Вы здесь

Алексей Талай: Я себе поблажек не даю


Имя этого человека известно каждому, кто читает новости. Мотивационный спикер, бизнесмен, глава семьи, отец четырех детей, член Конституционной комиссии, Алексей Талай недавно установил новый мировой рекорд в параолимпийском плавании на этапе Мировой серии. Дистанцию в 50 метров брассом он преодолел за 1.18.42. А 150 метров в комплексном плавании проплыл за пять минут, усовершенствовав свой результат на 10 секунд. Сейчас спортсмен готовится к чемпионату Европы в Португалии, который станет главной проверкой сил перед Паралимпийскими играми. Кстати, в Токио Алексей поедет по личному приглашению Международного паралимпийского комитета.

Ответ на вопрос «Где границы Алексея Талая?» ищут многие. Попробовала это сделать и «Звязда».


— Алексей, ваш новый рекод был запланированным или стал приятным сюрпризом?  

— Когда ехал на соревнования, я планировал выполнить свою программу-минимум — проплыть по своим крайним секундам и самому себе показать, что я в хорошей форме. Я плыл и думал, что приближусь к своему прошлому рекорду. А когда увидел, что побил его на целых шесть секунд, это был большой сюрприз... Как член Конституционной комиссии, я провожу много встреч с людьми в разных регионах страны, мое участие нужно в различных проектах, бизнесе. И я переживал, что из-за всей этой занятости не смогу достойно выступить на соревнованиях. Когда я не успевал в бассейн, занимался с тренажерами в спортивном зале. Значит, моя тактика «делай, что обязан, и делай это с полной отдачей» была правильная. Возможно, прекрасная природа Италии сделала свое дело. Мы были в городке, где растут прекрасные кедры, там рос наш белорусский можжевельник, посчастливилось даже отведать его ягоды, которые, как известно, созревают раз в два года. И произошла какая-то перезагрузка.

— В целом, вы ощущаете, что в вашем плавании есть граница? 

— Я знаю, что на определенном этапе мои физические и физиологические особенности не дадут мне идти вперед. Но пока рано об этом думать. Пределы человеческого организма и мотивации я стараюсь искать всю жизнь. И постоянно задаю себе вопрос: «Что ты еще можешь сделать, Алексей Талай?» Немецкая мина меня не взяла, слава Богу, живой, семья, детки, бизнес — все хорошо. Еще и спорт ворвался.

— И как в вашу жизнь ворвался спорт? 

— Спортом я занимался еще в детстве. Паралимпийским начал заниматься в 2017 году, а за пять лет до этого смотрел Паралимпийские игры, и у меня промелькнула мысль: тоже хочу себя попробовать, может, что и получится. Но мысль пробежала, и я об этом якобы забыл. Я тогда был на этапе становления, мне некогда было думать о спорте, нужно было работать, зарабатывать деньги, чтобы обеспечить семье надлежащие условия. А в 2017 году Дмитрий Бочков пригласил меня в свою программу на телеканале ОНТ. По итогам Паралимпийских игр 2016 года мы чествовали нашего легендарного спортсмена Игоря Бокия, там был его тренер Геннадий Вишняков, родители. Меня пригласили как эксперта, чтобы разобраться, почему одни люди с инвалидностью могут достигать успехов, а другие — нет. И меня как молния ударила: помнишь, хотел, а вот же реализация. Мы поговорили с Геннадием Вишняковым, я ему просто сказал: «Поверьте мне, я сделаю все, что могу». Он пристально посмотрел мне в глаза и поверил. Параолимпийский комитет поддержал мое желание. А мы тогда жили в Орше и встал вопрос о переезде в Минск. Жена Анастасия была беременна и, спасибо ей большое, согласилась переехать. Я себе бросил вызов — с января по март набрать нужную форму и там уже смотреть, целесообразно ли мне заниматься спортом, тратить ресурсы, деньги. Через два месяца я выполнил норматив на мастера спорта. Все были в шоке. И тогда на авансцену вышел мотивационный спикер Алексей Талай, который примером подтвердил, насколько важно поставить конкретную цель и точно придерживаться графика для ее достижения. Когда я берусь за какую-то деятельность, поблажек себе не даю. Каждый сам для себя решает «камнем ему лежать или гореть звездой», как Цой пел. Я всегда чувствовал, что мне нужно сильно работать, не зря Всевышний оставил меня живым в тот день 8 мая 1999 года.

И сегодня я звезда паралимпийского спорта, многократный чемпион мира и Европы. Мне самому иногда не верится, что это все обо мне.

— Алексей, сколько всего в мире спортсменов-паралимпийцев в вашем классе? 

— Мы молились, чтобы нашлись эти спортсмены и чтобы они получили лицензию на Паралимпийские игры в Токио. Во всем мире их шесть или семь человек, и плавают они только на спине. Меня это огорчает, потому что лучший я в брассе. Но в брассе не нашлось спортсменов, способных выполнить олимпийский норматив. Поэтому на Паралимпийских играх в Токио я буду выступать на 50 метрах и на 100 метрах на спине. И теперь моя задача — сосредоточиться на этом виде плавания и максимально его усовершенствовать.

— Получается, что перенос Игр пошел вам на пользу? 

— Неизвестно, как бы для меня сложились Паралимпийские игры, если бы они были в прошлом году в конце августа — начале сентября, когда в Беларуси происходили все волнующие события. Неизвестно, о чем бы я думал в Токио: о своем выступлении или о происходящем дома. Конкретно в моем случае хорошо, что игры перенесли. У меня появилось время стать более сильным, мудрым и лучше подготовиться.

— Геннадий Вишняков отметил, что вы владеете повышенной плавучестью. Что это значит?

— Это ощущение воды, любовь к ней, ощущение своего единства с водой, якобы вы одно целое. Я без воды просто не могу, это моя стихия. Если бы вы разговаривали с моей мамой, она рассказала бы вам интересную историю о том, как в детстве я не засыпал без бутылки воды в руках. Со мной всегда рядом вода, я постоянно ее пью: врачи же рекомендуют в день выпивать по 1,5-2 литра воды. Вода как бы придает мне силы, восстанавливает организм.

— Дети плаванием занимаются? 

— Я думаю, будут. Дочь Даша занималась художественной гимнастикой. Сейчас занимается современными танцами, а осенью планируем отдать ее на спортивную гимнастику, чтобы база не потерялась. Мальчики и плаванием, и футболом занимались. Сейчас они больше учебой заняты. Я очень бы хотел, чтобы кто-то из моих сыновей стал военным.

— Алексей, это правда, что у вас есть черный пояс по таэквондо? 

—. Я получил его в США при очень интересных обстоятельствах 11 лет назад. Я был в штате Флорида на выставке новых трендов по реабилитации людей с инвалидностью, включая спорт. Там были представлены спортивные секции для инвалидов. И инклюзивная команда по таэквондо показывала свое шоу. Их тренер вызвал желающего разбить доску. Все молчат... А мой американский друг Дан повез мою тележку к сцене и кричит, что есть желающие, то есть я. Я пытаюсь тормозить, злюсь, а он довольный такой. Я смирился, подумал о том, что в Америке хорошая страховка, и если я сломаю руку, то хоть деньги получу. Отказаться же стыдно. Я уже Богу помолился, попросил у него помощи и сам думаю: «Пусть будет что будет, не подведу Беларусь». Закрываю глаза, замахиваю и бью по этой доске. Испытываю страшную боль в руке, открываю глаза, мгновение — и зал взрывается аплодисментами! А две части доски валяются на полу, все в шоке. Рука болела, но не сломалась. Так я получил черный пояс по таэквондо.

— Расскажите, пожалуйста, про ваш проект «Спортсмены в Беларуси. Сила в единстве». 

— Общенациональный проект «Спортсмены в Беларуси. Сила в единстве» был запущен в прошлом году. И в его рамках мы плодотворно работаем в школах, университетах разных городов страны. Проект направлен на то, чтобы привить нашей молодежи понимание, что здоровый образ — это модно, круто и очень важно. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно быть крепким и здоровым. Мне врачи говорили, что я выжил, потому что успел прокачать себя на спортивных площадках, успел сделать свое сердце сильным, занимаясь греблей, а благодаря карате укрепил дух. Поэтому мое тело смогло справиться со всеми испытаниями. Низкий поклон всем донорам, благодаря которым я живу. Это были литры крови, и организму нужны были силы, чтобы принять чужую для него субстанцию. Я тогда выжил, а сейчас в мире живут четверо чудесных детишек — Марк, Владислав, Даша, Ярослав. И как отец, я понимаю, насколько важно, чтобы дети, молодежь были здоровы. И стараюсь донести это и до молодого поколения. И вторая цель проекта — оторвать детей от гаджетов и заинтересовать их спортом. Да, интернет, гаджеты — это хорошо, мне как инвалиду они очень помогают взаимодействовать с миром. Но нельзя на этом зацикливаться.

Вот что значит проект «Спортсмены Беларуси». И это возможность для наших спортсменов подключиться к важной социальной работе. Да, вы потрясающие, но поделитесь своим опытом с нашей молодежью. И за этот проект Президент наградил меня премией «Белорусский спортивный олимп». Были важны и мои рекорды, но главную роль сыграла именно эта деятельность.

— Алексей, как непосредственный участник паралимпийского спорта вы не считаете, что в нашей стране он недооценен? 

— К сожалению, в Беларуси существует недооценка паралимпийского спорта. Параолимпийский спорт нашей страны дошел до такого высокого уровня, когда уже необходимо пересмотреть подходы к его регулированию для плодотворного развития ради славы Беларуси. Например, я могу использовать свои возможности в плане пиара, общения со СМИ, чиновниками для популяризации паралимпийского спорта. Я могу донести до общества мысль, что паралимпийский спорт где-то даже выше олимпийского и цениться должен больше. Мало кто может представить, через какие экзамены проходят эти люди — только они это знают. И паралимпийцам нужно дать слово. Пусть они расскажут, как побеждать слепому или на инвалидной коляске, или, как я, без рук и ног. Это невероятный жизненный опыт, и, познакомившись с ним, люди будут больше ценить свое здоровье, кто-то поверит в себя. Как член Конституционной комиссии, я хочу закрепить в Конституции выражение «Спортсмены олимпийцы и паралимпийцы». Чтобы в главном законе страны было подтверждено, что инвалиды имеют право и возможности заниматься спортом. Это абсолютно справедливо и объективно. Наши паралимпийцы — я даже не полностью причисляю себя к этим героям — давно доказали, что они это заслужили. И призовые у них должны быть одинаковыми с олимпийцами. Я надеюсь, что смогу внести свой вклад в развитие паралимпийского спорта и что у меня будет возможность обсудить это и с Виктором Александровичем Лукашенко, президентом НОК, и с Сергеем Михайловичем Ковальчуком, министром спорта.

— А спортивная инфраструктура? Хватит ли той, что есть?

— По моему мнению, назрела необходимость в создании новых или перестройке существующих объектов для РЦОП по паралимпийским и деф-
олимпийским видам спорта. Республиканский центр олимпийской подготовки у нас есть, а комплекса нет. Нам нужен спортивный кластер для людей с ограниченными возможностями. Благотворительный фонд Алексея Талая вместе с Национальным параолимпийским комитетом уже готовит документ-предложение по созданию такого кластера, чтобы наши спортсмены чувствовали себя ухоженными и работали ради нашей страны. Возможно, будем обращаться к главе государства. Мы понимаем, что бюджет страны не резиновый, но у нашего фонда есть возможность найти и спонсорские средства, это нормальная практика. Наш фонд активно работает над этим проектом.

— Откуда берет мотивацию мотивационный спикер Алексей Талай?

— Я кайфую от жизни. То событие, когда я мог умереть, и все последующие экзамены вывели мое сознание на новый уровень. Я понял, насколько важна жизнь во всем его многообразии. И трудности, и боль — части этой жизни, без которых потом не испытываешь счастья. Я всеми фибрами души чувствую, как прекрасно быть здесь, ценить каждое мгновение, любить своих близких, свой народ. Давайте посмотрим на нашу планету сбоку. И мы здесь будем злиться и что-то делить? Давайте дарить любовь! И тогда все будет хорошо, и жизнь покажется великолепным каждому из нас.

Валерия СЦЕЦКО

Фото из личного архива героя 

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.