом имени М. Танка совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси.

С 2020 года ЮНИСЕФ вместе с БГПУ при поддержке Министерства образования реализуют проект «Психологическое благополучие школьников: профилактика суицидального поведения и помощь в кризисных ситуациях».

— В прошлом году из-за пандемии много детей в мире не посещали школу месяцами, не встречались со своими сверстниками, они видели, как их родители борются за благополучие семьи и теряли своих близких. В Беларуси был более либеральный подход и школы не закрывались, тем не менее, нет сомнений, что на психологическое состояние детей и молодых людей пандемия все — таки повлияла, — подчеркивает представитель ЮНИСЕФ в Республике Беларусь Татьяна РАДОЧАЙ. — Проблемы никогда не возникают на пустом месте. Поэтому специалисты, которые взаимодействуют с детьми и подростками, должны знать, что нужно понимать под нормальным поведением, а что выходит за норму и должно насторожить. Дети могут быть жертвами насилия, страдать, когда родители расторгли свой брак, от потери членов семьи, домашнего питомца и так далее. Они могут преодолеть одно-два таких события, но если их три и более, самостоятельно, без нашей помощи, подросткам справиться будет проблематично.

В 2018-2019 годах в Беларуси проводилось социологическое исследование проблем психического здоровья и суицидального поведения молодежи и подростков. В опросе приняли участие 3600 человек в возрасте от 14 до 19 лет из 156 учреждений образования различных типов из всех регионов страны.

— В ходе исследования удалось выяснить, что более 18 процентов подростков и молодежи имело признаки депрессивной симптоматики, и каждый четвертый задумывался о суициде, — сообщил специалист ЮНИСЕФ по мониторингу и оценке Владимир ВАЛЕТКО. — У 18 процентов опрошенных мысль о самоубийстве приходила однажды, а у 8 процентов — неоднократно. Основными причинами суицидальных мыслей у подростков являются чувство одиночества (49,2 процента), конфликты с родителями (43,4 процента), невозможность найти свое место в жизни (36,3 процента), несчастная любовь (29,9 процента), проблемы с учебой (26,4 процента), конфликты со сверстниками (почти 19 процентов), потеря близкого человека (17 процентов). Было установлено, что шансы появления суицидальных мыслей в 3,6 раза выше, если есть признаки депрессии, в 1,8 раза выше, когда подросток столкнулся с физическим насилием, в 1,6 раза — в случае психологического насилия, в 2,4 раза — у девушек-подростков, в 1,9 раза — при употреблении алкоголя и в 3,8 раза выше у ребят-подростков, находящихся в напряженных отношениях с отцом. В частности, шансы на появление депрессивной симптоматики также выше у девушек-подростков (в 1,6 раза) и у парней, которые конфликтуют с отцом (в 2,7 раза). А если подростки не знают, чего хотят достичь в жизни, риск появления депрессивной симптоматики у них выше вдвое.

Способ быть услышанными

— Современные подростки много времени проводят в виртуальной реальности, где у них много «друзей», но при этом они остаются в социальном одиночестве, — констатирует заведующая кафедрой социальной и семейной психологии Института психологии БГПУ, кандидат психологических наук Наталья ПУЗЫРЕВИЧ. — С виртуальными друзьями нет опыта общих дел, на них невозможно опереться. В социальной сети легко добавить кого-то в друзья и также легко из них удалить. А в реальной жизни все совсем не так: люди не соответствуют твоим ожиданиям, для того чтобы дружить, нужно быть готовыми, что другой человек на тебя непохож. Нужно преодолевать трудности недоразумения, вхождения в контакт, поддержания отношений.

К тому же в виртуальной реальности ребенок получает много информации, которую он не может критически оценивать. Если ребенок находится в сети от четырех часов и более, это может приводить к формированию депрессивных тенденций и в дальнейшем к суицидальным намерениям. Есть соответствующие исследования на этот счет. Но, поверьте, что у подростков, сталкивающихся с суицидальными мыслями и намерениями, нет ни цели, ни желания, ни интереса уходить из жизни. Для многих из них заявления, предшествующие суицидальной попытке, о том, что «жить неинтересно», «а нужно ли вообще жить», — это способ быть услышанными другими, сказать вслух, что я один! Проблемы, которые взрослыми воспринимаются как незначительные, для подростков могут стать толчком к трагедии. Поэтому очень важно с ними разговаривать, интересоваться, что происходит, как ты это понимаешь, что ты чувствуешь?

Когда учитель видит, что поведение подростка резко изменилось, он был веселый, активный, а теперь погружается в себя, обособляется от ровесников, это должно стать тревожным сигналом. Ни одно изменение не должно оставаться без внимания. Нужно дать ему понять, что любая проблема-важна, но она решаема, а мы находимся здесь, рядом, чтобы помочь. Нужно выступать буфером между подростком и его страхами. Подросток должен чувствовать свою необходимость другим, тогда у него не будет сомнений в ценности собственной жизни. Взрослые должны принимать его таким, какой он есть. И у подростка должно быть право на ошибку...

Последняя капля

В качестве примера того, как случаются непоправимые трагедии, приведем случаи, произошедшие в действительности.

Две одиннадцатилетние девочки начали встречаться с мальчиками. Далее — конфликт и первая разлука. Одна подруга предложила второй прыгнуть с водонапорной башни. Первая совершила смертельный прыжок. Вторая девочка, которая осталась жива, позже рассказала — она воспринимала все как шутку и не думала, что ее подруга говорит всерьез и действительно собирается прыгнуть...

А вот еще один трагический случай. Пятнадцатилетний подросток, шестой ребенок в семье, находившийся в социально опасном положении вследствие алкоголизма родителей. Во время летних каникул юноша работал животноводом. Он никогда не состоял на учете ни у нарколога, ни у психиатра, но однажды его нашли в петле в хозпостройке. Допрошенная мать сообщила, что ее сын никогда ни с кем не конфликтовал и не имел врагов. Друзья и одноклассники говорили о парне только хорошее. А сестра рассказала, что за день до трагедии мать с сожителем употребляли спиртные напитки, когда брат спросил, куда пропали его новые сапоги. Он приобрел их за свои деньги. Мать стала кричать, сказала, что не знает, а потом схватила куртку, которую сын приобрел ей тоже за самостоятельно заработанные деньги, и бросила ее в печку. На следующий день случилась трагедия. Судебные эксперты пришли к заключению, что в момент, предшествовавший суициду, у ребенка не было психического расстройства. Фактически он находился в хронической психотравмирующей ситуации, которая развивалась по принципу «последней капли». Такой каплей и стал конфликт с матерью...

— Суицид бывает импульсивным порывом, но чаще всего суицидальное поведение проходят ряд стадий, которые не заметить окружающим практически невозможно. Для профилактики суицидов нельзя действовать по отдельности: врачи сами по себе, а педагоги сами по себе, — подчеркивает заместитель главного врача Минского городского клинического детского психиатрического диспансера (в прошлом судебный эксперт-психиатр) Татьяна КРИНЧИК. — Суицидальное поведение детей, как правило, не связано с наличием у них каких-то психических расстройств. Дети, совершившие завершенные суициды, в 90 процентах случаев никогда не обращались за специализированной помощью и не были на приеме ни у психолога, ни у психиатра. В абсолютном большинстве случаев причиной суицидального поведения у детей и подростков становятся какие-то ситуационные реакции протеста. В 80 процентах случаев причина — сложные внутрисемейные отношения и конфликты.

Специалист обращает внимание на то, что у детей до 12–13 лет нет понимания необратимости происходящего. Они недооценивают смертельную опасность как от высоты, так и от таблеток. Некоторые рассуждают примерно так: «Вот буду я лежать в гробу, и тогда моя мать наконец поймет, какая я хорошая и красивая...» Но наиболее суицидально опасный возраст — 15–17 лет.

— Для нас большой проблемой является стигматизация психиатрической службы, ведь многие родители считают, что если ребенок пришел на прием к психиатру, то это обязательно скажется на его дальнейшей судьбе: поступлении в вузы, карьере, получении водительских прав и других социальных аспектах. Что ребенок будет поставлен на учет, об этом сообщат в школу... Но никакими сведениями о своих пациентах мы ни с кем не делимся, — уверяет Татьяна Кринчик. — Более того, родители могут обратиться к специалисту анонимно. Главное — чтобы при возникновении проблемы они дошли до нашей службы, и в этом могут помочь педагоги: подсказать им, как действовать и куда обращаться. До достижения ребенком 14 лет оно может быть обследовано психиатром только с согласия родителей или лиц, их заменяющих. А после 14 лет подросток имеет право самостоятельно обратиться к специалисту, не говоря об этом своим родителям.

Круглосуточная помощь

Более двадцати лет в стране работает телефон доверия для детей и подростков + 375 17 263 03 03, а с 2017 года еще и Республиканская детская линия помощи 8-801-100-16-11. Фактически это две дистанционные службы оказания экстренной психологической помощи.

— Телефон доверия соответствует всем критериям случайного спутника: ребенок не видит специалиста, его тоже не видят, себя необязательно называть, можно разговаривать анонимно под вымышленным именем, поэтому проще доверить свою проблему, поделиться с чужим человеком своими сомнениями и страхами, — говорит заведующая психологической лабораторией Минского городского клинического детского психиатрического диспансера Ольга НАУМЕНКОВА. — Телефон работает круглосуточно, анонимно, а в роли консультантов выступают медицинские психологи. Главная их задача-снять психоэмоциональное напряжение. Звонят подростки в кризисной ситуации, которые испытывают невыносимую психологическую боль и необходимость в живой человеческой поддержке. Консультант, давая подростку возможность выразить свои чувства, оказывает ему кризисную поддержку.

Только за январь этого года на телефон доверия поступило двенадцать звонков по поводу суицидальных мыслей и намерений, а на детскую линию помощи — четыре таких обращения. 16 подростков находились в кризисе, из них четыре потом пришли на очный прием к специалистам. 30 звонков на обеих линиях были связаны с той или иной формой насилия в отношении ребенка. Случается, что звонящий ребенок не озвучивает истинную причину своего звонка, рассказывает вымышленные истории, но даже в этом случае специалист может понять, что его на самом деле волнует. Психологам важно, чтобы ребенок сам разобрался, что с ним происходит, сам принял решение и был готов нести ответственность за свои поступки и выбор.


Наиболее распространенными признаками суицидального поведения являются:

  • депрессия;
  • агрессивность;
  • нарушение аппетита;
  • раздача подарков окружающим;
  • перемены в поведении и другие.

Насторожить должны следующие высказывания ребенка: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не выдержу!», «Скоро все это закончится!», «Никто из жизни еще живым не уходил!», «Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и другие.

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.