Вы здесь

Необычная выставка фотографий «Пинхол. ХХІ» работает в галерее Л. Д. Щемелева


В экспозиции размещены 47 работ 16 авторов из Беларуси, России, Украины, Литвы и США — участников неформального международного творческого объединения «Союз пинхолистов». Куратор и соавтор проекта в галерее произведений Щемелева — Сергей Кулагин. Он отметил, что это только вторая выставка группы. Первая состоялась в Рязани в 2019 году.


Фото Андрея Антонова.

По сути, пинхол-камера — устройство без привычного объектива: это значит, что свет не фокусируется при помощи линз и изображения получаются размытыми.

В нашей стране данное направление развивает именно «Союз пинхолистов». Участники этого добровольного объединения делятся достижениями и технологиями, устраивают встречи, съезды и конференции, проводят лекции и мастер-классы, пропагандируя и развивая безлинзовую фотографию.

Пинхол-фотография (англ. pinhole — шпильковое отверстие) — снимок, созданный камерой без линз, где вместо объектива используется небольшое отверстие, размер которого высчитывается относительно ее удаленности от пленки (или другого светочувствительного элемента). Это самая простая конструкция камеры, которая позволяет получать фотографические изображения. Свет, проходя через заглушку с отверстием в середине, попадает на специальную бумагу или пленку. При этом картинка переворачивается.

Техника напоминает работу современных камер или человеческого глаза с одним лишь отличием — свет не фокусируется на пленке при помощи линз.

Пинхол — явление в основном индивидуальное.

Как отмечают сами фотографы, технология настолько незамысловатая, что чаще всего не предусматривает опубликования и используется только как этап в развитии фотографа. Однако нужно понимать: как и любой инструмент, пинхол может быть самодостаточным и совершенным. Между тем, камера, работающая по этой технологии, существовала до появления фотоаппаратов с объективами. Впервые такой оптический эффект использовал в 1545 году астроном Гемма Фризиус.

Однако считается, что полноценное изображение такого рода первым получил ученый из Англии Дэвид Брюстер. В своей книге под названием «Стереоскоп», изданной в 1850 году, он открыл и объяснил термин «пинхол». Другой ученый, археолог из Англии Флиндрес Питри в период раскопок в Египте в 1880 году создал огромное количество фотографий с помощью приспособления. Сегодня они хранятся в музеях Лондона. В XIX веке начали появляться первые камеры, которые в XX веке были вытеснены более популярными моделями с линзовыми объективами.

Про пинхол снова вспомнили в 1960-е.

Такие аппараты обычно делаются вручную самими фотографами. Самый простой состоит из светонепроницаемого ящика с небольшим отверстием на одной стороне и с листом фотопленки или фотобумаги на другом. В качестве задвижки может использоваться кусок картона на шарнире.

Малое отверстие обычно прокалывается швейной иглой или делается тонким сверлом в фольге или алюминиевой (латунной) пластине. Затем пластина закрепляется изнутри коробки, перекрывая отверстие большего диаметра.

В свое время схемы некоторых конструкций публиковались в журналах и книгах для помощи любителям. Довольно легко пинхол может быть сделан на основе любой фотокамеры со сменными объективами, включая цифровой. Кстати, из всех перебранных и испытанных материалов для камер наиболее удачным и актуальным является спичечный коробок.

— Отношения с самодельным инструментом весьма прозрачные, а доверие к полученному результату неоспоримое, — отмечает один из участников выставки Иван Самоваров, живущий в Санкт-Петербурге. — Все, что вы получите, и все, что вас удивит, будет объективным результатом только ваших усилий. Есть мнение, что живописец пишет собой. То же можно сказать и о фотографировании самодельным пинхолом.

Снимая самоделкой, вы фотографируете собой. Ваши существования совпадают.

Кстати, некоторые из специальных фотоаппаратов, сделанных из абсолютно разных материалов, организаторы поместили в экспозицию «Пинхол. ХХІ», которая занимает несколько залов в галерее произведений Щемелева.

Первое, на что обращают внимание любители-знатоки, — необходимость использования штатива. Также большое значение имеют выдержка и точный расчет местоположения. Например, если съемка происходит вечером, или в облачный день, то выдержка может доходить до 30 минут и даже больше. Случается, между открытием и закрытием затвора камеры для получения хорошего изображения нужно переждать несколько часов. При создании изображения дома фотографы оставляют задвижку камеры открытой на всю ночь. Пинхол сохранит происходящее за весь период.

Для такой фотографии характерны бесконечная глубина резкости (предметы, находящиеся максимально близко и, наоборот, удаленный от камеры, показаны с одинаковой резкостью; получается целостный рисунок, не содержащий разделения на планы), «мягкость» изображения и особая атмосфера. Пинхол, как замечают многие искусствоведы, размывает границы времени, а несовершенства превращает в достоинства. Это делает снимки отличающимися от фотографий, созданных обычными камерами. К тому же такой тип съемки не допускает видимых искажений. Считается, что все, даже самые идеальные объективы, изменяют действительность, делая преломление через различные линзы. Объектив четко вырисовывает нужный для создателя образ, добавляя сюда частичку личного. Пинхол же отделяет ненужные лучи и не затрагивает формирование рисунка.

У каждого фотографа на выставке действительно отличительный стиль и тематика. Например, Павел Никонов из Беларуси занимается темой изображений Роршаха в пейзаже, портрете и натюрморте; Марина Герасимова из России исследует отдаленные и не очень популярные уголки родины (фотографии, представленные в экспозиции, сделаны в Архангельской области, в деревне Кимжа, которая уникально своей деревянной довоенной архитектурой и мельницами-столбиками); Андрей Бондаренко из Украины стремится передать настроение курортного города (на примере Бердянска) в зимней спячке; Евгений Глушань из Беларуси рассуждает на тему городских пространств и природных ландшафтов; Денис Чикишев из России сосредотачивает свое внимание на людях; а Вадим Шамков (страна не указана) показывает на выставке старую инфекционную больницу, которую снимал на полученную там рентгеновскую пленку.

Одна из интереснейших в экспозиции — цветная серия «Перекрестки миров».

Проект совместный: его авторы — Диана Панкова (Беларусь) и Джефф Макконнелл (США). При помощи практики солорографии (изображения движения Солнца, получаемые на фотобумаге после нескольких месяцев съемок пинхол камерой), результаты которой, кстати, могут быть весьма непредсказуемыми, авторы создали коллекцию двойных экспозиций из разных точек мира. Диана Панкова и Джефф Макконнелл, обмениваясь негативами, в каждом изображении объединили пространство и время разных мест.

Так, одновременно зритель видит Нью-Йорк и Лодзь, Нью Джерси и Минск... Фотограф из Беларуси отмечает, что в своих фотопоисках особенно ценит дух свободного экспериментирования, непрекращающихся приключений и прямого и искреннего взаимодействия с объектами фотографирования, инструментами и самим процессом. Автор любит смешивать различные реальности и играть со временем. Здесь важно не только замысел, но и своеобразное «сотрудничество» с погодой, случаем и другими одушевленными и неодушевленными обстоятельствами съемки.

Выставка «Пинхол. ХХІ» будет работать до 22 августа. В рамках проекта организаторы обещают провести ряд мероприятий, включая мастер-классы, о которых собираются сообщать на официальных строках в соцсетях. Посетителей хочется подготовить: будьте готовы — об авторстве работ можно узнать только при помощи QR-кодов. Некоторые ссылки расскажут об авторах и их работах подробно, направят к аккаунтам в Instagram, некоторые же предоставят лишь скромную информацию.

Евгения ШИТЬКО

Печатается в газете «Літаратура і мастацтва»

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.