Вы здесь

Литература как феномен гуманизма


Писатели, публицисты, политологи из 15 стран стали участниками Международного «круглого стола» «Писатель и единое гуманитарное пространство», прошедшего на минской площадке в рамках XXVIII Дня белорусской письменности в формате офлайн и онлайн. Среди участников дискуссий, организованных Министерством информации Республики Беларусь, Союзом писателей Беларуси, — и добрый друг Беларуси казахстанский литературовед, заведующая отделом международных связей и мировой литературы Института литературы и искусства имени М. О Ауэзова Министерства образования и науки Республики Казахстан, член Правления Союза писателей Казахстана Светлана АНАНЬЕВА. С ней и побеседовал корреспондент «Звязды». 


Фото: cerkov

— Светлана Викторовна, насколько злободневной представляется Вам тема, заявленная на «круглом столе» в Минске?

— Тема Международного «круглого стола» «Писатель и единое гуманитарное пространство» чрезвычайно актуальна. 

Литература как феномен гуманизма способствует тому, что писатель осознает себя частью магистрального историко-литературного процесса. Металитературная активность современного писателя имеет особое значение как литературная парадигма формирования национальной и мировой литературной истории, определения в ней места и роли мастеров художественного слова. 

Историческое время, современность, судьбы нации раскрываются мастерами художественного слова через судьбы героев в контексте диалога и полилога национальных литератур. Концепт диалога, общность исторических судеб наших народов — это тот важнейший капитал, который мы передаем будущим поколениям. Родной дом, родной очаг, свет отчего дома, нравственные и семейные ценности, память как ответственность — в центре осмысления современных писателей, поэтов и публицистов, в какой бы стране мира они не жили. Расширяется тематический диапазон современной прозы, мы наблюдаем разнообразие авторского стиля и поэтик, неповторимость изобразительно-выразительной палитры текста. 

В преодолении вызовов судьбы, в воспитании новой личности непреходящее значение, ценность и важность имеет художественная литература. Книга — лучший друг и лучший источник информации. 

— И в этом контексте, конечно же, для писателя важно каждому писателю осмысливать гражданский характер творческого труда? 

— В романе «Ночные голоса» президент Международного клуба Абая, главный редактор журнала «Аманат», известный прозаик Роллан Сейсенбаев вкладывает в уста главного героя размышления о писательском труде: «И если ты хочешь быть писателем, будь им. Бойся ненужной суеты, пустого бахвальства, тщеславия, необязательных интервью, гладких статей, бесплодных споров. Существует всего две разновидности писателей. Одни из них — художники, другие — мыслители, есть писатель думающий и есть писатель чувствующий. Человек, сидящий за белым листом бумаги, должен понять это».

— В казахской литературе светочем, определяющим устремление художественного слова к утверждению гуманистических идеалов общества был и остается Мухтар Ауэзов...

--- Концепт времени — определяющий в творчестве казахских прозаиков. В вечерней прикаспийской степи Мурат Ауэзов, погруженный в космос работы, испытывает нечто, напомнившее ему слово «свобода». Это парение, вознесение, полет, когда чистые листы бумаги заполняются его рукой, сердцем и разумом. Кочевник живет в ритме природы, четче улавливая «биение пульса земли. Гумилев близок к истине, связывая расцвет и упадок культуры кочевья с дыханием морей, влиянием ливней, с солнечной активностью». Контрасты степи становятся понятнее. Огромное небо, огромная степь — крохотная юрта, в ней: грандиозного самоощущения человек.

Наполнены глубоким смыслом размышления Мурата Ауэзова о притяжении — отталкивании двух культурных миров, о философии возвращения человека к человеческому в себе — поверх обособления и настороженного отношения к Другому. Выстраивая логическую закономерность: историко-культурная преемственность, процесс взаимосвязей в современном и историческом плане, современные искания культуры, с преимущественным вниманием к ее диалогу с современностью, Мурат Ауэзов резюмирует: «Вторгшийся в современное и гуманитарное сознание мир кочевой архаики является одним из основных факторов, придающих современной казахской культуре черты своеобразия и неповторимости. В нем заключен конкретный исторический опыт народа, его традиционное мировидение, этика и эстетика, его искусство. И на всем этом лежит печать постоянного движения, перемещений и рожденного ими своеобразного отношения к пространству и времени». 

— Сегодня невозможно развиваться и быть оторванным от остального мира…

— Казахстанская литература открыта миру. Казахстан, к примеру, вошел в судьбу и творчество бразильского прозаика Паоло Коэльо. «Мне рассказывал дед, что в старину Аральское море называлось Синим из-за цвета воды. Теперь воды там нет вовсе, но люди не хотят оставлять свои дома и перебираться на новое место: они все еще мечтают о волнах, о рыбах, они все еще хранят удочки и снасти и разговаривают о лодках и наживке».

— Традиционно у Казахстана и Беларуси складываются добрые литературные связи…

— Мы благодарны писателям, поэтам, издателям Республики Беларусь за многие добрые инициативы. В художественных переводах Миколы Метлицкого и Михаила Позднякова зазвучали на белорусском языке поэзия Абая Кунанбаева и роман-эпопея «Путь Абая» Мухтара Ауэзова. Поэзия и «Слова назидания» Абая Кунанбаева в 2020 году, в год 175-летия со дня рождения казахского классика, зазвучали на русском, украинском, сербском, словацком, азербайджанском и других языках. Онлайн презентации новых изданий прошли в Братиславе и в других столицах мира. Поэтические онлайн вечера, посвященные творческому наследию выдающегося философа аль-Фараби, поэтов Абая Кунанбаева, Джамбула Джабаева и Магжана Жумабаева состоялись в Риме, Ереване, Стокгольме и т.д.

Осуществлен перевод на белорусский язык поэзии Улугбека Есдаулета, Нурлана Оразалина, Галыма Жайлыбая, Бахытжана Канапьянова, Любови Шашковой, прозы Райхан Маженкызы, Нурдаулета Акыша и других мастеров художественного слова Казахстана. В Минске увидели свет научные монографии Светланы Ананьевой и Алеся Карлюкевича «Беларусь в творчестве и судьбе: литературный диалог в пространстве и времени» (2018), «Творчество есть воля: белорусско-казахское литературное сотрудничество» (2019) и Князя Мирзоева, Светланы Ананьевой, Алеся Карлюкевича и Кульсун Абдрахмановой «Духовные ценности как основа фундамента культуры народов» (2020). 

Мы — в едином гуманитарном пространстве, наши литературы интересны друг другу, что и подтверждает Международный «круглый стол» «Писатель и единое гуманитарное пространство».

— Спасибо, Светлана Викторовна, за участие в Международном «круглом столе» «Писатель и единое гуманитарное пространство»! Надеемся на новые встречи в Беларуси! 

Беседовал Кирилл ЛАДУТЬКО

Выбор редакции

Общество

Как в молодой республике воплощали амбициозный проект университетского городка...

Как в молодой республике воплощали амбициозный проект университетского городка...

Отдельное место занимает здание гимназии Зубакина и Фальковича.

Общество

Почти каждый день на пожарах гибнут люди. Как не стать жертвой огня?

Почти каждый день на пожарах гибнут люди. Как не стать жертвой огня?

С началом отопительного сезона у коммунальных служб работы добавляется в разы.