Вы здесь

Необходимость перемен в образовании назрела


Прошли парламентские слушания «Национальная система образования: состояние, законодательное регулирование, пути совершенствования», где, в частности, обсуждали взаимодействие предприятий с учреждениями профессионального образования, совершенствование образовательного процесса в вузах с использованием информационно-коммуникационных технологий, возможности дополнительного образования в популяризации и развитии навыков и умений одаренных детей и молодежи, роль молодежного движения в формировании гражданской ответственности учащихся. Одно из новых предложений, которое прозвучало от Министерства образования и возможно, будет введено, — обязательный экзамен по истории Беларуси при поступлении в вузы.


Вернуть учителям высокий статус

В слушаниях принимали участие депутаты и сенаторы, представители министерств и государственных комитетов, областных и Минского городского исполнительных комитетов, других государственных органов, учреждений образования, предприятий и общественных объединений, студенты.

— Нам нужно выяснить, насколько вносимые в Кодекс об образовании поправки отвечают потребностям сегодняшнего дня и что нам нужно делать в дальнейшем для достижения этой цели, — отметил председатель Палаты представителей Национального собрания Владимир АНДРЕЙЧЕНКО.

Он подчеркнул, что необходимость перемен в образовании действительно назрела, но это не означает, что нужно отказаться от подходов в этой сфере, которые на практике доказали свою эффективность. Речь скорее идет о тонкой настройке некоторых важных элементов отечественной школы, которая позволит ей более успешно функционировать.

Владимир Андрейченко отметил, что результатом цифровизации экономики стала бурная кадровая революция. Многие профессии уже в недалеком будущем или вовсе исчезнут, или их заменит искусственный интеллект.

- И если мы не примем своевременных мер, то наши вузы рискуют выпускать специалистов, которые просто будут никому не нужны. В принципе уже сейчас многие компании самостоятельно готовят кадры, потому что это быстрее и дешевле, чем их переучивать, — подчеркнул спикер.

Он обратил внимание, что сегодня нередко и учителя, и ученики перегружены, а целью педагогического процесса становится не всестороннее раскрытие личностного потенциала, а подготовка к тесту, родители при этом вынуждены привлекать репетиторов. Сосредоточился Владимир Андрейченко и еще на одной проблеме:

— Платой человечества за прогресс становится то, что у современных подростков, которые значительное время проводят в интернете, трансформируются память и умственные способности, снижается мотивация к учебе, развивается тревожность и возникают серьезные проблемы со здоровьем. Поэтому современные технологии нужно воспринимать не как панацею, а как инструмент, которым и педагоги, и их ученики должны научиться правильно пользоваться, чтобы по-новому и с пользой организовать учебный процесс для всех его участников. Например, мы осознали пользу удаленного обучения, которое спасло нас во время пандемии. Но это не должно стать нормой при обучении в привычных условиях.

Очевиден и вопрос престижа педагогической профессии, и вопрос авторитета педагога в обществе, которые снижаются. По мнению Владимира Андрейченко, образование стало коммерциализированным и воспринимается людьми исключительно как услуга или товар. Но ведь профессия педагога требует большого самоотречения, и нужно использовать все возможности, чтобы вернуть учителям тот высокий статус, который они на самом деле заслуживают.

Еще одна важная проблема, на которую спикер призвал обратить пристальное внимание, — интеграция национальной системы образования в мировое образовательное пространство.

— В принципе у нас достаточно неплохой уровень образования. Но мы готовим специалистов, которые после завершения наших университетов часто стремятся продолжить образование, а после и работать в других странах. Думается, что истинная цель нашего участия в Болонском процессе, программах по обмену студентами и других мероприятиях такого рода должна быть в том, чтобы именно наши учебные заведения становились все более привлекательными для иностранцев. Только так мы сможем повысить свои ставки в борьбе за контроль над интеллектуальными ресурсами, — подчеркнул Владимир Андрейченко.

Экзамен по истории Беларуси может стать обязательным при поступлении в вузы

Такое предложение высказал министр образования Игорь Карпенко.

- Учитывая важность исторических знаний в формировании мировоззрения подрастающего поколения, Министерство образования инициирует включение экзамена по истории Беларуси как обязательного при поступлении в учреждения высшего образования, — сказал он.

Министр отметил, что национальная система образования соответствует всем требованиям, которые предъявляет к ней общество и государство. Сохраняются и будут оставаться неизменными основные принципы: государственная поддержка, справедливость и равный доступ к качественному образованию, целевой набор, гарантия первого рабочего места. Реализовывается также важнейший принцип «образование через всю жизнь». По показателям в сфере образования Беларусь прочно закрепилась в группе наиболее развитых стран. О престижности и качестве образования свидетельствует и рост экспорта образовательных услуг: более 27 тысяч иностранных граждан из 109 стран выбрали для себя обучение в учреждениях образования нашей страны.

Трудности с квалифицированными и инициативными кадрами

Об использовании новых форм обучения и совершенствовании образовательного процесса рассказал ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Вадим БОГУШ.

— В сложной эпидемиологической обстановке более 90 % вузов Беларуси используют дистанционные образовательные технологии, в том числе в дневной форме получения образования. Наш опыт показывает, что для введения дистанционной формы как самостоятельной формы получения высшего образования наряду с заочным и очным образованием, что предусмотрено новой редакцией Кодекса об образовании, уже сформирована необходимая технологическая и методическая база.

Генеральный директор ОАО «Минский тракторный завод» Виталий ВОЛК рассказал о взаимодействии предприятия с учреждениями образования. Он отметил, что за последние пять лет тысячи студентов вузов и учащихся профессионально-технических учреждений прошли здесь производственную практику. Более 350 молодых специалистов ежегодно приходят работать на МТЗ. Однако этого недостаточно, и каждый год предприятие испытывает трудности с квалифицированными и инициативными молодыми работниками. Обратился руководитель МТЗ и к проблеме материально-технической базы средних специальных и профессионально-технических учреждений, отметив, что предприятия переоснащаются быстрее, чем учебные заведения. За последние три года МТЗ поставил учреждениям образования более 70 единиц своей новой техники.

Еле­на КРА­ВЕЦ

Превью — pixabay.com

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.