Тайны и открытия

Кость в горле

Ученые рассказали, как неандертальцы чистили зубы.

Они предполагают, что для зубочисток те могли использовать рыбные кости.

Высшие приматы чистили зубы от еды так же, как это сегодня делают современные люди. Ученые находят многочисленные следы на коренных зубах неандертальцев от старых «зубочисток», что только подтверждает предположения исследователей. Об этом пишет Scіence alert.

Недавно проанализированный зуб неандертальца, найденный археологами в Польше в 2010 году, содержал небольшую выемку на внешней стороне, что указывает на движения «зубочистки». Вероятно, обладателем зуба был мужчина в возрасте от 30 лет, и он очень следил за гигиеной рта.

Авторы в рамках этого же проекта проанализировали еще один зуб уже второго неандертальца. Выяснилось, что эмаль зуба тоньше, чем у Homo Ѕариеnѕ; большая ямка в теле зуба образовалась, вероятно, вследствие механического стирания.

Сейчас ученые по всему миру полагают, что для «зубочисток» неандертальцы могли использовать кости, сухожилия и траву, хотя пока это не подтверждено археологическими находками.

Удовольствие от себя

Исследователи сочли полезным смотреть на собственное лицо.

Ученые из Университета Осаки (Япония) выяснили, какие процессы происходят в мозге человека, когда он смотрит на собственное лицо «на подсознательном уровне». Исследование было опубликовано журналом Cerebral Cortex.

В ходе эксперимента людям показывали отражение, напоминающее их собственные облики. Участники понимали, что это их лицо, только на подсознательном уровне. Выяснилось, что когда человек смотрит на собственное лицо, в мозгу активизируется участок, отвечающий за выработку дофамина — гормона удовольствия.

Исследователи также использовали магнитно-резонансную томографию, чтобы определить, какие участки мозга активизировались во время смотрения на собственное лицо и лицо другого человека. Таким образом, они поняли, что при взгляде на чужое лицо у человека задействован другой участок мозга.

«Мы обнаружили, что активация вентральной тегментальной области, которая является центральным источником выделения дофамина, была более активна даже во время подсознательного представления собственного лица участника, чем при представлении лиц других людей», — рассказала ведущий автор исследования Чиса Отто.

Во время представления чужого лица у человека активизировались те области мозга, которые воспринимают незнакомую информацию, отметили исследователи.

Диеты долголетия

Выявлена опасность некоторых моделей питания.

Существует устойчивая связь между режимом питания и риском развития сердечно-сосудистых заболеваний и преждевременной смерти. К такому выводу пришли ученые из Великобритании, Австралии и Китая, результаты работы которых опубликованы в журнале BMC Medicin.

Ученые проанализировали данные участников программы UK Bіobank, в рамках которой исследовались факторы, влияющие на развитие заболеваний. В частности, респонденты с 2006 по 2010 годы фиксировали данные о рационе и частоте питания. Результаты сравнивались с показателями госпитализации и смертей участников до 2017 и 2020 годов.

Ведущий автор исследования Кармен Пьернас отметила, что в ходе работы были установлены две негативные распространенные модели питания.

В первом случае рацион участников включал большое количество кондитерских изделий, сметанкового масла и шоколада в сочетании с пониженным содержанием овощей и фруктов. Во втором варианте респонденты злоупотребляли сладкими напитками, шоколадом, консервированными продуктами, при этом в их рационе было малое количество масла и сыра.

Выяснилось, что первый стиль питания присущ мужчинам с невысоким достатком, страдающим ожирением или гипертонией, курящим сигареты и не занимающимся спортом. У лиц до 60 лет из этой группы был зафиксирован более высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний и ранней смерти, чем у людей старше 60, потребляющих здоровую пищу.

Второй рацион питания в большей степени распространен у женщин, которые не курят и ведут здоровый образ жизни. Несмотря на это, специалисты обнаружили у них повышенный холестерин, лишний вес, гипертонию и диабет.

Результаты подтверждают полученные в предыдущих исследованиях сведения о снижении риска сердечно-сосудистых заболеваний при потреблении пищи с меньшим количеством сахара и калорий, отметила Пьернас.

«Выводы нашей работы могут быть использованы для разработки диет, основанных на пищевых продуктах. Они помогут людям питаться правильнее и снизят риск сердечно-сосудистых заболеваний», — заключила эксперт.

«Биопаспорты» водоемов

Предложено изучать их обитателей через ДНК в воде.

Специалисты из Национального научного центра морской биологии имени А. В. Жирмунского РАН в Приморье начали испытания нового способа исследования биоразнообразия водоемов путем сбора образцов ДНК в воде. Об этом сообщается на сайте ведомства.

Исследования ведутся на базе Владивостокского океанариума, где отбираются пробы воды для последующего обнаружения с них ДНК.

«Главное достоинство метода, который сейчас отрабатывается учеными в Приморском океанариуме, — неинвазивность, так как материал берется не от самих обитателей, а из воды», — говорится в заявлении.

Как пояснили исследователи, любой живой организм в течение своей жизни сбрасывает какое-то количество отмершей ткани, из которой, по их мнению, в окружающую среду неизбежно попадает ДНК. Экологи часто пользуются таким методом для мониторинга биоразнообразия.

Старший научный сотрудник лаборатории молекулярной систематики Национального центра морской биологии РАН Сергей Туранов пояснил, что океанариум выступает в качестве тренировочной базы, на которой отрабатывается процесс, прежде чем выйти в реки, озера и моря.

Он добавил, что анализ такого материала дает точную информацию о разнообразии микро- и макроорганизмов.

«В аквариуме мы точно знаем виды и количество рыбы, которые его обитают. Если результаты исследований ДНК совпадут с этими данными, значит, наш метод работает, если не совпадут — будем дорабатывать», — заключил ученый.

Спутники предупреждения

Они оценят вероятность появления северного сияния.

Российская группировка спутников сможет в перспективе проводить исследования, которые позволят предсказывать северные сияния и широты, на которых они могут появиться. Об этом в интервью «РИА Новости» сообщил начальник отделения «Российских космических систем» (РКС) Алексей Ковалев.

По словам специалиста, в РКС сейчас уже создана бортовая аппаратура, которая регистрирует изменения магнитного и радиационных полей, на основе чего можно предсказывать их возникновение и минимизировать их негативные последствия. В перспективе же возможно создать систему аварийных предупреждений обо всех аномальных явлениях, которые появляются в космосе, добавил Ковалев.

Фото из открытых источников