Вы здесь

Удержаться на плаву. Как государство помогало бизнесу выжить


В ВОЗ заявляют, что до завершения пандемии COVІD-19 еще очень долго, а восстановление мировой экономики в этом году во многом будет зависеть от успешного и быстрого проведения кампании вакцинации против коронавируса. Однако экономика все же вступила в период медленного восстановления. В связи с тем, что на сегодня в мировой экономике сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) является основным генератором рабочих мест, а также источником роста, вклад которого достигает около 50% мирового ВВП, очень важными становятся меры государства, принимавшиеся для его поддержки. Разбираемся с представителями бизнес-сообщества и Министерством экономики страны, насколько эффективными оказались такие меры.


...Сначала Николай попросил отсрочку платежа за аренду всего на месяц. Резкое закрытие границ привело к мгновенному прекращению денежных поступлений на счет его туристической компании, а нужно было выплатить зарплату сотрудникам, пособие декретницам, к тому же на носу были ежемесячные платежи по налогам. Арендодатели с пониманием отнеслись к просьбе Николая, так как его компания оказалась среди тех, что больше других пострадали от ограничений, связанных с пандемией.

— Казалось, все это ненадолго — признается Николай КАЯЛО, руководитель компании «Юниверс-Трэвэл». — Но вскоре пришло осознание, что пандемия затягивается, и дела у нас идут очень плохо. Я несу ответственность не только за свой бизнес, но и за сотрудников, у которых есть семьи. Чтобы сберечь коллектив, приняли решение перевести сотрудников на четверть ставки. Но понимание того, что на 125 рублей (примерно столько стали получать сотрудники) просто не выжить, заставляло меня искать выход и возможности помочь людям. Мы ждали помощи государства, некоторые стали увольняться.

Арендодатели понимали, с чем столкнулись турфирмы, и шли навстречу, давали рассрочки на аренду офисов, некоторые не требовали оплаты вообще в самый острый период. А в правительстве как раз готовили документ о поддержке экономики во время пандемии.

— Когда принимали пакет стабилизационных мер, правительство и Нацбанк ориентировались на необходимость создания таких условий в непростой эпидемиологической обстановке, чтобы предприятия не прекращали свою работу, — рассказывает замминистра экономики Дмитрий Ярошевич. — Первый блок мер имел целью поддержание финансовой устойчивости предприятий, обеспечение их своевременной господдержкой и кредитными ресурсами. Мы определили перечень отраслей, наиболее уязвимых в условиях обострения эпидемиологической ситуации. Все они могли воспользоваться поддержкой в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики». Кроме того, субъектам хозяйствования предоставили возможность неначисления амортизации в 2020 году, рассрочки по выплате дивидендов за 2019 год, переноса курсовых разниц на доходы (расходы) будущих периодов. Нацбанк в свою очередь принимал меры регуляторного ослабления. Дополнительно точечно поддерживались отдельные предприятия. Второе не менее важное направление, — социальная поддержка граждан. Из бюджета были компенсированы расходы на зарплату работников бюджетных организаций, которые в обычной ситуации финансировались за счет их собственных доходов, а медикам и соцработникам установлены надбавки к зарплате за счет средств республиканского и местных бюджетов.

-— Помню, нам дали тогда согласие на доплаты сотрудникам, — вспоминает бизнесмен. - Поскольку в июне 2020-го наш коллектив работал на 1/4 ставки (около 125 рублей), то по факту многие получили зарплату меньше минимальной, которая на то время составляла 375 рублей. Субсидия позволила компенсировать эту разницу.

В Министерстве экономики пояснили, что поддержка бизнеса в сложный период пандемии носила комплексный характер. Предпринимателям предоставлялись в основном отсрочки и рассрочки, снижались выплаты по налоговым и арендным платежам, оплаты проданной с рассрочкой госимущества, а также ставки единого налога для ИП, перечислялась задолженность за энергоресурсы.

— Чтобы быть более конкретным, приведу несколько цифр: в прошлом году перечислена задолженность за энергоресурсы на 114,5 миллиона рублей и даны льготы по налоговым и арендным платежам на 65 млн рублей, — говорит Дмитрий Ярошевич.- Отсрочки, рассрочки, снижение сумм налоговых платежей получило около 1,4 тысячи субъектов хозяйствования, льготы по аренде — около 7,3 тысячи. Кроме того, для 42,5 тысячи индивидуальных предпринимателей были снижены ставки по единому налогу в ІІ и ІІІ кварталах 2020 года. Более того, в связи с распространением второй волны коронавируса действие отдельных пунктов Указа № 143 было продлено. Уже в первом полугодии текущего года поддержкой воспользовались около двух тысяч плательщиков. Сумма пособия превысила 17,3 миллиона рублей.

Когда Николай Каяло услышал, что его компания может получить помощь, обрадовался, но узнав о размерах, решил, что она будет недостаточной.

— Это было в самые тяжелые, первые, месяцы пандемии, — вспоминает Николай. — Однако время показало, что той поддержки, которая была оказана со стороны государства, нам хватило, чтобы удержаться на плаву. Но чтобы выжить, надо было и самим еще что-то придумать. В моем случае мы обратили внимание, что некоторые категории граждан все же продолжают выезжать за границу и нуждаются в наших услугах. Мы стали помогать оформлять документы людям, которые работали за границей. С каждым месяцем появлялось все больше возможностей для пересечения границы, поэтому потихоньку работали… Конечно, у нас по-прежнему есть долги перед арендодателями. Но мы их закрываем: вот в этом месяце с одним арендодателем полностью рассчитались. Правда, из одного офиса нам пришлось уйти. Но пандемия не будет длиться вечно. Надеемся, что, как только откроют границу, наша компания будет готова к этому, и мы скоро восстановимся.

— Где-то четверть субъектов малого и среднего предпринимательства в той или иной мере воспользовались поддержкой государства, — считает сопредседатель правления, директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна ТАРАСЕВИЧ.

— Кроме того, бизнес переформатировал свою деятельность, начали появляться новые виды сервисов. Например, дистанционная работа, доставка еды и лекарств, обучение и консультирование с помощью различного рода интернет-ресурсов и цифровых технологий, новые виды страхования. Бизнес начал больше думать о кооперации друг с другом, в процесс управления начали включаться сами работники, а также реализовывать различные социальные программы, что положительно повлияло на лояльность клиентов. Пандемия дала настоящий импульс для значительного движения вперед в освоении цифровых технологий. И еще один момент: как бы мы изначально не относились к тому, что в стране не введен локдаун, но и здесь время показало, что решение было правильным и это положительно повлияло на сохранение бизнеса. Оказалось, что пандемия — не только путь к кризису, но и возможность для развития.

В Минэкономики сообщили, что по итогам прошлого года ВВП страны снизился на 0,9 процента. Но, для сравнения, в большинстве европейских стран и Российской Федерации, где вводились локдауны, падение ВВП было более значительным: в России — 3 процента, Еврозоне — 6,5 процента. Благодаря принятым мерам в стране удалось значительно смягчить воздействие на экономику пандемии и поддержать предприятия и трудовые коллективы.

Наталья ТАЛИВИНСКАЯ

Фото: pixabay.com

Выбор редакции

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.