Вы здесь

Чего не хватает в детском рационе?


Что представляет из себя сбалансированное питание школьников? Чего не хватает сегодня в риционе детей, а что, наоборот, они употребляют в избыточном количестве? Какие продукты должны быть в школьных буфетах и столовых? Нужны ли изменения в законодательство, регламентирующее детское питание? Эти и другие вопросы обсудили парламентарии, ученые, медики, представители пищевых предприятий и другие заинтересованные в ходе круглого стола на тему «Здоровое питание детей в Республике Беларусь. Стратегия, качество и инновации», который прошел в Палате представителей Национального собрания Беларуси.


pixabay.com

— На VІ Всебелорусском народном собрании глава государства предложил реализовать проект «Здоровая нация». А как известно, наше здоровье во многом зависит от питания. Цивилизованность стран определяется отношением государства к детям, старикам и людям с особенностями развития. По данным Всемирной организации здравоохранения, питание на 70 % определяет уровень здоровья и физического развития детей и подростков. При этом, чем меньше ребенок, тем важнее роль питания в его нынешнем и будущем развитии. Если в первый год родители отдают этому особое внимание, то в последующем принципы рациональности нарушаются,-отметила, открывая заседание, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Людмила МАКАРИНА-КИБАК.

В 2017 году в Беларуси был принят закон «О качестве и безопасности продуктового сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека». Проанализировать, как он применяется на практике, — также одна из задач парламентариев.

— ​Для нас как депутатов важное практикоприменение принятых законов. Уже прошло три года, и, возможно, появились некоторые вопросы. Для того чтобы понять, нужны ли определенные изменения в существующем законе, нужно посмотреть, как он применяется, — обратила внимание Людмила Макарина-Кибак.

Парламентарий возглавляет клуб женщин-медиков при Белорусском союзе женщин. Объединение занималось вопросами инновационных подходов в развитии детского и специализированного питания, а также развитием низкобелкового питания в Беларуси.

— За это время разработано более 20 рецептов низкобелковых продуктов — притом, что еще в 2015 году не было и речи, что в Беларуси будут их выпускать, так как считалось, что немного этих пациентов (указанное питание необходимо людям, страдающим фенилкетонурией). Как выяснилось впоследствии, низкобелковое питание нужно и для людей с другими хроническими заболеваниями, например, с некоторыми патологиями почек. Учитывая, что в нашей стране производятся низкобелковые продукты, встал вопрос, Как правильно их реализовывать, как поставлять в дошкольные и школьные учреждения.

Какие болезни от неправильного питания возникают у детей и чего не хватает в их рационе, рассказал заместитель начальника главного управления организации медицинской помощи — начальник отдела медицинской помощи матерям и детям Минздрава Дмитрий ЛАЗАРЬ.

По оперативным данным, на начало 2021 года под наблюдением медицинских работников находились 1 866 423 ребенка в возрасте до 17 лет. Среди них 18 % дошкольников и 68 % школьников. По результатам медосмотров, около 83 % школьников и 91 % дошкольников имеют 1–2-ю группы здоровья. 17 % школьников и 9 % дошкольников имеют хронические заболевания, а 2,2 % школьников — инвалидизирующую патологию.

В 2020 году 1,3 % детей имели недостаточный рост, 1,4 % — недостаточную массу тела, а 3,5 % — избыточную. В структуре детской заболеваемости 73 % приходится на болезни органов дыхания, 6,1 % — травмы и отравления, 1,9 % — болезни органов пищеварения. Последние занимают седьмое место в структуре заболеваемости школьников (2,8 на 100 тысяч детей)

unsplash.com

Ожирение в прошлом году зарегистрировано в 10 318 школьников. Оно является фактором развития сахарного диабета 2-го типа, нарушений системы кровообращения, ранних инфарктов и инсультов и других патологий. В семье, где родители имеют лишнюю массу тела, вероятность развития ожирения у детей выше.

— Наиболее частыми нарушениями принципов здорового питания у дошкольников и школьников является недостаточное употребление овощей и фруктов, а также рыбы. Это ведет к недостаточному потреблению кальция, железа, йода, микронутриентов, полиненасыщенных жирных кислот, в частности, омега-3, и низкого потребления растительных волокон. Характерное и избыточное употребление соли, специй, сахара, — отметил Дмитрий Лазарь. — ВОЗ утвердила десять глобальных целей в области профилактики неинфекционных заболеваний. Это, в частности, уменьшение на 10 % употребления соли, повышение физической активности и сокращение роста числа случаев диабета и ожирения. Их реализация требует взаимодействия Минздрава, других министерств и ведомств, Национальной академии наук и других заинтересованных.

Заместитель генерального директора по стандартизации и качеству продуктов питания Научно-практического центра НАН Беларуси по питанию Елена МОРГУНОВА обратила внимание на то, что недостаточность питания, как и избыточное количество определенных ингридиентов, влияет на состояние здоровья. Как недохват отдельных элементов, витаминов, пищевых волокон, так и лишнее их количество вызывают определенные заболевания и дисбаланс в организме.

Научные исследования последних лет, когда было обследовано более 100 тысяч детей в разных регионах страны, показали, что в пирамиде питания есть определенные отклонения. В частности, более чем у 50 % детей выявлено высокое употребление насыщенных жиров, у 65 % детей-добавленных сахаров (сладкого и кондитерских изделий), низкое употребление молока и молочной продукции (до 38 %), мяса и птицы (около 18 %), рыбы (74 %), овощей и фруктов (30–35 %).

— Хотя в целом болезни органов пищеварения имеют тенденцию к снижению, в том числе в возрастной группе 15–17 лет, однако количество случаев сахарного диабета не снижается, — отметила специалист.

Исследование среди пятиклассников Минска показало, что наиболее часто (до шести раз в неделю) дети употребляют крупяные, макаронные, хлебобулочные изделия. А вот фрукты и овощи в рационе появляются нерегулярно у 40 % детей.

Это же исследование показало, что энергетическая стоимость рациона превышает физиологические нормы.

— Соотношение белков, жиров и углеводов отличается от рациональных. Чрезмерное употребление высококалорийных продуктов ведет к избытку жиров. Рекомендованная норма их в структуре рациона — 30 %, но чем старше ребенок, тем более высокий процент калорийности его рациона. Исследование показывает, что фактическое потребление энергии идет за счет жира. Причем преобладает употребление насыщенных жирных кислот, а полиненасыщенных, которые наиболее полезны (они должны составлять около 10 % от суточного рациона), не хватает. В 2,5 раза выше нормы употребление простых насыщенных сахаров. Также в детском питании отмечается недостаток кальция, но есть превышение по магнию, калию и натрию за счет добавленной соли, — рассказала специалист.

Елена Моргунова подчеркнула, что для пищевых предприятий ученые разрабатывают ассортимент детского питания. На сегодня это более 900 наименований молочных, мясных, кондитерских, консервированных и хлебобулочных продуктов. Они разработаны с учетом растущего физиологических норм для организма — со сбалансированным витаминным и минеральным составами, пониженным содержанием соли, жира, сахара.

— Это те продукты, которые должны быть в системе дошкольного и школьного образования, в школьных буфетах, — заметила специалист.

Елена КРАВЕЦ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.