Вы здесь

Мастерица Ирина Сазанович: у покупателей не возникает вопроса, почему мои куклы так дорого стоят


Творчество в жизни моей героини было всегда. Занималась и вышиванием, и рисованием, какое-то время наращивала ногти и ресницы красавицам, делала букеты из конфет. Все это совмещала с работой медрегистратора в судмедэкспертизе. А когда пошла во второй декрет, в интернете попала на куклу, которая очень заинтересовала. «Самодельная, из ткани. Я знала, что так смогу. Попробовала — получилось». С тех пор вот уже десять лет мастерица-кукольница Ирина Сазанович создает своих сказочных красавиц.


Шить она умела с детства, этому научила бабушка Нина, у которой была швейная машинка. Благодарна рукодельнице и своей школьной учительнице трудового обучения Веронике Иосифовне, которая дала определенный опыт по швейному делу. После первой попытки создания куклы сразу появились клиенты. «Сначала, — рассказывает кукольница, — клиенткой была подруга. С самооценкой у меня все хорошо (смеется), поэтому решила: зачем шить „в ящик“. Одну, вторую, третью сшила, по всей квартире такое количество не рассадишь! Хочется, чтобы и люди видели, оценивали».

В скором времени куклы Ирины Сазанович появились на первой авторской выставке. Оттуда одна кукла улетела в Париж. Женщине это особенно запомнилось, ведь приобретал игрушку мужчина для своей возлюбленной. Вначале умелица изготавливала все по классической схеме, выкройки одалживала в интернете. А после начала использовать собственные заготовки. «Мне хотелось добавить что-то свое: чтобы куклы двигались, чтобы это была моя собственная выкройка, авторская», — делится Ирина.

Скоро мастерицу уже хорошо знали в Беларуси, а текстильные куклы узнавали по авторскому «почерку» — большим глазам. К этому времени Ирина поняла, что устала от однообразия. На тот момент она объездила уже большое количество выставок, с авторскими презентациями неоднократно побывала за границей — на Мальте, во Франции, Италии, России, Черногории… Решила попробовать другой материал — самозатвердевающую глину. Тогда ей казалось, что это очень сложно. Поэтому решила сначала попробовать создать свои работы из полимерной запекаемой глины. Были и маленькие зайчики, и зверьки разные, а после перешла к кукле. Постепенно нашла для себя два материала, с которыми работает и сейчас: японский La doll и бельгийский Darwі Classіc.

В процессе работы приходится интересоваться многим, обращаться к интернету, где можно найти даже книжку по анатомии, чтобы научиться чувствовать правильные пропорции человеческого тела и т.д. Ирина объясняет, что куклы не должны повторять правильные пропорции человека. «Это же фантазия художника-автора! А если лепить куклу по человеческим пропорциям, она будет выглядеть нелепо. Но если ты хочешь сделать человекоподобную, тогда, конечно, стараешься соответствовать этим правилам», — объясняет автор.

За десятилетнюю творческую судьбу заказчиками Ирины были и знаменитые спортсмены, например, Алла Цупер, Любовь Черкашина, Марина Гончарова, и известные белорусские и российские артисты и телеведущие Искуи Абалян, Алеся Ярмоленко, Ирина Хануник-Ромбальская, Эвелина Бледанс… Одна кукла-марионетка была отправлена в подарок для дочки Филиппа Киркорова Аллы-Виктории. Это была кукла из коллекции «Старый цирк», которую Ирина создавала для парижского кукольного салона Doll Rendez-Vous іn Parіs Chow. «Там были четыре куклы: одна полетела на Мальту, вторая — в Великобританию, третья — к Киркорову, а четвертая осталась в Париже. Разумеется, это всегда интересно, ведь ты не знаешь, куда тебя приведет твое творчество и с какими людьми познакомит», — говорит мастерица.

«Все куклы существуют в единственном экземпляре, — Ирина рассказывает и одновременно демонстрирует материал, из которого будет вылепливаться будущая красавица. — Лепишь, выглаживаешь, потом он высыхает… Все с нуля. Это не фарфоровая отливка. — Материала такого в Беларуси нет — приходится заказывать. Глазки стеклянные, это из Японии, волосы я приобретаю в России, там много, так сказать, необходимых „кос“, ведь для кукольных волос я использую шерсть горной козы. Материал для лепки — Бельгия, Япония, пастель (краска) — тоже Бельгия, то есть все импортное, в Беларуси ничего этого не производится».

В среднем на изготовление одной красавицы уходит месяц. Однако, по словам Ирины, смотря какая кукла. Над последней, «Феникс», мастер работала два месяца. Но это не значит, что она с утра до ночи без выходных сидит над куклами. «У меня есть семья, я занимаюсь домашним хозяйством, вожу детей на занятия, поэтому работаю, отвлекая внимание на другие вопросы», — рассказала ремесленница.

Ирина делает заготовки заранее. Пока высыхает одна деталь, создает следующую — ручки, ножки, головку… Подготовленные части ускоряют процесс работы над игрушкой. Женщина показывает материал — мягкий и податливый. Он может и сам застыть, но, чтобы сэкономить время, Ирина использует старый домашний аэрогриль.

«А если вдруг что-то не понравилось в кукле — что делать?» - спрашиваю у мастерицы. Оказывается, это не проблема. Материал тем и шикарен, что назавтра лишнее можно срезать и переделать необходимое.

Волосы будущей красавицы, как уже говорилось, изготавливаются из шерсти горной козы — это должно быть породистое животное. Женщина протягивает мне несколько козьих шкурок с длинной шерстью. Мягкая и действительно очень похожа на человеческие волосы. Куклина прическа держится на клее — сначала вычесывается, а после аккуратно, по проборам прикрепляется прядка к прядке. Красится в необходимый оттенок обычной краской для волос. Конечно, эти материалы недешевые. Поэтому, говорит автор, у покупателей не возникает вопроса, почему ее куклы так дорого стоят.

Пять лет назад, когда она впервые была приглашена в Париж на выставку международного кукольного салона Doll Rendez-Vous іn Parіs Chow и являлась там единственной представительницей от нашей страны, понятно: если Вселенная тебе что-то посылает, это не просто так. «Помню, это было волнительно, к тому же в Европе царил вирус Эбола. Однако я подтянула свой французский, и мы вместе с мужем полетели в Париж. Получилось даже романтическое путешествие. Море эмоций, все прекрасно. Через год я возила еще и платья для детей, у меня была коллекция — и куклы, и платья, одинаковая одежда у кукол и такая же — у деток-моделей», — делится воспоминаниями Ирина.

А вообще, она домосед, лучше всего чувствует себя в кругу семьи, а настоящее наслаждение приносит тишина. Сейчас Ирина сознательно отказывается от участия в ярмарках и местных выставках — просто не видит в этом смысла. Организация подобных мероприятий, к сожалению, не оправдывает ожиданий, ярмарки — абсолютно не то место для коллекционных кукол. Вместо магазина у ремесленницы есть страницы в социальных сетях — Facebook и Іnstagram, где можно посмотреть на процесс создания или забронировать понравившуюся куклу. На выставках за рубежом Ирина Сазанович старается всегда выставлять свою первую работу — это своеобразный наказ другим мастерам, чтобы люди видели, с чего все началось.

Интересно, а жалко ли художнице прощаться со своими куклами? «Не жалко. У меня была кукла «Коломбина» из коллекции «Старый цирк», которая просидела год на комоде. Я создавала ее для себя. Однако ей начали интересоваться. Думаю, если люди так активно хотят ее забрать, зачем отказывать. Сейчас «Коломбина» живет в Борисове, — отмечает ремесленница.

Несмотря на то, что Иринины куклы не такие хрупкие, как те, что сделаны из фарфора, маленьким детям их лучше не давать. Зато изделия могут превосходно украсить любой интерьер — мастер подберет для куклы даже платье в тон с цветом будущей комнаты.

Ирина благодарна мужу за его терпение, за то, что поддержал ее кукольное увлечение в самом начале, он же был и является первым критиком: «Знаю, что муж гордится мной. Спасибо за его поддержку, что терпит это все» (смеется). В общем, семья для моей собеседницы — основной источник вдохновения. Она считает: если есть мир в семье, тогда и в душе, и в творчестве все будет хорошо. Своих дочерей 13-летнюю Аришу и 10-летнюю Полину она не принуждает к рукоделию. Предполагает, что творчество должно идти от души. «Полина рисует и поет, старшая Ариша сама что-то ищет, пытается. Когда я только начала заниматься лепными куклами, научила Арину делать кита, ей нравится. Уже создала для одной семьи китов-маму, папу и детишек», — улыбается мастер.

У художницы — большое количество дипломов, и каждая награда для нее важна. Она считает, что человеку это дается не просто так. «Значит, — говорит кукольница, — кто-то со стороны реально увидел мои старания, творчество, мой вклад в это дело и оценил». Одна из самых запоминающихся наград для мастерицы была вручена в Италии во время презентации коллекции «Алиса». То, что итальянцы, настоящие знатоки моды и красоты, признали мастерство неизвестного тогда автора из Беларуси, для Ирины очень ценно.

«У нас много талантливых мастеров, и радует, что люди не боятся проявлять себя, что им это нравится, — говорит Ирина. — Я тоже работаю в свое удовольствие. Хочу жить в позитиве и радости, рядом с „моими“ людьми. Очень рада, что себя в этом нашла. Если бы много лет назад мне кто-то сказал, что я буду шить кукол, покрутила бы пальцем у виска. А теперь понимаю, что это очень круто».

P. S. Отдельное спасибо Ирине за гостеприимство, за вкусный кофе и за то, что позволила побывать в ее уютном доме и прикоснуться к чуду создания сказочной куклы!

Надежда ЗУЕВА

Фото из архива героини

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».