Вы здесь

Что сейчас происходит в киноискусстве Беларуси


Несмотря на то, что в эпоху коронавируса публики в кинотеатрах уменьшилось, кино продолжает жить и удивлять нас, в том числе и белорусское. Что происходит в киноискусстве Беларуси и всего мира, читайте в новой рубрике «Звязды», которую начинает на наших страницах ведущий редактор киностудии «Беларусьфильм» Татьяна Команова.​


Фото: pixabay.com

Осенняя кинопогода, как и синаптическая, любит подбросить казусов. И пока отечественный «Лістапад» еще не приобрел каких-либо новых очертаний, культурное сообщество рассуждает, чем он будет отличаться после смены своего главного организатора. Безусловно, акценты форума изменятся заметным образом. Но повлияют ли как-нибудь эти изменения на производство отечественных фильмов? Ждать ли нам, что Национальная киностудия «Беларусьфильм» предъявит публике новое белорусское кино? Или, возможно, наши кинематографисты вдохновляться кинематографом мировым и начнут подходить к белорусскому кинопроцессу по-другому?

Разговоры, зачем нужны крупные фестивали, возникают с завидной периодичностью. Чаще всего с подачи тех, кто считает, будто на культуре и искусстве можно экономить — ради этого следует выдавать только такой культурный продукт, который будет приносить заранее прогнозируемый доход. И каждый раз на защиту встают те, кто за фестивальной «роскошью» видит важную работу. К тому же в ХХІ веке фестивали фактически подменили собой классическую кинокритику, которая переместилась в сферу продвижения конкретных фильмов. Творческие форумы дают возможность не только профессионалам, но и самим зрителям выступить в роли коллективного эксперта.

Каждый может назвать «три кита» кинофестивального пространства: Канны, Венеция и Берлин. Крупные международные фестивали, проходящие в этих городах, сфокусированы на том, что формируют определенные тренды: Берлинале — в направлении социальных и политических высказываний, Венецианский предпочитает так называемый высокий артхаус, Канны выбирают эталоны кино, условно альтернативный голливудскому… Каждый из этих форумов, вместе с Монреалем, Локарно, Сан-Себастьяном, Москвой, Карловыми Варами, Шанхаем и рядом других киногородов, формируют так называемый наивысший эшелон экранных произведений, на который современная киноиндустрия должна равняться. И в определенный момент может сложиться впечатление, что стоит только суметь попасть в программу такого крупного кинофорума — и дальнейший творческий успех тебе обеспечен автоматически.

Но реальность выглядит иначе, призывая обратить большее внимание на принципиально иной тип форумов вроде Пекинского кинофестиваля, который одиннадцатый раз проходил в китайской столице и на этот раз происходил с 17 по 30 сентября. Особенность этого кинофорума: хотя 300 картин и вошли в нынешние показы, нельзя говорить, что внимание больше сосредоточено на зарубежных лентах. Организаторы считают одинаково важным как собрать панораму наиболее интересного мирового кино, так и наилучшим образом представить разножанровую палитру отечественных китайских лент. И это никаким образом не воспринимается как хитрое «лоббирование» собственного кинопродукта — международной кинообщества откровенно приходится, что здесь, в Пекине, они могут сами составить собственное впечатление, что интересного появилось в последнее время на экранах Поднебесной.

Думается, что для того, чтобы современное белорусское кино получило для своего развития хороший профессиональный... то ли импульс, то ли пинок, не надо под видом собственной скромности бояться становиться в один ряд с зарубежными лентами. Сегодня, наоборот, наиболее важно вытягивать на свет всю пестроту отечественного кинопродукта, который в определенных проявлениях может быть сырым, наивным или, наоборот, чересчур заштампованным. Но он должен выходить на суд зрителей, так как только так может заполучить какой-либо шанс на то, чтобы развиваться.

Так чего же стоит ожидать от «Лістапада», до начала которого осталось менее двух месяцев? На мой взгляд, в самой меньшей степени существенно, кто непосредственно и какие награды получит. Ведь пока что ни один, даже самый «золотой», диплом отечественного кинофорума не оказывает влияния на будущие производственные бюджеты белорусских фильмов. А вот возникновение «свежего» круга профессионалов, которое создаст пространство для обсуждения отечественного кино, — существенно. И нет сомнения, что разговоров, чего не хватает белорусскому кино сегодня, во время «Лістапада» будет достаточно. Только хотелось бы, чтобы с такой же интенсивностью и энтузиазмом отечественные кинодеятели обсуждали, что в современном отечественном кино стоит, чтобы быть замеченным. И при каких условиях эти кинозерна могут принести достойный урожай. Без этого любой фестиваль останется всего лишь кинопросмотром для определенного круга. При том, что сегодня «Лістапад» имеет все шансы стать художественным нивелиром для нового белорусского кино.

Татьяна КОМАНОВА

Название в газете: У кадры — фестывалі

Выбор редакции