Возможно, книги, подобные специальной хрестоматии, вложенной известным историком Витебщины Валерием Шишановым, выходили и раньше. Но очень давно и ограниченным тиражом. Либо — далеко за пределами Беларуси. На крайний случай, встреча с книгой «Изобразительное искусство Витебска 1918—1923 гг. в местной периодической печати» лично для меня стало настоящим открытием.
И хотя в выходных данных указано, что сборник является библиографическим указателем с публикацией текстов, книга, благодаря именно публикации газетных статей, выходит за пределы одного лишь указателя. В предисловии «От составителя» В. Шишанов таким образом определяет задачи издания: «Культурная жизнь Витебска первых послереволюционных лет неслучайно привлекает внимание исследователей. Для многих выдающихся художников, музыкантов, философов, литераторов, артистов пребывание в городе стало яркой, значимой страницей в биографии».
Публикации в местной периодической печати наряду с перепиской, воспоминаниями, архивными документами являются важнейшими источниками, позволяющими раскрыть событийный ряд «витебского ренессанса».
Обозначенные хронологические рамки (1918–1923) достаточно точно совпадают с первыми симптомами активизации культурной жизни, отражением его в периодической печати и постепенным затуханием и трансформацией в течение 1922–1923 годов. Так, с началом 1924 года в витебских „Известиях“ резко сокращается количество публикаций, освещающих события в сфере искусства. Происходят и важнейшие административно-политические, а с ними и культурно-социальные переоснащения — 10 марта 1924 года большая часть территории Витебской губернии входит в качестве Витебского округа в состав БССР».
Составитель провел буквально титаническую работу. Просмотрены следующие издания: «Витебский листок» (ежедневная частная газета, издавалась с 21 января (3 января) 1916 по 12 июля 1919 года); «Известия Витебского губернского исполнительного комитета советов ученических депутатов» (еженедельная газета, издавалась с февраля по июнь 1919 г.), с июня по август — еженедельник «журнального типа» «Школа и революция»; «Вечерняя газета» (издание Союза журналистов, выходило в сентябре — ноябре 1921 г.); журнал «Искусство» (выходил в марте–мае 1921 г.); газета «Отклики» (издание секции журналистов и полиграфпрома, выходило в мае—сентябре 1922 г.). Основной массив публикаций — из газеты «Известия Военно-революционного комитета города Витебска» (сегодняшний «Витебский рабочий»).
Представьте себе, что перед вами — номер «Витебского листка» за 7 декабря 1918 года. На второй-третьей страницах — статья Г. Грилина «Право на одиночество». В подзаголовке: «До сегодняшнего доклада Марка Шагала». Забегая вперед, процитируем «Письмо в редакцию» самого Марка Шагала (с «Витебского листка» за 9 декабря): «Товарищ редактор! Позвольте заявить на страницах вашей газеты, что диспут-доклад в окружном суде 7 декабря по непредусмотренным обстоятельствам и не по моей вине состояться не мог». А за два дня до этой информации вот о чем рассуждает Г. Грилин на страницах «Витебского листка»: «Талантливый художник Марк Шагал решился, наконец, не только свои произведения, но и свои взгляды на искусство представить на суд обществу, и сегодня он читает публичный доклад на тему „Меньшинство в искусстве“, с обсуждением».
Тяжело и душно жить чуткому художнику в атмосфере нашей повседневной будничности, среди грубых и пошлых вкусов мещанства.
Но еще труднее жить среди нас Марку Шагалу, еще недостаточно принятому и осознанному ценителями живописи, критиками его.
Узкое и грубое мещанство требует от художника «души нараспашку», арифметической выкладки его произведений, оно не принимает сфинксов и все то, что кажется ему непонятным, оно считает абсурдным, недостойным фиглярством.
Сегодня Марк Шагал излагает свои взгляды на искусство, сегодня он бросает перчатку нашему Витебскому «обществу», своей родине, любовью к которой проникнуто большинство его художественных произведений.
Марк Шагал читает о «меньшинстве в искусстве». Но по сути здесь речь идет не о меньшинстве, а об «одиночестве» в искусстве.
Марк Шагал действительно одинок, окружен грубыми, наглыми вкусами и мракобесием. Это — трагедия души художника».
Книга, вложенная В. Шишановым, — уникальная по своей ширине иллюстрация о художественной жизни в Витебске в течение первых пяти послереволюционных лет. А еще — хорошая подсказка исследователям не только в области истории культуры, но и тем, кто изучает историю отечественной периодики. И, как на мой частный взгляд, она требует широкого массового переиздания. Несомненно, перевода на английский и французский, да и, возможно, на другие языки.
Николай МИРЩИНА
Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.
Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».