Вы здесь

Когда цифры оживают, либо как научить детей учиться


Вы не хотите, чтобы ребенок часами сидел за домашними заданиями и после все равно вставал из-за стола с «пустой головой»? Научите его учиться. Существуют определенные методики, которые позволят школьникам легче и быстрее запоминать даты, определения, правила, стихи, параграфы, иностранные языки. Сегодня даже созданы образовательные центры, очные и онлайн-курсы с громкими названиями вроде «Супермозг», «Эффективное обучение», «Суперпамять», где учат таким хитростям... На самом деле отдельные приемы ассоциативного запоминания (так называемых мнемотехник) были известны еще в древнем Риме, при помощи подобных практик знатоки готовятся к соревнованиям по запоминанию большого объема цифр, а кое-что, наверное, знакомо и вам. Вспомните, как вы запоминали правило про «биссектрису — крысу», которая бегает по углам. Да, это тоже один из приемов мнемотехник.


Готовимся к школе

Вы можете с ребенком часами писать крючки, складывать цифры и читать слова, но будете упускать самое главное. Ребенок должен научиться пользоваться своими знаниями. А значит, для подготовки к школе нужно больше беседовать с малышом — обсуждать с ним сказки, которые прочитали, делиться впечатлениями, обращать внимание на то, как меняется природа в разное время года. Внимательному и наблюдательному ребенку куда легче учиться. А развивать память он будет, если просто начнет пересказывать свои новости за день.

Кстати, одним из наиболее эффективных упражнений для развития памяти в древних школах было ведение дневника. Сначала записывались все события за день, даже с мелочами (если человек встал и что поел). После задача усложнялась: дневник велся через день (или даже неделю), но упомянуть в нем нужно было события за весь промежуток времени, прошедшего после последней записи.

Заботимся о рабочем пространстве

Самых маленьких нужно приучить к распорядку и показать им, как планировать свое время. Можно вместе с ребенком разбить домашнее задание на отдельные мини-задачи и по пунктам расписать, что и в какой последовательности оно будет делать. Позаботьтесь, чтобы на столе, за которым ребенок делает уроки, не лежало ничего лишнего — иначе он будет переключать внимание на предметы, перебирать их, искать им применение. А в итоге выполнение домашнего задания затянется. Но иногда кажется, что стол убран, и малыш прекрасно понимает школьный материал, а только на решение четырех примеров по математике у него уходит час. Ребенок может грызть карандаш, качаться на стуле, петь или упоминать какие-то события, шутить или ныть, что ему ничего не хочется. Но есть один маленький прием, который позволит исправить ситуацию: поставьте песочные часы либо заведите будильник на определенный период — и юный школьник попытается уложиться в отмеренное ему на выполнение домашнего задания время.

Украшаем занятия эмоциями

Есть определенные правила, которых нужно придерживаться во время занятий с детьми. В голове малыша не останется информация, если вы кричите на него, если он будет бояться, что вдруг назавтра его вызовет строгая учительница. Да, моя малышка очень боялась требовательную учительницу английского языка и никак не могла запомнить заданные к уроку слова. Нам помог… юмор. Сначала мы попытались представить учительницу как обычного человека, с которым могут случаться все те же неприятности, как и с ребенком. «Представь, что учительница утром, как и ты, когда спешила в школу, пролила свой чай (увидела дыру на носках, промокла под дождем и т. д.). И неприступный учитель становился ближе, а его предмет переставал вызывать сложности. А иногда мы шутили, пытаясь представлять учителей как героев мультфильмов — и ребенок уже с удовольствием шел в школу, где преподают люди, похожие на Лося Аристотеля или персонажей-смешариков.

Английские слова мы заучивали при помощи ассоциаций. Мы начали оживлять отдельные буквы, наиболее сложные сочетания и даже придумывать истории. Например, писать букву S ребенок начал без ошибок, когда я сказала, что это змея, которая шипит на всех, кто стоит за ней. Так же малыш больше не путал английские буквы «b» и «d», когда мы договорились, что первая ко всем соседям, идущим за ней, поворачивается «пузиком». Или что смотрит в ту же сторону, что и ее «мать» — большая буква В. Буква «е» у нас превратилась в маленькую мышку с длинным хвостом, и, как впоследствии выяснилось, мыши очень любят зеленый цвет, так как их у слова green заползло аж две. Оказалось, что такая игра позволяла запомнить десяток слов в несколько раз быстрее банального зазубривания.

Придумываем «истории»

На самом деле ассоциации позволяют ускорить запоминание не только иностранных языков, но и терминов, стихов, цифр и даже таблицы Менделеева.

Если ребенок учит стихотворение, проработайте с ним каждую строчку. Поясните слова, которые могут показаться непонятными. В прошлом году подловила младшего сына на том, что он не знал, что такое «колея» и «просинь» небо — поэтому никак не мог выучить стишок. Зато как быстро он начал запоминать зимние стишки! Он представлял, что происходит в стихотворении, ставил себя на место героев, чувствовал звуки, запахи, вместе со стихотворными героями катился с горки, кувыркался в снег и обижался, когда друзья хохотали над его бедой.

Хорошо запомнить рассказы можно, если читать их с карандашом и подчеркивать ключевые слова, а после их выписать. Благодаря такой подсказке легко пересказать все содержание.

Очень полезно научить ребенка запоминать цепочки слов. Наша память так устроена, что в ней может поместиться около семи единиц информации. Но гораздо больше слов можно запомнить, если их связать в истории. Например, вам нужно запомнить цепочку слов: вода, шарик, листок, брелок, бор, уголь, кислородная маска, фотография, неоновая табличка. Достаточно придумать историю. Для запоминания даже лучше, если она будет смешной, нелепой. Давайте попробуем представить, как по воде плавает шарик, внутри которого находится листок и подарок будущему хозяину шарика — брелок. Шарик взлетает и направляется в бор. Там кто-то жег костер, от которого остался только уголь. Этот турист забыл свою кислородную маску, но мы смогли узнать, как он выглядел, так как там осталась и фотография, на которой мы видим парня под неоновой вывеской. А теперь вы сможете воссоздать всю цепочку слов? Вот вам и еще один бонус: только что вы изучили десять первых элементов из таблицы Менделеева (вода — водород, гелиевый шарик — гелий, лист — литий, брелок — бериллий, далее элемент бор, углерод (уголь), кислород, фтор (фото) и неон.

Таким же образом можно изучить географию (например, запомнить цепочку слов-ассоциаций с названиями стран и их столиц, рек, озер, городов, находящихся в определенной области.

Рисуем карту-подсказку

В некоторых школах учителя уже начинают знакомить детей с таким приемом, как интеллект-карта (либо ментальная). Она позволяет целый урок из учебника превратить в логический рисунок. Прием разработал британский ученый Тони Бьюзен в 80-е годы прошлого века. К тому же ментальная карта приучает ребенка мыслить логически, упорядочивать информацию. Так любой текст можно разделить на несколько отдельных частей, а к каждой сделать схематичное изображение, подобрать символы, которые будут связаны с центральным рисунком — темой урока — при помощи стрелок. Причем дети сами придумывают символы. Школьнику достаточно лишь бросить взор на такой рисунок, и он легко перескажет содержание. К тому же при помощи интеллект-карт удобно готовиться к экзаменам: на восстановление в памяти всех пройденных за год тем уйдет гораздо меньше времени, чем на листание страниц учебника. А наиболее продвинутые школьники могут в одной интеллект-карте вместить не то что тему урока, а целый раздел учебника.

Если же вы пока не готовы создавать такие развернутые рисунки-подсказки, научите ребенка запоминать информацию при помощи маленьких карточек. Нарежьте из картона «визиток» и запишите на них иностранные слова, правила, исторические даты, примеры… Так, на лицевой стороне карточки может быть пример 6×4, а на другой ответ 24, и такие учебные «визитки» нужно сделать по всей таблице умножения. Пусть ребенок вытаскивает их из кипы. Если дало правильный ответ, карточку откладывайте отдельно, ошиблась — возвращайте ее к неизученным. С каждым днем кипа с неизвестными примерами будет уменьшаться. Таким же образом можно прописать и словарные слова (на лицевой стороне карточки — с пропущенной буквой, на другой — с подсказкой).

А еще очень важно следить за тем, чтобы ребенок не уставал, делать перерывы. От учебы через силу не будет пользы — информация просто не усвоится. Узнать, сколько времени именно ваш сын или дочь могут работать производительно, поможет тест-диктант. Берите часы, диктуйте текст и внимательно наблюдайте, как ребенок его записывает. Если оно начнет допускать больше ошибок или будет спрашивать: «Много ли еще?», время нажимать на «стоп» и делать перерыв.

Елена ДЕДЮЛЯ

Фото автора 

Выбор редакции

Общество

Как защититься от мошенников в сфере современных технологий

Как защититься от мошенников в сфере современных технологий

Фишинг, вишинг — два кита киберпреступности.

Общество

Арктическое вторжение на смену теплому воздуху. Когда ждать первый снег? Прогноз от Дмитрия Рябова

Арктическое вторжение на смену теплому воздуху. Когда ждать первый снег? Прогноз от Дмитрия Рябова

С чем связана такая осенняя изменчивость погоды и когда ждать первый снег.