Можно ли употреблять витамины при раке?

Как известно, витамины увеличивают работоспособность, повышают устойчивость организма к различным инфекциям, ускоряют обмен веществ, стимулируют работу нервной системы. Да и вообще без витаминов человек не может жить. Но есть такие ситуации, когда те не несут пользы, а могут даже навредить. Чаще всего это касается онкологических болезней — здесь пациентам нужно быть осторожными. В каких случаях витамины перестают быть полезными, рассказал нейрохирург, научный сотрудник отделения опухолей головного мозга РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н. Александрова, преподаватель кафедры неврологии и нейрохирургии БелМАПО Гумен Гурбаниджад.

— Раковые клетки, или атипичные — это результат деления обычных клеток, правда, с дефектом. И в отличие от обычных, опухолевые клетки более жизнеспособны, быстрее делятся и могут жить в нашем организме везде, где есть кровообращение. Если, скажем, клетки почки живут только в почке, то атипичные клетки могут поселиться в любом месте, это то, что мы привыкли называть метастазами. Метастазы не только токсично влияют на наш организм. Они могут давить на органы и клетки, находящиеся рядом. И за счет такой компрессии развиваются определенные патологии, болевой синдром и нарушение кровообращения других органов. В конце концов количество атипичных клеток увеличивается настолько, что нормальные клетки не могут полноценно жить, и человек погибает.

Дело в том, что атипичные клетки намного быстрее, чем обычные. Как известно, если человек, не придерживаясь никаких диет, резко начинает худеть, одна из причин — наличие онкологических заболеваний. Почему так происходит? Опухолевые клетки еще называют «белковыми ловушками». Ведь они более быстро «ловят» питательные вещества, в том числе белок, поступающий в организм, и лишают тем самым полноценного питания другие клетки. В результате они сами быстро растут и не дают нормально функционировать организму. Поскольку остальные клетки не получают достаточно белка, человек начинает резко худеть.

— А если ограничить употребление белка, опухоль тоже не сможет расти?

— Есть даже определенные научные разработки, где онкологи рекомендуют употреблять пищу с пониженным уровнем белка. Однако это, в свою очередь, вызывает голодание нормальных клеток. Поэтому здесь палка с двумя концами, ведь белок необходим для полноценной работы нашей иммунной системы. Она, в свою очередь, борется с атипичными клетками. Такой метод не получил широкого распространения.

— Какие витамины могут нанести вред онкобольным пациентам?

— Если по каким-то причинам пациент получает инфаркт миокарда или ишемический инсульт головного мозга (это означает, что в его организме образуются мелкие или большие тромбы), это тоже один из признаков того, что где-то в организме может расти опухоль. Как правило, это опухоли, которые медленно растут, например, рак простаты. В таком случае опытный врач будет не только лечить инфаркт, но и искать его причину, включая онкологическую.

И тут важно сказать о роли витамина К. Чем больше его поступает в организм онкологических больных, тем больше вероятность образования тромба. Этот витамин участвует в различных процессах нашего организма, включая гемостаз. Например, даже при порезе пальца без его участия остановить кровотечение достаточно трудно. Причем у онкологических пациентов не только увеличивается вероятность образования тромба, но и лечение уже имеющихся идет медленнее и увеличивается риск их повторного появления. Есть классическое лечение тромбоза, когда пациент получает таблетки варфарина. Они блокируют работу витамина К. Таким образом мы уменьшаем вероятность образования новых тромбов и усиливаем рассасывание тромба, который уже есть. Онкологическим пациентам мы не только не назначаем препараты, содержащие витамин К, а рекомендуем еще и строгую диету, где витамина К содержится по минимуму. В частности, ограничиваем употребление основных продуктов, где он есть — зелени, капусты брокколи, бобов, зеленого лука, зеленого чая, печени.

— А как влияют на организм антиоксиданты при онкологических заболеваниях?

— Сильными антиоксидантами являются витамины А, Е и С. Существовала даже теория лечить рак с помощью витаминов: была схема химиотерапевтического лечения рака легкого с ретиновой кислотой — природным метаболитом витамина А. впоследствии оказалось, что это вызывает у курильщиков другое опасное соединение, что намного ухудшает состояние. Выяснилось, что витамин А у курильщиков еще больше увеличивает вероятность образования рака легкого. Были разработки, где предлагалось комбинировать витамины А и D, ведь последний подавляет рост опухоли, но речь о полном выздоровлении и лечении рака легкого с помощью витаминов, конечно, не идет.

Есть и другие научные работы. В 2019 году журнал «Клиническая онкология» опубликовал исследование, когда пациенты до и после лечения принимали витамины А, С и Е. Участвовали 1134 человека. Выяснилось, что у пациентов, принимавших антиоксиданты до и после курса химиотерапии, на 41% чаще происходил рецидив. Прием антиоксидантов только до или только после химиотерапии не влиял на результат. Пациенты, принимавшие препараты витамина В12 до и во время лечения, на 83% чаще имели рецидив и умирали. У людей, принимавших омега-3 жирные кислоты до и после химиотерапии, рецидивы происходили на 67% чаще. При этом прием поливитаминов не влиял на результат.

Если вернуться к пациентам, принимавшим А, С и Е к лечению, можно предположить, что они таким образом стимулировали рост опухоли. Но это не свидетельствует о том, что всем нам нельзя принимать витамины и белок. Важно, чтобы в организме было достаточно и белка, и минералов, и витаминов. Но когда опухолевые клетки уже образовались, поскольку они быстрее «подхватывают» витамины и белок, мы таким образом начинаем их подпитывать.

В общем, ученые проводили много исследований по разным витаминам и получали противоречивые результаты. Пока к проблеме не подключились генетики, которые доказали, что ключевую роль играют не только сами вещества, а генетические особенности человека. Одно и тоже вещество у разных людей работает по-разному. Кому — то оно принесет пользу, а кому-то-повредит. Например, исследования по отношению к витамину Е (насколько он содействует образованию раковой опухоли) показали, что у женщин такой ген, как катехол-о-метилтрансфераза (comt) в варианте met/met на 14% снижает вероятность рака, чем у тех пациентов, которые имели вариант val/val. Вот так один и тот же витамин у разных пациентов с разными генетическими наклонностями работает по-разному. Поскольку не всегда генетическую предрасположенность людей мы учитываем, ведь это более сложное и дорогостоящее исследование, поэтому и при назначении одного и того же препарата получаем разный результат.

— Так нужны ли вообще онкологическим пациентам синтезированные витамины?

— Однозначно да. Так как это люди с ослабленным организмом, они проходят химиотерапию, им проведены операции, возможно, удалена часть желудка или кишечника, из-за чего поврежден механизм всасывания витаминов и минералов. Если лишать их дополнительных витаминов, мы ухудшаем их состояние. Но такие пациенты должны принимать их точно по инструкции своего врача.

Таким образом, витамины назначает только доктор, учитывая вид онкологии, другие патологии, которые имеются, вид химиотерапии, что пациент получил. Также врач решает, какая должна быть диета. Известно, что токоферол, В12, тиамин и В9 — это вещества, которые онкологические пациенты должны принимать с осторожностью. С другой стороны, без них нашему организму сложно, поэтому дозу также подбирает доктор.

Елена КРАВЕЦ

Превью — pixabay.com

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.