Вы здесь

«Дикая охота» возвращается


В Большом театре Беларуси праздник — возвращается спектакль, созданный по великолепному произведению Владимира Короткевича. Правда, современная постановка оперы Владимира Солтана не будет дублировать тот прославленный спектакль, которые собирал полные залы в 1980-1990-ых годах. Это будет совсем другая работа, но коллектив надеется, что новая премьера также станет значимым событием в театральной жизни.


bolshoibelarus.by

Премьерой «Дикая охота короля Стаха» будет закрываться этот театральный год, и данной постановкой 8-9 сентября начнется новый, 89-сезон.

Генеральный директор Большого театра Беларуси Вячеслав Гарбузов признался, что постановочная группа старалась делать все возможное для того, чтобы зрители, которые будут присутствовать на спектакле, могли окунуться в атмосферу, переданную в произведении Короткевича, который довольно сложен для восприятия, заставляет задуматься, переосмыслить в том числе и собственные мысли и поступки.

Современная публика сможет услышать музыку, которой не было в первой постановке.

На пресс-конференции, посвященной премьере. Фото bolshoibelarus.by

— Большая честь для любого режиссера, соприкоснуться с такой монументальной чудесной работой, ведь партитура Владимира Солтана — это действительно шедевр. Мы должны гордиться тем, что в нашей стране жил такой великий композитор, — заметил режиссер-постановщик Андрей Иванов.

С самого начала было решено, что в новой постановке будет максимально использован весь музыкальный материал, который был написан композитором. Дело в том, что в результате подготовки к премьере первого спектакля, состоявшейся в 1989 году, партитура была потеряна, она восстанавливалась по оркестровым голосам. Эта работа была сделана в очень сжатые сроки и туда, к сожалению, не вошли многие закупоренные фрагменты. Так, в новом спектакле можно будет услышать четыре арии, которые раньше не звучали. В результате работы с архивом Валентины Николаевны Солтан, предоставившей его для изучения, были найдены музыкальные произведения, которые были датированы 1987 годом, соответственно, написаны еще до первой премьеры. И чтобы сохранить эти достижения и донести их до музыкальной общественности, которая о них раньше не знала, музыку добавили в спектакль. Это песня Григория в сопровождении оркестра, монолог Белорецкого, который по сути совсем с другой стороны раскрывает персонаж, причем делает его наиболее близким как при прочтении Короткевича. Во время этого монолога мы понимаем, что Белорецкий — живой человек, испытывающий страхи и эмоции, как и все другие. Но несмотря на все ужасы и ту чертовщину, что вокруг происходит, он решает, что не может оставить в беде бедную девушку и готов даже пожертвовать собой, чтобы разобраться в этой истории. Также прозвучит ария Яновской в неизвестном ранее широкой публике варианте. Это более развернутый монолог с разными разделами, который позволит по-новому посмотреть на женственный образ. Также прозвучит ария Светиловича, который у Короткевича вырисован в светлых красках, героическом и валевом, и музыка позволит более полно отразить внутренний мир персонажа.

Режиссер-постановщик Анна Моторная. Фото bolshoibelarus.by

Также в первом и втором действиях будут открываться новые фрагменты. Чтобы сохранить максимально наследие Солтана, театром была проделана большая работа по набору рукописного клавира композитора, по компьютерному набору всей партитуры (чего раньше не было) и всех оркестровых голосов.

По-новому зазвучит музыкальная постановка. Так, в начале второй картины, авторской рукой композитора в клавире указано, что первое соло должна выполнять жалейка. Чтобы художественный замысел Солтана был реализован, специально для спектакля был сделан инструмент.

Большое внимание уделяется в спектакле и теме охоты. Для постановки мастер Алесь Лось изготовил сурьмы — большие длинные трубы. А также будут использованы трубы, которые были задействованы в первой постановке. В результате звуковая партитура будет украшена такими не характерными для классического оркестра звуками, которые где-то будут пугать, удивлять, углублять в таинственную атмосферу.

Эскизы костюмов к спектаклю. Фото bolshoibelarus.by

В спектакле работает великолепный состав артистов вокалистов, сбалансированный с учетом участия народных заслуженных деятелей и творческой молодежи. На каждую партию есть три состава.

— Мы все чувствуем, что делаем очень важное интересное для нас дело. По работе оркестра, солистов, хора можно говорить, что это глубоко эмоциональная, личная и пережитая работа, с мыслями об авторе, который недавно нас покинул. Сыновья композитора работали в нашем коллективе, многие музыканты их знают, мы дружим и есть ощущение, что это наша общая работа и мы хотим, чтобы спектакль прозвучал и занял достойное место в афише театра, являлся украшением репертуара, — поделился Андрей Иванов.

.Эскиз декораций к спектаклю. Фото bolshoibelarus.by

Режиссер-постановщик Анна Моторная заметила, что «Дикая охота короля Стаха» — это материал, позволяющий соединить идеи очень многих талантливых людей: «Короткевич создал произведение, которое позволило, как мне кажется, вывести белорусскую литературу и культуру в совершенно другое пространство. Он разрушает то, что не дозирует человеку двигаться вперед, стирает страхи и позволяет всем нам приблизиться к чему-то очень важному, осознанию себя, атмосфере, в которой живем. Каждый день мы сталкиваемся с подлостью и радостью, людьми, которые нас ненавидят, и которые нас любят. И в этой борьбе появляется возможность ковать свой характер. Важно найти здесь тонкую ниточку, которая может объединить людей». 

«Дикая охота короля Стаха» — спектакль, на который надо ходить не один раз. Он глубоко информационный, насыщенный деталями, которые знакомят с историей и культурой Беларуси. Элементы слуцких поясов, орнаментов из белорусских икон, отсылки к архитектурному наследию, образы знати и простых крестьян, человеческие характеры — все это заставит зрителя задуматься о том, кто он такой, какова история его народа.

Фото bolshoibelarus.by

«‎Для меня главное в этом спектакле — мысль. Здесь столько важных для страны, для белорусов вещей, что, наверное, не все мы сразу можем ухватить и осознать, — заметила хормейстер-постановщик Нина Ломанович.— И для меня главные слова в этом спектакле: «‎Хочам гнёзды віці на сваёй зямліцы. Хочам воду піці з роднае крыніцы»‎. Когда их слышу, У меня наворачиваются слезы, настолько это родное, белорусское»‎

«‎Я искала ключи к материалу и в тот момент, когда казалось, что все понятно, все ключи не подошли. Но мне помог Короткевич, я перечитывала несколько раз его книгу и партитура начала открываться. Помогала и совместная большая работа с художником, дирижером, мы изучали культуру, буквально вспахивали эту ниву. И главное — это любовь к своей земле —  делится Анна Моторная. — Мы хотим, чтобы благодаря спектаклю люди понимали, что в Беларуси есть замечательные обряды, великолепные живые люди, что здесь была богатая история с мощными идеями, концептами». 

Елена ДЕДЮЛЯ 

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.