Вы здесь

Станет ли ЦТ в этом году более сложным для абитуриентов?


В Беларуси создана серьезная система экспертизы материалов для ЦТ. Об этом сообщила во время круглого стола в пресс-центре БелТА заместитель директора Республиканского института контроля знаний Наталья ВОЙТЕХОВИЧ.


— Тесты — это тот инструментарий, которым мы измеряем уровень подготовки наших абитуриентов и ранжируем их для того, чтобы они могли продолжить дальше учебу в учреждениях высшего и среднего специального образования, — подчеркнула она. — Процедура создания тестовых материалов начинается с создания творческих коллективов. Как правило, авторы тестовых заданий — это практики: учителя, преподаватели, которые знают учебные программы и хорошо определяют уровень сложности тестовых заданий. Далее идет многоступенчатая экспертиза. По каждому предмету работает целая группа экспертов.

Одним из важнейших аспектов является определение соответствия тестового задания определенной теме, обучающей программе и программе вступительных испытаний. Оценивается сбалансированность по уровню сложности, анализируется невербальная поддержка — важно, чтобы она была качественно подготовлена.

«Апробация тестовых материалов проходит в рамках репетиционного тестирования. Мы получаем важную статистическую и аналитическую информацию, которая помогает нам работать над тестовыми заданиями, — пояснила Наталья Войтехович. — Это значит, что те задания, которые имеют неудовлетворительные статистические характеристики, выбраковываются, мы их перерабатываем либо корректируем для того, чтобы наша база тестовых заданий пополнялась только качественными материалами».

Наталья Войтехович проинформировала, что для более точного измерения уровня подготовки абитуриентов в этом году были внесены некоторые изменения в структуру тестов: «Тест традиционно состоит из части А, где предлагаются закрытые задания с выбором ответа, и части Б, где абитуриенту необходимо ответ вписать самому. В этом году произошло некоторое уменьшение количества заданий в части А и увеличение заданий в части Б. Есть изменения и в уровнях сложности заданий: мы ввели пятый вариант ответа. Увеличилось также количество практико-ориентированных заданий. В общем, мы нацелены на то, чтобы абитуриент при работе над тестом не просто демонстрировал теоретические знания, но и вместе с тем показал, как он может их применять.

Достаточно много заданий с невербальной формой поддержки, когда используются диаграммы и графики. Все эти изменения отражены в спецификации тестов. Только два предмета — русский и белорусский языки — практически не претерпели изменений».

— Анализ заданий репетиционного тестирования на их соответствие учебным программам и программам вступительных испытаний — не ноу-хау этого года, — подчеркивает проректор по методической работе Академии последипломного образования Светлана УКЛЕЙКО. — Такая работа проводится на постоянной основе совместно с Национальным институтом образования и республиканским институтом контроля знаний. Но хотелось бы обратить внимание на несколько важных аспектов. Первое — экспертиза заданий репетиционного тестирования осуществляется рабочими группами, в состав которых входят методисты академии последипломного образования и Национального института образования, а также учителя-практики по каждому учебному предмету. При этом нужно отметить, что подавляющее большинство из них — это учителя высшей квалификационной категории или квалификационной категории «учитель-методист», специалисты с самым высоким уровнем профессиональной компетентности.

В составе рабочей группы учителя представляют все основные виды учреждений общего среднего образования: гимназии, школы, лицеи (учреждения образования, расположенные как в городской, так и в сельской местности). Каждый член рабочей группы проводит экспертизу заданий репетиционного тестирования автономно, независимо друг от друга. Он делает свое заключение и передает его руководителю рабочей группы. Затем начинается этап обобщения, когда руководитель группы анализирует все представленные мнения. Выводы делятся на две группы: общие и индивидуальные. Безусловно, если появляются какие-то индивидуальные выводы, то проходит повторная экспертиза. Итоговое заключение по каждому учебному предмету анализируется совместно с сотрудниками академии последипломного образования и Национального института образования, а затем передается в Министерство образования и в республиканский институт контроля знаний.

Директор Республиканского института контроля знаний Юрий МИКСЮК успокоил абитуриентов: «Нужно просто иметь хорошие знания, а тест позволит их объективно и добросовестно оценить. Небольшие изменения в тестах — введение дополнительных дистракторов (вариантов ответов в закрытых заданиях. — Авт.), сокращение части А и расширение части Б — все это делалось для того, чтобы защитить именно добросовестных абитуриентов. При этом мы четко ставили себе задачу: тест не должен стать более сложным».

По словам организаторов ЦТ, чтобы убедиться в том, что тест действительно не стал более сложным, был проведен сравнительный анализ результатов абитуриентов, выполнявших репетиционное тестирование во время первого и второго этапов. «Второй этап проводился уже по новой структуре теста. Мы убедились на примере математики, что среднее количество точно выполненных заданий несколько выросло, — говорит Юрий Миксюк. — Если рассматривать абитуриентов, участвовавших в первом и втором этапах, то во втором они показали такой же или даже лучший результат. В целом абитуриенты стали решать больше задач, их результаты также немного выросли. Значит, поводов для волнения нет. Абитуриентам остается только прийти на ЦТ со своими знаниями, с хорошо отработанной технологией заполнения бланков и сконцентрировать внимание на выполнении теста. Знания каждого будут объективно и надлежаще оценены».

На Национальном образовательном портале можно найти электронные версии всех учебных пособий, актуальных для подготовки к централизованному тестированию в 2021 году. Об этом сообщила директор Национального института образования Валентина ГИНЧУК.

Уже не первый год после проведения выпускных вечеров для одиннадцатиклассников в учреждениях общего среднего образования организовываются консультации по подготовке к централизованному тестированию. Эта практика хорошо зарекомендовала себя и будет продолжена. Выпускные вечера планируется провести в этом году 10 июня, а с 11 по 15 июня в учреждениях общего среднего образования будут проведены консультации по подготовке к ЦТ.

А до конца апреля можно еще пройти третий раунд репетиционного тестирования. Также с 26 марта на сайте Республиканского института контроля знаний образования доступна услуга прохождения третьего этапа репетиционного тестирования в онлайн-режиме. Оно проводится параллельно с традиционной очной формой. При этом варианты педагогических тестов, которые предлагаются абитуриентам в очной форме и онлайн, различны.

Надежда НИКОЛАЕВА

Название в газете: Экзамен з высокімі стаўкамі

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.