Вы здесь

Открывая живопись Константина Качана


Есть в изобразительном искусстве имена не громкие, из когорты тех, кто не спешит себя выделять, если хотите — рекламировать… Но плоды их работы известны истинным любителям живописи или графики. Из таких художников, очевидно, — и Константин Качан, который уже далеко не первое десятилетие рисует родную Новогрудчину, да и другие привлекательные места Городенщины, Минщины.


Константин Качан.

Вглядываюсь в давние его «Стригали» (1982), где деревенская женщина стрижет овцу. О таком занятии не каждый горожанин и слышал, а тут такой колорит, такое действо и вместе с энергией хозяйки, которая склонилась над покорной овцой и делает свое дело, — еще и деревенский пейзаж, тишина луговины, покой деревьев поблизости. Либо обратим взор на «Бабье лето» (1984), в котором место нашлось и пахарем, и тем женщинам, что собирают картофель. Одна из копательниц — очевидно, пожилого возраста хозяйка. Может, ей как раз и помогают дети, просто близкие люди, может соседи? . А чего стоит встреча с картиной «Лето в Лютинке» (1983)?!. И первый план, и бесконечный пейзаж — все здесь созвучно, слаженно, притягательно. Как впечатляет и «Пейзаж с мертвым деревом»… Снег, замок, елка, птицы, которые поднялись над башнями замка… И снег, беленький, яркий, забирающий взгляд. Снег, через который к замку шагает, пробивает тропинку в снежной целине художник. Наверное, шагает сам Константин Качан… И никакого холода нет в этой белизне. Есть только свет, бесконечное снежный свет!.. Привлекательный и магнетизирующий свет!..

«Голубая церковь».

«Зима в Новогрудке» (1991), «Новогрудок зимой» (1988)… Много лет назад Олег Аблажей написал в журнале «Искусство» о феномене художника из Новогрудчины: «. Природа Новогрудская молчала, да и родила художника, чтобы сказать слово о себе: давно не было такого, чтобы смотрел и хотелось смотреть. Жизнь в рамах — и даже в окно уже смотришь глазами Константина — как бы на продолжение его живописи, и уже непонятно, где начинается природа, а где кончается искусство. Можно хвалить художника, можно хаять — это не собьет его со своего пути, ведь им говорит голос его земли. Как бы существуют невидимые грани, тянущиеся из полотен и пьющие соки просто из нашей скромной, серой почвы…»

Работа «Новогрудок зимой» — не просто пейзаж, это взгляд через родной пейзаж в вечность, в седую историю. Картина вызывает много различных ассоциаций. Ее символы, записанные красками, красками, изобретенными Константином Качаном, — путешествие в завтра, напоминание потомкам, которые еще придут и всмотрятся в открытии новогрудского Художника, что мы, белорусы, богаты природными монументами вечности.

«Зима в Щорсах».

Всматриваюсь в художнические открытия Константина Качана — и слышу поэтическую музыку из недавно «найденного», прочитанного стихотворения:

Чаруе прыгажосць з пагорка,
Як апранае шчодры май
У зеляніну родны край.
Чаруе прыгажосць з пагорка,
І ты яе запамінай: 
Яна сагрэе і ў час горкі. 
Чаруе прыгажосць з пагорка,
Як дорыць зеляніну май. 
(Уладзімр Лебедзеў. «Яна сагрэе...»)

«Май».

А «Местечко Мир» (1991), «Воскресенье в Негневичах» (1988), «Крестный ход во Вселюбе» (1990), «Новогрудок» (1990), «Базарный день в Новогрудке»(1990)… «Пейзажи отечества, к счастью, еще не уничтожены вконец техническим прогрессом, рождают все новые и новые замыслы. Как художник он развивается так, как должен развиваться только он один, — просто и естественно. И работает с вдохновением. Отсюда и особенность произведений мастера, которую многие художники ищут, не выходя из мастерских, как из карцеров, забывая о том, что у каждого народа свой путь к истине. В том числе и художественной» (Ян Карлович).

Картины Константина Качана — мост между временами, мост современного и вместе с тем богатого своей преемственностью традиций художника. Открытия, сделанные талантливым творцом, вводят зрителя в мир высокой, восторженной любви к родному краю. И в этом, наверное, самая большая тайна живописца, главный секрет величия его таланта.

Констансин ЛАДУТЬКО

Выбор редакции

Общество

Как в молодой республике воплощали амбициозный проект университетского городка...

Как в молодой республике воплощали амбициозный проект университетского городка...

Отдельное место занимает здание гимназии Зубакина и Фальковича.

Общество

Почти каждый день на пожарах гибнут люди. Как не стать жертвой огня?

Почти каждый день на пожарах гибнут люди. Как не стать жертвой огня?

С началом отопительного сезона у коммунальных служб работы добавляется в разы.

Экономика

Болеслав Пирштук: Будущее — за «зеленой» экономикой

Болеслав Пирштук: Будущее — за «зеленой» экономикой

С каждым днем на наших дорогах все больше электротранспорта.