Вы здесь

Если помощь нужна экстренно, ее всегда смогут оказать волонтеры Красного Креста


Громкий гул сирены врасплох застал пенсионерку Веру Васильевну (имя изменено) дома. Некоторое время она не могла понять, что происходит. Потом сообразила, что звук доносится со стороны пожарного извещателя. Подошла ближе, чтобы отключить, но не сумела вспомнить, как это сделать. Гул не останавливался, и мысли Веры Васильевны стали путаться. Вдруг женщина вспомнила короткий номер…


— Я помню, как громко верещал этот извещатель, — вспоминает специалист по психосоциальной поддержке и координатор инфолинии Красного Креста Валентина РАКЕЦКАЯ. — По голосу женщины было понятно, что она очень напугана. Попыталась ее успокоить и пообещала перезвонить. Сама тут же набрала МЧС. Там оперативно решили проблему с пожарным извещателем.

Валентина беспокоилась за женщину, и, как только проблема с извещателем была решена, тут же начала набирать Веру Васильевну. Оказалось, пенсионерка от волнения оставила неправильный номер телефона. Но Валентина не растерялась и снова перезвонила в МЧС, чтобы по адресу узнать номер телефона. Когда она все же нашла женщину, у той уже развилась паническая атака — приступ тяжелой тревоги, сопровождавшийся сердцебиением, болью в груди, головокружением, поверхностным дыханием. Специалист вызвала «скорую» и до приезда врачей продолжала разговаривать с женщиной.

Почти за полтора года работы на инфолинии Красного Креста Валентина выводила стариков из задымленных домов, ждала приезда врачей к тем, кто находился в критическом состоянии, помогала людям в поиске путей репатриации умерших и многое другое. Она никогда не видела этих людей, только слышала их голос по телефону.

Изначально работа инфолинии Белорусского Общества Красного Креста (БОКК) была направлена на оказание психосоциальной поддержки во время пандемии пожилым людям, которые находились на самоизоляции и могли испытывать одиночество или им нужна была помощь в доставке лекарств и продуктов или иная помощь волонтеров. И в сложной эпидемиологической ситуации большинство запросов касалось как раз информирования о способах охраны от коронавируса, преодоления страха перед неизвестной болезнью и тревог. Сегодня круг проблем, которые помогают решать волонтеры инфолинии, гораздо шире.

— Сейчас мы оказываем психосоциальную поддержку в критических ситуациях, когда человек не в силах справиться с негативными эмоциями, страхом и тревогой. Внимательность, отзывчивое слушание помогает людям успокоиться и способствует обсуждению возможностей для преодоления сложной ситуации, — говорит координатор инфолинии. — Вместе с тем мы помогаем найти контакты организаций для решения медицинских вопросов, помогаем получить консультацию, как организовать реабилитационный уход. Часто даем координаты нашей медико-социальной службы «Помощь».

Недавно на инфолинию обратилась лежачая больная пенсионерка из Бреста. Она рассказала волонтерам, что два раза в неделю ее посещает социальный работник из территориального центра социальной защиты населения. Иногда приходит и соседка — переодеть. Но этого мало… Женщина плакала и просила найти ей сиделку. В территориальном центре знали о ситуации с пожилой брестчанкой, но ничем помочь не могли — она была 26-й в очереди на подобные услуги. В дом для одиноких пожилых людей пенсионерка отказалась оформляться — она сама «детдомовская» и ей совсем не хотелось снова жить в «учреждении».

— Звонков с подобными просьбами на инфолинию поступает очень много, из разных городов Беларуси, — признается Валентина. — Это на самом деле большая проблема, потому что бывает, что ресурсов и персонала не хватает ни у нас, ни у территориальных центров. Несмотря на трудности мы все равно стараемся отыскать возможность помочь человеку через поддержку волонтеров. Иногда нас выручают церковные приходы, где люди по зову сердца или за мизерную оплату временно приходят ухаживать за пожилыми.

К сожалению, в жизни бывают ситуации, когда даже волонтеры с добрым сердцем ничем помочь не могут, а люди нуждаются в консультации профессионального психолога. Но у уязвимых групп, с которыми работает Красный Крест, часто не хватает средств оплатить услуги специалистов, потому что у них маленькая пенсия, зарплата или человек вообще безработный.

— Обычно к нам обращаются в такие трудные моменты, как смерть близкого человека или потеря здоровья, — объясняет Валентина. — Позвонив, люди могут записаться на бесплатную консультацию к психологу.

Нередко за такой помощью звонят и пожилые женщины, живущие со своими взрослыми детьми с алкогольной зависимостью. Как только зависимый получает зарплату или его мать — пенсию, он тут же уходит в запой, а там начинаются угрозы, оскорбления и насилие.

— Некоторые пожилые просят убежища на время непрерывного пьянства сына, некоторые — помочь отправить зависимого на принудительное лечение в ЛТП, — рассказывает координатор инфолинии. — Мы даем контакты территориальных центров социальной защиты, в которых есть кризисные комнаты, где пожилой человек может скрыться от агрессора. Объясняем, что на лечение можно отправить только с помощью милиции. В общем, сегодняшняя цель работы инфолинии — обеспечить в первую очередь доступ к информации об услугах в рамках деятельности Красного Креста нашим целевым группам: пожилым людям, проживающим одиноко, тяжелобольным, людям с инвалидностью, а также тем, кто освободился после тюремного заключения, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и которым нужна неотложная помощь. При этом Красный Крест играет более вспомогательную роль по отношению к тем услугам, которые оказывает государство этим людям. Просто иногда реагировать на запросы нужно очень быстро, а наша организация менее бюрократична и может помочь экстренно той же гуманитарной помощью, продуктами или санитарно-гигиеническими наборами — только самое необходимое.

В связи с пандемией количество людей, которым нужна помощь «здесь и сейчас», увеличилось. Однажды на инфолинию позвонил мужчина и рассказал, что его мать положили в больницу с коронавирусом. Сам он тоже заразился ковидом, и у него высокая температура. Вызвать «скорую» готов, но не готов оставить дома одного отца, у которого болезнь Альцгеймера. Родственников, которые могли бы помочь или забрать на время лечения пожилого человека, нет, и мужчина не знал, что делать. Сотрудники Красного Креста помогли ему обустроить пожилого человека туда, где за ним временно будут ухаживать.

На днях о начале четвертой волны коронавируса в Беларуси официально объявил министр здравоохранения. Тот, кто следит за статистикой, заметил, что с конца августа ежедневное количество заболевших становилось все больше. Вместе с тем у людей появилось и больше вопросов о том, как уберечься от болезни, где можно сделать прививку, куда обращаться в случае экстренных ситуаций. На все запросы готова реагировать инфолиния Красного Креста. Специальную подготовку для оказания информационной и психосоциальной помощи по телефону прошли более 70 волонтеров — диспетчеров инфолинии. Сотни волонтеров действуют на региональном уровне: они сами звонят одиноким, пожилым людям, оказывая психосоциальную поддержку и организовывая помощь тем, кому она необходима.

— К нам можно дозвониться по номерам 201 с мобильного и 122 со стационарного телефона, — говорит Валентина. — Инфолиния работает в будни с 10.00 до 18.00. Сам звонок на линию бесплатный из любой точки Беларуси. Наши волонтеры попытаются помочь найти выход из трудной ситуации и оказать эмоциональную поддержку.

Наталья ТАЛИВИНСКАЯ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.