Вы здесь

Источник впечатлений, или Прорыв во внутреннем туризме


Несмотря на пандемию, этот год оказался довольно удачен для внутреннего туризма. И, видимо, дело не только в том, что в летнем сезоне белорусам везло с погодой и они активно выбирались за пределы своих населенных пунктов. Сработала и «цыганская почта»: путешественники, которые начали открывать для себя Беларусь, активно делились информацией в социальных сетях. Удивлялись, как много интересного и полезного можно узнать в путешествиях по родному краю и насколько качественные и интересные турпродукты уже созданы в разных регионах.


Фото: pixabay.com

Пробуждение интереса

Директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь Ирина Воронович во время пресс-конференции, посвященной Всемирному дню туризма, заметила, что действительно отрасль сильно изменилась, прошла переориентация на внутренний рынок, и многие операторы, ранее работавшие на выезд, сегодня ориентированы на развитие собственного познавательного экскурсионного потенциала.

Пандемия стала мотиватором для пробуждения интереса к собственной истории и культуре. Причем люди начали заезжать в ранее не раскрученные уголочки Беларуси. Вообще, неолокализм — мировая тенденция в туризме, когда путешественники хотят смотреть и потреблять продукты и традиции, характерные для определенной местности. Так, в Мотоль едут на здешний каравай, белорусский обряд «Рождественские цари», который первым попал в список нематериального наследия ЮНЕСКО, важно посмотреть именно в деревне Семежево, где он зародился, а банкуху хочется проведать в деревне, где рецепт ее приготовления передавался от поколения к поколению.

Сегодня создаются и раскручиваются новые маршруты, новые объекты для показа, возводятся мемориальные комплексы, связанные с историей Великой Отечественной войны, развивается музейное дело. Перед представителями отрасли еще много разнообразных задач. Например, разработка маршрутов для людей, имеющих определенные физические ограничения. Собственно, именно инклюзия выбрана темой нынешнего Всемирного дня туризма.

Что скрыто в регионах?

С января аттестовано около полутора сотен гидов-переводчиков и экскурсоводов. Многие из них стараются предложить интересные темы, ввести свой материал, наложить его на те туристические дистанции, которые позволяют открыть новые стороны белорусской культуры, истории, по-другому взглянуть на природное наследие. И если раньше аттестация проходила в столице, то в последние годы она бывает и выездная, причем тематически подстраивается под конкретные группы.

Всю большую популярность приобретают авторские маршруты, экскурсоводы знают, как заинтересовать туристов местной самобытной культурой и тем интересным информационным, познавательным потенциалом, который спрятан в регионах.

Как сообщил директор Национального агентства по туризму Павел Сапотько, сегодня специалисты отрасли работают над темой, посвященной местам памяти, связанным с Отечественной войной 1812 года, Первой и Второй мировыми войнами. Такие объекты имеют серьезное просветительское значение и их необходимо вводить в туризм. Еще одно исследование связано с дворцово-парковыми ансамблями и усадебно-парковыми комплексами. К большому сожалению, не все белорусы знают о том, что у нас каждый регион насыщен большим количеством материальных объектов историко-культурного наследия, и, безусловно, важно вводить этот потенциал в туристическую деятельность. Не осталось без внимания и нематериальное историко-культурное наследие: белорусские кухня, фольклор, традиционные обряды, промыслы и ремесла, этнографические объекты. Все это очень ценный материал, способный обогатить любую туристическую программу.

Деревенские сюрпризы

Сегодня в агроусадьбах часто можно услышать удивленные возгласы туристов: «Неужели у нас такое бывает?» Действительно, наши деревни богаты сюрпризами. Агротуризм развивается благодаря креативным инициативам. В стране создано около трех тысяч агроусадеб, конкуренция растет, и чтобы завлечь к себе гостей, хозяева стараются украсить свои турпредложения за счет собственных идей, знаний и умений. За обычными домиками на селе могут стоять насыщенные программы, Музеи, мастер-классы, фестивали и открытия.

Сельский туризм начал молодеть. На деревню со своими идеями потянулась молодежь, семьи с маленькими детьми. Так, в Воложинском районе в этом году молодая многодетная семья открыла новую усадьбу, в которой проводятся мастер-классы по пиву. Группа туристов приезжает сюда, «закладывает» свое пиво, а через три недели возвращается за готовым продуктом. Надо отметить, что хозяева — представители нового поколения, они успели поработать в ІТ, соцсетях, системе продаж и знают, как себя падать, — места здесь раскупаются на несколько месяцев вперед.

Керамисты, художники, скульпторы делают на своих усадьбах арт-резиденции (например, можно упомянуть усадьбы «Стулы», «Птах»). Хозяева агроусадьбы «Ольхово» по местным рецептам пекут хлеб и проводят мастер-классы, а еще они устроили экспедицию по Волковысскому району и даже сделали буклет, посвященный традиционным блюдам.

Хозяева разных усадеб начали объединяться, договариваться с местными жителями, ремесленниками, учреждениями образования и культуры и создавать насыщенные программы для туристов под единым брендом. Так, в этом году заработает новый кластер «Наваколле» в Брестской области. Его презентация пройдет 23—24 октября. Он объединяет хозяев усадеб, ремесленников и лиц, которые знают, чем вкусным угостить туристов. Кластер создан на базе Кобринского и соседних районов. Во время презентации можно будет познакомиться с музеем деревенского скульптора, который из дерева успел вырезать целую историю своей деревни, узнать про пэт-терапию (это «фишка» усадьбы «Зелена хата», которая имеет собственный зоопарк). Сюда съедутся ремесленники и фермеры.

Благодаря подобному взаимодействию агроусадьбы готовы принимать уже не только небольшие группы туристов, но и экскурсионные автобусы. И туроператоры начали добавлять в свои маршруты деревенские пунктики. Как результат — агротуризм начал оживлять деревни. Там, где благодаря инициативам хозяев агроусадеб закипела жизнь, стали выкупаться заброшенные домики, у местных жителей появилась возможность продать свою продукцию, пробуждается интерес к творчеству.

Список внешкольных путешествий

Новые маршруты, музейные программы, проекты, фестивали — отличный ресурс для дополнительного образования и воспитания детей и молодежи. На самом деле уже можно давать школьникам на лето (или каникулы и выходные) не только список внешкольной литературы, но и список полезных путешествий. Подсказки, куда поехать, можно найти на сайте Национального агентства по туризму и Республиканского центра туризма и краеведения.

Если раньше в школах не было принято включать туристические путешествия в процесс обучения, то сегодня тема образовательного туризма активно обсуждается на высоком уровне. «В течение года мы плотно работали с Министерством образования, и было принято решение, что в рамках школьных дисциплин — географии, истории, литературы — школьники будут посещать определенные объекты. Дети должны знать историю, а путешествия поспособствуют патриотическому воспитанию», — заметила Ирина Воронович. Прорабатываются вопросы, как сделать такие поездки для школьников доступнее. Также следует продумать вопросы с организацией экскурсий для классов.

Елена ДЕДЮЛЯ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.