Вы здесь

Можно ли считать себя верующим, не посещая храм?


Можно ли считать себя верующим, не посещая храм? Об этом мы спросили настоятеля прихода храма Святителя Спиридона Тримифунтского в Минске, священника Александра (Пальчевского).


«Бог у меня в душе»

— Зачем человеку ходить в церковь, если он считает, что «Бог у него в душе»?

— С христианской точки зрения, смысл жизни христианина — в обожении. Есть такой термин в богословии, он означает приобщение человеческой природы к Богу. Сын Божий стал человеком, чтобы человек мог стать сыном Божьим, присоединившись к Божественной благодати. В этом смысл жизни человека с христианской точки зрения. Но без Бога это сделать невозможно. Когда человек говорит: «Я верю в душе и сам решаю, каким образом мне выстраивать отношения с Богом и кто такой Бог», здесь очень легко впасть в иллюзию, в заблуждение.

Сегодня нередко люди говорят, что верят в Бога, но при этом по каким-то причинам оторваны от церковной жизни: не посещают храм, никогда не открывают Евангелие, не знакомы с учением Церкви. Между тем понимание Бога, веры, духовности и принципов духовной жизни не было создано людьми. В богословии есть понятие «Божественное откровение» — это то, что Бог открыл людям о себе. Часть этого откровения содержится в Священном Писании. Это первый и главный источник знаний о вере. Не имея этого источника, человек не может составить правильного представления о христианстве.

— Здесь вспоминается притча о фарисее и мытаре, которую вы рассказывали читателям в нашей рубрике. Один почитал внешнюю сторону богослужения, другой же действительно верил, но в храме бывал нечасто. Суть притчи в том, что прав был второй...

— В православии, как и в любой религии, могут иметь место крайности. С одной стороны, неправильно, когда вера сводится только к обрядам, только к внешнему. Это ошибка. Обряды — лишь внешнее выражение внутреннего содержания веры. И если в них для человека нет содержания, они теряют смысл. Именно поэтому в церкви всегда проводятся беседы с прихожанами перед таинствами венчания, крещения и т.д. Но неправильно впадать и в другую крайность — полный отказ от обрядов под девизом «Бог у меня в душе и мне не нужны посредники для общения с ним». В моей практике был пример, когда семья пригласила меня для освящения их новой квартиры. В разговоре выяснилось, что в церковь эта семья не ходит. «Предпочитаю обращения к Богу напрямую», — сказал хозяин дома. Но зачем же тогда он пригласил священника для освящения своего жилища? Не проще было набрать воды из-под крана и обратиться к Господу «напрямую»: «Освяти мой дом». Не проще ли было крестить своих детей дома, без участия священника, самостоятельно?.. Согласитесь, это гораздо удобнее: идти никуда не надо... В такой логике есть какое-то противоречие. Обряды и Таинства Церкви — это самый простой, прямой и непосредственный путь человека к Богу, который показал человеку сам Бог. Указание на совершение таинств можно найти в Священном Писании. Не церковь как организация, как сообщество людей придумало обряды — они имеют божественное установление. Например, таинство причастия восходит к Тайной вечере, которую провел Господь незадолго до своей смерти на кресте. Евангелисты записали его слова: «Это творите в мое воспоминание» (Евангелие от Луки, 22: 19). Таинства и обряды были даны ученикам Христа, и в дальнейшем их стали совершать епископы и священники как преемники апостолов. И если мы хотим присоединиться к Богу, нужно идти в храм и использовать те средства для общения с ним, которые были даны людям Им самим. Когда человек говорит: «Я верю в Бога, но для меня нет необходимости идти в храм», здесь возникает противоречие. Если я верю в Бога, значит, я верю Богу и тому, к чему Он призывает. Если я христианин, почему я не иду за Христом, не прислушиваюсь к нему, не обращаю внимание на то, о чем он говорит?

Но разве человек не может обращаться к Богу в любое время и в любом месте​?

— Действительно, взывать к Богу человек может в любое время в любом месте с молитвой, Господь примет ее. Но храм — место особого присутствия Божьего. Это дом Божий. Согласитесь, находясь в кинотеатре, на улице, в магазине, дома, мы испытываем одни чувства, и совсем другие — в храме. Можно говорить об особом психологическом состоянии, возникающем в церкви. Но дело не только в этом. В каждом храме в алтаре есть Святые Дары (Тело и Кровь Христа), в храме находятся иконы и святыни, здесь проходят таинства и богослужения, и именно здесь человек может ощутить особые проявления Божьей благодати. Когда мы познакомимся с жизнью христиан с первых веков христианства и до наших дней, то узнаем, что всегда центром христианской жизни было богослужение, общая, совместная молитва. Господь говорит: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там я среди них» (Евангелие от Матфея, 18: 20).

Храм — не «бюро услуг»

Можно ли сказать, что после 70 лет атеизма в обществе во многом утрачена традиция посещения храма?

— К сожалению, это так. Очень часто современные люди воспринимают церковь как «бюро услуг». У меня есть запрос, я прихожу в храм и озвучиваю его. Простой пример: человек подает записку с именем близкого, чтобы за него помолились. Оставил записку и пошел: пусть молится священник. Но правильным будет считать эту записку с именем близкого просьбой к священнику и другим верующим присоединиться к нашей искренней молитве о дорогом нам человеке, к нашей духовной работе. Просьбой поработать вместе с нами, а не вместо нас.

Часто люди сетуют, что Бог не выполняет их просьб, — например, об исцелении. Но если мы обратимся к Евангелию, то увидим: если к Иисусу приходили люди с просьбой получить исцеление от болезней, Господь всегда заботился не просто избавить от физической болезни, но и изменить духовное состояние человека. Ты выздоровел, а жизнь твоя осталась прежней, ты совершаешь те же грехи — и, к сожалению, очень скоро снова потеряешь здоровье и вернешься к исходному состоянию. Совершая исцеление, Господь часто задавал вопрос: веришь ли ты? Без веры и духовной работы просящего исцеления чуда может не произойти. Человек, с которым произошло чудо, — например, исцеление от тяжелой болезни, — тоже участник этого чуда, его «соавтор». Господь говорит: «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровение Иоанна, 3: 20). Движение Бога к человеку никогда не прекращается, но от человека требуется ответный шаг. А когда человек говорит: «Бог у меня в душе», возникает вопрос: Что ты сделал, чтобы Он был у тебя в душе?

— А что надо сдлеать для этого?

— Прежде всего — жить по заповедям, важнейшие из которых — любовь к Богу (включающая в себя и посещение его дома) и любовь к ближним. Это сложно, но без них обрести Бога в душе невозможно.

Большинство современных православных христиан посещают церковь только на большие праздники — на Пасху, Рождество, Крещение. Внешняя форма христианства гораздо более привлекательна для непривычного к работе над собой современного человека, чем содержание. Внешняя форма проста и не требует усилий. Работать над собой, меняться — очень сложно. Намного легче даже попоститься, воздержаться от какой-то еды, чем бороться с завистью, осуждением, раздражением, обидами. Но для Церкви первостепенной является духовная работа. Господь говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его и это все приложится вам» (Евангелие от Матфея, 6:33). Не новую квартиру, не хорошего мужа, не чтобы сын устроился на высокооплачиваемую работу. Прежде всего следует искать единения с Богом через самосовершенствование, и тогда все приложится. А у нас часто получается наоборот: минуя духовную работу, пытаемся выпросить у Бога материальные блага. На этой почве случаются разочарования: человек ищет не духовного, а материального и потом восклицает: «Ну и где же ваш Бог?!». Церковь говорит немного о другом.

«Невозможно быть христианином по выходным»

— Как современному человеку найти в своей душе веру?

— Для этого необходимо делать конкретные шаги. Этого можно достичь через участие в богослужении — не просто поставить свечу и убежать, а прийти на службу, внимательно послушать произносимые слова, попытаться найти в них смысл и содержание. Познакомиться с Библией, учением Церкви. И начать воплощать в жизнь заповеди Божьи. Так постепенно человек открывает для себя Бога.

— Как воспитать детей в христианской вере?

— Только личным примером. Наблюдал такую историю: родители время от времени отправляют своих детей в храм, а сами остаются дома. Они пытаются воспитать детей христианами, но сами пример не подают. Детей не надо заставлять. Душа человека по природе христианка, ведь в каждом человеке от рождения есть голос совести, внутренний духовный закон. С детьми христианское воспитание нужно начинать с разговора об универсальных ценностях, которые есть и кроме христианства: что нужно уважать старших, любить и поддерживать своих друзей, что плохо быть стяжательным и т.д. И так, по ступенькам, мы приходим к более высоким христианским понятиям.

— Как часто ходить в храм?

— Ответ на этот вопрос мы найдем, когда задумаемся о том, насколько важен для нас Господь, какое место Он занимает в нашей жизни. Его заповеди мы должны соблюдать не только в праздники, но и каждый день. Христианство — это то, с чем христианин просыпается утром, проводит весь день и ложится спать. Невозможно быть христианином по выходным. Иначе возникает раскол сознания, своего рода «шизофрения», которую мы видим в современном обществе, когда верующий человек может ничем не отличаться от неверующего. Вера — это то, как человек видит себя, Бога и окружающих людей каждый день и каждый час.

Александра АНЦЕЛЕВИЧ

Название в газете: Храм - гэта дом Божы

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.