Вы здесь

На «Беларусьфильме» снова бурлит жизнь


На «Беларусьфильме» снова бурлит жизнь. Здесь снимают новые фильмы, готовятся к серым премьерам и показу лучших кинолент из фонда отечественного кино. Также в этом году киностудии поручена организация кинофестиваля «Лістапад». А с 10 августа в Музее истории белорусского кино начнет работу персональная выставка художника-постановщика и художника-декоратора киностудии Ивана Рогатени, приуроченная к его 75-летию и 50-летию творчества.


Pixabay.com

В этом году отечественный кинематограф отмечает несколько юбилейных дат. Исполняется 50 лет белорусской анимации, празднуется 85-летие со дня рождения режиссера Виктора Турова, а также 100-летние юбилеи писателей Ивана Мележа и Ивана Шамякина, чьи произведения стали основой многих отличительных картин. Так, в сентябре—ноябре следует ожидать ретроспективный показ фильмов по произведениям классиков. Увидим снова «Людей на болоте» Виктора Турова, «Возьму твою боль» Михаила Пташука, «Хлеб пахнет порохом» Вячеслава Никифорова, «Криницы» Иосифа Шульмана. А вот к юбилею Виктора Турова в ноябре покажут его фильмы «Война под крышами» (1967), «Я родом из детства» (1966), «Черный аист» (1993), «Шляхтич Завальня» (1994)… Не миновать вниманием и праздничную дату белорусской анимации: ко Дню белорусского кино состоится тематический показ с демонстрацией золотой коллекции упомянутого жанра.

Что же касается премьер, то и здесь есть хорошие новости. Так, уже вышел военный фильм «Судьба диверсанта», состоялся показ анимационного фильма «263 ночи». Осенью планируется премьера историко-приключенческого фильма на русском и белорусском языках «Авантюры Прантиша Вырвича», премьера «Следы Апостолов-2», заканчивается работа над детективом «В поисках Ангела».

— Сегодня мы после длительного перерыва говорим о деятельности киностудии «Беларусьфильм». Завершаем ряд новых проектов киностудии. Уже была премьера «Звезды 7 неба» режиссера Елены Туровой. Этот полнометражный анимационный мюзикл снимали четыре года. И фильм прошел уже в прокате по Беларуси, а сейчас ведутся переговоры о его показе в других странах. Кинолента дублируется на другие языки, — делится ведущий специалист продюсерского центра Национальной киностудии «Беларусьфильм» Юрий ИГРУША. — Фильм «263 ночи» — интересный проект, в производстве которого участвовали три страны: Беларусь, Израиль и Россия. Фильм уже демонстрировался в музее Холокоста в Иерусалиме. И взят на вечное хранение в коллекцию, где находятся фильмы Спилберга и других по теме Холокоста, что, конечно, очень почетно для нас. Идут съемки сериала «Пламя под пеплом», который рассказывает о белорусских саперах… Что касается золотого фонда киностудии, то сегодня очень серьезно ведется работа по оцифровке из кинопленки фильмов, которые хранились у нас, но раньше мы не могли технически перевести их в «цифру». Сейчас эти возможности есть, и ведется реставрация ряда кинолент. Так, увидим в этом году фильм «Город мастеров», недавно прошел показ отреставрированного фильма «Костантин Заслонов». И вообще это направление очень серьезное, и оно обогащает фонд белорусского кино, позволяет его сберечь и «в качестве» донести до зрителя. А значит, в некотором смысле дать фильмам вторую жизнь.

Тех же зрителей, интересующихся закулисьем, ждет отличный повод проникнуться неповторимой атмосферой кино и узнать его тайны. С 10 августа в Музее истории белорусского кино начнет работать выставка, посвященная творчеству художника-постановщика и художника-декоратора «Беларусьфильма» Ивана Роготени, который принадлежит к тем профессионалам, которые всегда находятся за кадром. За годы работы художник «показал» себя в более чем 35 фильмах и сериалах, разных по жанру и тематике. Стоит упомянуть, например, картины «Венок сонетов»(1976), «Шляхтич Завальня» (1994), «В августе 44-го» (2001), «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время» (2009) и много других.

— К этой выставке я готовился и радовался, ведь перебрал весь свой архив, 50 лет своей жизни. Вспоминал фильмы, искал информацию, и вся работа прошла перед глазами. Я по специальности архитектор, и поэтому для меня было не в новинку делать декорации. А потом случилась работа в следующем фильме, «Я, Франциск Скорина», там режиссером был Борис Степанов, и я подключился к процессу. Мы строили во дворе киностудии двор Ягеллонского университета. То есть копировали практически. Декорация была сложна технически в то время, — делится воспоминаниями о любимом занятии Иван Александрович. — В работе я до сих пор делаю все руками, а не на компьютере рисую эскизы. Сейчас очень сложно и с натурой, ведь мы переходим в пластиковый век и быстро забудем, что такое деревянные окна. Сегодня найти аутентичную деревню, чтобы снять что-то, практически невозможно, так как везде бетонные ограждения…

О своем деле Иван Александрович рассказывает детально и с любовью и может бесконечно упоминать события и происшествия со съемок, где бывают самые непредсказуемые ситуации. На выставке у зрителей появится уникальная возможность заглянуть в творческую лабораторию художника кино и на конкретных примерах проследить путь рождения того или иного объекта на съемочной площадке, от замысла до стадии реального воплощения. В экспозиции представлены эскизы и рабочие чертежи, кадры и фрагменты фильмов с уже готовыми декорациями, а также авторские рисунки и графика. Экспозиция уникальна, и после демонстрации она будет храниться в Музее кино.

Если же вернуться ко дню настоящему, то пока по-прежнему еще решается дальнейшая судьба фильма «Купала». А вот что касается фестиваля «Лістапад», его нынешние организаторы отмечают важность не потерять достигнутого, однако появятся и новые креативные решения, новые имена и фильмы. На киностудии оценивают ситуацию с кинофорумом оптимистично — мол, фестиваль никуда не исчезает, а сейчас находится на новой волне своего развития.

Елена ДРАПКО

Превью: БелТА

Название в газете: Беларускае кіно ад учора і да сёння

Выбор редакции