Вы здесь

Если вор молчит, за него «говорят» следы. Разоблачить преступника поможет трасология


Банда грабителей, «работавшая» по всей Беларуси, «попалась» благодаря отпечаткам специального устройства, которым воры открывали замки в обворовываемых помещениях. А убийцу двух девушек, который пытался доказать, что это была самооборона и это они нападали на него с молотком, выдали следы того самого молотка. Они показали, что именно мужчина стучал в дверь комнаты снаружи, чтобы добраться до жертв, а по его теории отпечатки должны были остаться внутри помещения. Такие доказательства вины по следу, который, кстати, может быть оставлен чем угодно, собираются благодаря судебной трасологической экспертизе. Что это такое и как выполняется, рассказал Евгений ПЫРХ, государственный судебный эксперт Минского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз.


Так след на почве становится гипсовым отпечатком.

Вмятины и царапины «опишут» взлом

Трасология — наука о следах — материальном отражении того, что имеет отношение к человеку и его окрестностям. Это, наверное, самый объемный отдел криминалистической науки, включающий в себя несколько разделов судебных трасологических экспертиз. И задача судебного эксперта — зафиксировать картину на месте происшествия и собрать следы, объекты или вещественные доказательства, причастные к преступлению. Способы фиксирования и последующей идентификации отличаются, но каждый раз это долгий кропотливый процесс, рассказал эксперт.

— Замки делаются для честных людей, а грабителя ни одно запорное устройство не остановит, если он знает, что внутри есть чем поживиться, — заметил Евгений Пырх. — Однажды в надежных металлических дверях грабители просверлили отверстия, опустили в них «кошку» (приспособление с шипами, с помощью которого забираются на столбы), а другой конец этого устройства зацепили за лифт и отправили его на последний этаж. Дверь из квартиры уехали вместе с лифтом.

На месте кражи или повреждения имущества почти всегда можно найти следы, оставленные орудиями взлома. Проникая через окно или дверь, вскрывая сейф, вор может оставить на них след своего «ключа». Задержав человека, который, по мнению следствия, может быть причастен к преступлению, начинается судебная экспертиза, чтобы идентифицировать, мог ли найденный след взлома быть оставлен предметом, принадлежащим предполагаемому вору.

— Изначально исследуется сам след, пригоден ли он для сравнения, а потом его уже сравнивают с устройством, найденным у человека, — говорит эксперт. — Делается визуальное сравнение по форме и размерным характеристикам. Если эти показатели совпадают, то начинается экспертный эксперимент. Он зависит от того, динамичен ли это след или статичен. Судебный эксперт должен максимально точно воссоздать механизм следоздания, который был на месте происшествия.

Статический след (вмятина) может остаться на предмете, который имеет более мягкую структуру, чем устройство взлома. Чтобы выяснить, оставлен ли он именно этим устройством, судебный эксперт делает на предмете экспериментальные следы и смотрит, имеются ли у них такие же признаки, как и в следах, найденных на месте преступления. Если они совпадают, можно говорить, что след оставлен именно этим инструментом.

Исследуя динамический след(фактически, это царапина), который остается на более твердой поверхности, судебный эксперт берет, например, свинцовую пластину и царапает ей поверхность, чтобы оставить след. Впоследствии под микроскопом он сравнивает оставшийся вором след и тот, что получен экспериментальным путем. Борозды царапин могут отличаться по глубине, форме, ширине. Однако если предполагаемое устройство взлома определено правильно, то при сопоставлении под микроскопом царапина, оставленная судебным экспертом, будет продолжением следа царапины, оставленной на месте происшествия. Они обе будут складываться в трассу и быть якобы продолжением друг друга, пояснил Евгений Пырх:

— Устройством взлома может быть все что угодно. Как специальные приспособления, так и обычный лом.

Обувь и шины «расскажут», где была

Сына, убившего отца и вывезшего в поле, чтобы сжечь, «сдал» след машины, на которой он перевозил труп. На осях стояли шины разных производителей, поэтому удалось идентифицировать преступника по рисунку протектора. А поскольку сжигал он тело в антресоли, то по ее фрагментам с места происшествия удалось доказать, что она была одним целым со шкафом, стоявшим в доме убийцы, поделился историей судебный эксперт.

— К подошве обуви прилипает пыль или другая грязь с места происшествия, которая впоследствии вскрывает, где был человек. Или наоборот, тот принесет его с собою в помещение и натопчет. Исследуя след, судебный эксперт делает экспериментальные отпечатки для сравнения с оригиналом. Любая обувь во время ношения приобретает характерные отметины, зависящие от манеры ходьбы его хозяина и каких — то предбанных повреждений, позволяющие впоследствии точно идентифицировать определенную пару обуви с оставленным ею отпечатком, — уточнил Евгений Пырх.

Зацепку для поиска предполагаемого преступника может дать глубина следа — если его размер не соответствует весу носителя, значит человек что-то нес на себе. А по цепочке следов можно представить, что их хозяин косолапый или хромает. Часто следы обуви остаются и на машинах, на которых взимают злость. А в гражданских процессах, случалось, «приносили отпечатки» и на собственном теле, получив пинка, чтобы пожаловаться на свою вторую половину. Механизм исследования следа от авто и возможности его поиска такие же.

Отпечаток шины расскажет о степени ее изношенности, наличии повреждений, виде машины (легковая, грузовая) и прочее, рассказал судебный эксперт.

Осколки, куски, крупинки соберутся в одно целое

Восстановление целого по частям в судебной трасологической экспертизе часто делается после ДТП. Механизм складывания следов на месте аварий очень сложный и объемный. Исследование здесь проводится комплексно, в связке с другими судебными экспертами: техническими и судебно-медицинскими. Что касается судебной трасологической экспертизы, она занимается следами, остающимися на месте происшествия: осколки фары, фрагменты бампера, крупинки лакокрасочного покрытия, по которым можно определить машину. В ходе судебной экспертизы выясняется, составляли ли эти части одно целое с бампером или фарой на авто, которое, предполагается, виновно в происшествии. Если пазл складывается — значит, это она, заметил Евгений Пырх.

Много рассказать о ДТП может и одежда пострадавших. Оно способно зацепиться за авто при столкновении или скользнуть по поверхности машины. Верхний слой одежды может даже оплавиться, так как за короткий промежуток времени при аварии на него воздействует значительная сила трения и давления. Был случай, когда на куртке
остался оплавленный след от ремня безопасности, настолько сильно человека дернуло при столкновении. А если на пешехода нагрянет авто, которое несется на скорости более 70 километров в час, то в итоге пострадавший просто «разуется»: обувь отлетит в одну сторону, тело — в другую. Шансы выжить при этом практически нулевые, напомнил специалист.

Картина «нарисуется» одеждой

Рисунок от одежды, который остается как следует на каком-то предмете на месте кражи, может «рассказать», из какого материала изготовлен предмет одежды. Ткань оставит «картину» в виде переплетения квадратиков, а вязаные вещи «покажут» совсем другой рисунок. У кожаных изделий отпечаток отличается в зависимости от того, из какой кожи сделана одежда. Благодаря этим отпечаткам можно предоставить органам дознания информацию, чтобы сузить круг поисков, описал Евгений Пырх:

— Одежда, которая была на бандите в момент преступления, может иметь определенные заводские повреждения или следы ремонта. Эти отметины помогают установить следообразующий предмет — одежду. Например, преступник был в тканых перчатках, которые он заштопал. По такой метке следа можно найти перчатку, которой тот был оставлен. Даже тонкие медицинские перчатки не бывают абсолютно гладкие, а имеют определенную структуру поверхности. В зоне пальцев, например, чтобы более удобно было держаться, они могут иметь определенный рельеф, так что вероятность оставить след велика. Наследить вообще можно любой одеждой: курткой, шапкой, брюками — иногда достаточно дотронуться ими до поверхности стены, полки.

Ирина СИДОРОК

Фото предоставлено Минским межрайонным отделом Госкомитета судебных экспертиз

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.