Вы здесь

Секреты успешной адаптации первоклассника


Скоро настанет тот волшебный день, когда самый старший дошкольник станет самым младшим школьником — первоклассником. Для новоиспеченного ученика и для его родителей это не только волнующее событие, но и признак будущих испытаний. В школе первоклассника подстерегают четкий распорядок и строгая дисциплина. От ребенка ждут быстрого перехода от игровой к учебной, познавательной деятельности. Вокруг малыша появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи. К таким переменам первокласснику привыкнуть непросто, поэтому на помощь лучше прийти взрослым. О том, как это сделать и на что обратить внимание, родителям рассказала психолог Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Ольга ВОРОНЬКО.


Фото: pixabay.com

Искать учителя, а не школу

— Родители обычно понимают и знают, как их ребенок взаимодействует с другими малышами, как реагирует на критику взрослого, обзывания детей, как он начинает общение, идет ли первым на контакт, — объясняет специалист. — Поэтому при обустройстве своего малыша в школу нужно больше обращать внимание не на престиж учреждения, а на репутацию учителя. Дело в том, что именно учитель определяет микроклимат в классе. В начальной школе первый учитель — ориентир. К сожалению, и сегодня можно узнать о том, что педагог выделяет каких-либо учеников, например, по хорошей успеваемости, или, наоборот, обособляет детей за «плохое поведение». Такие вещи определяют межличностное общение в классе.

Если же учитель найден, родители могут встретиться с ним заранее и рассказать об особенностях налаживания контакта со своим ребенком. Если же не получилось, волноваться не нужно: в первом классе через несколько месяцев психологом школы проводится диагностика адаптации. Одним из критериев является благополучие, комфортность пребывания в классном коллективе. Это не закрытая информация, поэтому родители могут поинтересоваться результатами и, если нужно, вовремя среагировать на проблему.

— Часто для сплочения детского коллектива используют так называемые классные часы, — рассказывает специалист. — На них дети вместе с учителем рассуждают на темы дружбы, раскрытия талантов, интересов каждого ребенка. Классные часы обычно организовывают учителя или психологи, но неплохо присоединяться время от времени и родителям.

Лайфхак от психологов

В ответ на новые повышенные требования к первокласснику в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, малыш может стать раздражительным, плаксивым, начать плохо спать. У некоторых снижается аппетит, а вместе с тем и масса тела.

Проблемой адаптации становятся и трудности психологического характера, такие как, например, ощущение страха, негативное отношение к учебе, учителя, неправильное представление о своих способностях и возможностях, агрессивность.

— Помощь в таких ситуациях — восстановление у ребенка положительного отношения к жизни, в том числе и к ежедневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок — родители — учителя — коллектив), — говорит специалист. — Особенно нельзя в этот период сравнивать ребенка с другими: малыш может стать неуверенным, агрессивным по отношению к одноклассникам.

Есть лайфхак от психологов в таких случаях: сравнивать ребенка с самими собой. Например, «смотри, вчера тебе сказали что-то обидное и ты смог постоять за себя, ответить, что тебе неприятно, значит, и сегодня получится».

Все силы — на помощь

Малыш не хочет идти в школу, его поведение вдруг поменялось, он отказывается учиться, становится замкнутым, нелюдимым, устраивает истерики и срывается? Это первые приметы того, что ребенка обижают.

— Если ребенок сообщает родителям о том, что он или еще кто-то подвергается издевательствам, малыша необходимо поддержать, похвалить за то, что он набрался смелости и рассказал об этом,- советует психолог. — Обязательно подчеркивайте разницу между «доносом» с целью сделать кому-то неприятность и откровенным разговором со взрослым человеком.

Нередко родители не знают, как реагировать, они не готовы помочь. Не исправят ситуацию и такие замечания, как «ты сам виноват», «ищи причину в себе», «с тобой что-то не так», «тебе надо измениться» или «ты слишком или недостаточно умен, силен». Советы такого рода бессмысленны и даже опасны в ситуации буллинга.

— Важно понимать, что травля — это проблемы группы (класса), а не ребенка, — объясняет психолог. — Малыши нуждаются во взрослом, и задача родителей — серьезно отнестись к ситуации, обеспечить чувство защищенности и направить все силы на помощь. Не превращайте обсуждение подробностей неприятных ситуаций в допрос. Успокойте и поддержите ребенка, далее очень аккуратно уточните особенности ситуации, а потом уже начинайте обсуждение проблемы с учителем и школьным психологом.

В шесть или в семь?

Не каждый ребенок готов решать задачи первоклассников: установление контактов со сверстниками и педагогами, соблюдение требований школьной дисциплины, новые обязанности. Опыт показывает, что дети, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, которую создает школьное обучение.

— Для первоклассников адаптация к школьному режиму может стать настоящим испытанием, — считает психолог. — Опыт показывает, что чаще всего возникают проблемы у детей, которые пошли в школу в шесть лет. Им труднее подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития. С шести до семи у ребенка формируется произвольная регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования. В это время формируется новый вид психической деятельности: «я — школьник». Поэтому чтобы адаптация проходила легче, отдавать детей в школу психологи рекомендуют в семь лет.

  • Секреты успешной адаптации
  • Безусловное принятие ребенка. Не пытайтесь искоренить в это время «загоны», ищите сильные стороны.
  • Старайтесь быть открытыми с сыном или дочерью.
  • Развивайте в малыше уверенность, что оно может изменить и контролировать ситуацию, но если понадобится, вы всегда придете на помощь.
  • Ребенок нуждается в заботе, защите, подсказках. Дом для него — место силы, крепость, где он может отдохнуть, сказать все, что думает и чувствует, расслабиться. Создавайте для этого все условия.

Наталья ТАЛИВИНСКАЯ

Название в газете: Веды плюс, перагрузка — мінус

Выбор редакции

Общество

Как защититься от мошенников в сфере современных технологий

Как защититься от мошенников в сфере современных технологий

Фишинг, вишинг — два кита киберпреступности.

Общество

Арктическое вторжение на смену теплому воздуху. Когда ждать первый снег? Прогноз от Дмитрия Рябова

Арктическое вторжение на смену теплому воздуху. Когда ждать первый снег? Прогноз от Дмитрия Рябова

С чем связана такая осенняя изменчивость погоды и когда ждать первый снег.