Вы здесь

История с пассажирами


Что обычно делают пассажиры в зале ожидания на вокзале? Еще лет пятнадцать-двадцать назад среди вариантов ответа в числе первых было бы слово «грустят». Ведь и действительно, если нужно несколько часов ждать своего поезда, то время идет особенно медленно. А вот сейчас ответы на поставленный вопрос выглядят почти одинаково: «Сидят в смартфонах». И все равно, когда ждешь долго, и это занятие может надоесть. Но на брестском вокзале появилась возможность провести время в зале ожидания с пользой, узнать много нового об истории Бреста, строительстве Брестской крепости и ее героической обороне, а также об обороне вокзала, о знаковых исторических личностях.


Валерий Герасимов.

Чемодан информации 

Интерактивная выставка сделана в виде открытого чемодана, который образует стенды, отсюда и название — «Исторический багаж». Центральное место экспозиции занимает интерактивный дисплей. Здесь же можно услышать видео-пояснение историка, краеведа, сотрудника музея о том или ином событии, увидеть слайд-шоу с элементами инфографики, которое в основном состоит из фотографий, в том числе архивных. По собственному желанию можно выбрать тот или иной раздел и получить справку о достопримечательностях, музеях, памятниках, выдающихся личностях.

Скажем, на экране появился портрет. Нажимаешь на подпись и читаешь о Дмитрии Карбышеве, генерал-лейтенанте инженерных войск, Герое Советского Союза, который в свое время строил форты Брестской крепости, который после неудачных попыток немецкого командования заставить сотрудничать был зверский замучен в немецком плену. В центре Бреста есть улица Карбышева. А вот о личности крупнейшего советского ученого —  военного инженера знают далеко не все нынешние школьники, старшие юноши и девушки. А здесь, на вокзале, можно узнать о знаменитых людях или освежить, пополнить свои знания.

Начальник сектора идеологии и социально-культурной работы Брестского отделения Белорусской железной дороги Валерий ГЕРАСИМОВ говорит, что инициатива такой выставки принадлежит Российскому фонду «Национальное культурное наследие»:

— Концепцию разработали совместно ученые Российской академии наук и нашей Национальной академии наук при содействии Белорусской железной дороги. Так появился историко-просветительский проект «Исторический багаж», цель которого — доступно и интересно рассказать посетителям об истории городов и регионов, акцентируя внимание на отдельных сюжетах и фактах. Конечно же, главной задачей проекта видится воспитание у подрастающего поколения патриотизма, любви к Родине. Такие информационные площадки вскоре появятся на вокзалах столицы и других городов.

Данная экспозиция, продолжает Валерий Владимирович, посвящена истории Бреста и Брестской крепости, подвигу их защитников. Значительная часть материала посвящена защите Брестского вокзала.

Подвиг защитников вокзала

И действительно, когда разговор заходит о первом дне войны, почти любой человек скажет хоть сколько слов об обороне Брестской крепости. Но мало кому известно, что буквально в нескольких километрах от легендарной цитадели в те дни разворачивались не менее трагические события, и люди проявляли такие же мужество и героизм.

Важно отметить, что при возведении вокзала и станции Брест-Центральный в 80-х годах ХІХ века нарочно построили сеть подземных лабиринтов на случай войны: чтобы хранить запасы продовольствия и прятаться на время обстрелов. Этот фактор стал решающим при обороне 1941-го года. В последнюю мирную ночь на службе в районе вокзала находилось около 30 сотрудников линейного отделения милиции. Они и встретили врага вместе с работниками железной дороги, отдельными военными. Бой за вокзал продолжался четыре часа. Силы были неравны, захватчики заняли вокзал. Защиту подземного хранилища возглавил начальник линейного отделения милиции Андрей Воробьев. Немцы много раз призывали их сложить оружие. Защитники отвечали огнем. Только за одну ночь враг потерял 11 человек. Фашисты заливали подвальные помещения бензином и поджигали, забрасывали гранатами, заполняли подвалы водой. Когда уровень воды достиг критической отметки, защитники пошли на прорыв. Горстке бойцов удалось пробиться из ада на свободу. Андрей Воробьев погиб после выхода из подвалов. Под его руководством несколько десятков бойцов в нечеловеческих условиях продержалось девять дней.

Начальник вокзала станции Брест-Центральный Виктор КУЛАЙ отметил, что проект реализовывается в рамках Года народного единства: «И то, что к экспозиции проявляют интерес пассажиры, чаще всего возле экранов-стендов останавливается молодежь, говорит, что проект нужен и своевременный».

Светлана ЯСКЕВИЧ

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».