Вы здесь

Продовольственная безопасность. Овощей и картофеля хватит всем


В этом сезоне на потребительском рынке страны достигнута сбалансированность спроса и предложения по основным группам свежей плодоовощной продукции. Об этом сообщила заместитель начальника управления — начальник отдела Управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли нашей страны Наталья Мельникова в ходе пресс-конференции, посвященной теме обеспечения потребительского рынка отечественной плодоовощной продукцией, экспорте свежих овощей, фруктов, ягод и продуктов их переработки.


Представитель министерства сообщила, что годовая потребность в овощах для продажи населению через все каналы реализации составляет около 300 тысяч тонн, что менее 50% от объема производства в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Картофеля нужно для населения почти 200 тысяч тонн (16% от валового сбора), яблок — около 100 тысяч тонн (60 %). И потребность в этих продуктах нашими хозяйствами обеспечивается, как правило, в полном объеме. Только в прошлом году уровень самообеспечения картофелем по стране превысил 100 %, овощами и бахчевыми культурами составил 101,9%, фруктами и ягодами — 66,8 %.

Свежие овощи — уже нормально, а по яблокам — не дотягиваем

Наталья Мельникова подчеркнула, что потребность в основных видах свежих овощей, произрастающих на территории страны (за исключением продукции ранних сроков созревания) удовлетворяется преимущественно за счет отечественной продукции.

Как подсчитали специалисты Министерства антимонопольного регулирования и торговли, удельный вес отечественного картофеля в продаже (в течение всего года) — более 90 %, свежих овощей — почти 75 %, яблок — около 30 %. По яблоку ситуация была бы лучше, но у производителей этой продукции не хватает современных складских помещений.

В торговых объектах страны реализуется продукция широкого круга отечественных производителей. Для гарантированного обеспечения внутреннего рынка белорусскими продуктами плодоовощная продукция включена в ассортиментные перечни. В магазинах с универсальным ассортиментом товаров должно быть представлено до 22 наименований свежей плодоовощной продукции (в зависимости от размера торговой площади), а также от 4 до 45 наименований быстрозамороженной.

И что важно — в торговые объекты продукция поставляется по прямым договорам с сельхозпроизводителями, а также из стабилизационных фондов, которые ежегодно создаются облисполкомами и Мингорисполкомом для обеспечения населения в межсезонный период. В частности, на следующий период в стабфонды страны планируют заложить 57 тысяч тонн плодоовощной продукции и 6,5 тысяч тонн яблок. Местные органы до 15 ноября утверждают графики ежемесячного использования этих фондов и обеспечивают контроль за их выполнением до 31 мая.

Капуста и морковь дешевле картофеля и свеклы

Еще одно важное условие обеспечения внутреннего рынка своими овощами — в сезон массовой уборки урожая в областях и столице регулярно проходят осенние сельскохозяйственные ярмарки. В этом году их провели уже свыше тысячи.

Представитель министерства обратила внимание на то, что уборка урожая еще продолжается, и на сегодня цены «относительно низкие» по сравнению с более поздними периодами, когда, например, продукция уже хранится в стабфондах.

Именно сейчас, на сезонных ярмарках населению предлагается плодоовощная продукция по ценам производителей. По словам Натальи Мельниковой, розничные цены зависят от потребительских качеств товара, сортности и региона выращивания продукции. Так, за килограмм картошки и свеклы просят от 50 копеек, капусты, моркови — от 35 копеек, лука — от 60 копеек, яблок — от 80 копеек.

Но, стоит добавить, что не во всех регионах цены одинаковые. Специалист отметила, что исходя из мониторинга, «увеличение отпускных цен соразмерно увеличению издержек производителей, с учетом затрат на хранение их продукции». «В текущем году наблюдается рост цен только на все составляющие себестоимости этой продукции, в том числе средства защиты растений, минеральные удобрения, запчасти, топливо и так далее», — уточнила она.

Но, в тоже время, на сегодняшний день нарушений в ценообразовании по плодоовощной продукции выявлено не было.

Долгосрочные договоры и биржа

В текущем году значительное внимание март уделяет совершенствованию направлений работы производителей и субъектов торговли — заключению долгосрочных договоров. Сформирован перечень крупных торговых сетей, которые выразили готовность на долгосрочное сотрудничество с отечественными производителями. В долгосрочных договорах прописываются не только объемы и сроки поставок, а также очерчиваются и примерные (или даже точные) цены на основные товарные позиции отечественной продукции.

Кроме того, уже в этом году крупные производители овощей и фруктов начнут продажу своей продукции розничным сетям через Белорусскую универсальную товарную биржу (БУТБ).

Таким образом, Министерством антимонопольного регулирования и торговли был предложен дополнительный инструмент реализации производимой продукции. В качестве покупателей на торгах выступят розничные сети, в качестве продавцов — фермерские хозяйства и крупные сельхозпроизводители.

«Алгоритм торгов — обратный аукцион, то есть торги на понижение, которые подразумевают недопущение роста цен и изучение спроса», — уточнила Наталья Мельникова. Предполагается, что такой механизм позволит снизить стоимость овощей и фруктов для конечных потребителей.

Торги будут проходить еженедельно по мере поступления заявок от покупателей. Начнутся они, как ожидается, уже в конце октября. В этом месяце, по информации госпожи Мельниковой, БУТБ проводила обучающие семинары в регионах для потенциальных продавцов — это около 120 ведущих хозяйств страны.

Излишки сдаем без справок за хорошие деньги

В нашей стране на селе целый год осуществляют закупку плодоовощной и другой продукции у сельхозпроизводителей, так и населения специалисты «Белкоопсоюза».

Потом эту продукцию они реализуют перерабатывающим предприятиям, а также отгружают на экспорт. Заместитель начальника управления заготовок Белорусского республиканского союза потребительских обществ Белкоопсоюза Юрий Соколовский отметил, что их структурами уже закуплено 11,7 тысячи тонн картофеля, 22,8 тысячи тонн овощей, более 25 тысяч тонн фруктов. За 9 месяцев было закуплено продукции на 380 млн рублей, кроме того у населения было приобретено плодов и ягод на сумму 264 млн рублей. В текущем сезоне сделана закупка 1300 тонн клубники, из которых 815 тонн — товарная ягода, которая была реализована в торговой сети. Это почти в 2,5 раза больше аналогичного периода прошлого года.

В настоящий момент через собственную торговую сеть потребительское общество реализует около 2,7 тысячи тонн плодоовощной продукции в месяц. При этом 96,6% — это отечественные товары.

Сейчас здесь активно заготавливаются яблоки, голубики и даже арбузы. Среди относительно новых видов — белорусские абрикосы и грецкие орехи. Кстати, голубику люди берут довольно охотно, хотя это не самый дешевый продукт. Через собственную торговую сеть Белкоопсоюз уже закупил и реализовал 50 тонн этой ягоды, что в три раза больше, чем в прошлом году. Буквально на днях, начался сезон закупки клюквы. Кстати, большой объем этой ягоды продается на экспорт.

Излишки выращенной продукции может сдать любой желающий. Для этого не нужно никаких справок и сопроводительных документов. Главное, чтобы продукция была качественной и соответствовала действующим нормам. В экспериментальном формате в интернете работает интерактивная карта, на которой можно найти все 715 заготовительных от Союза пунктов.

Соки, соусы есть. Замороженные смеси готовим

Начальник отдела технологий консервирования пищевых продуктов Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по питанию Людмила Павловская рассказала о важном направлении — разработке новых видов консервов для питания детей дошкольного и школьного возраста.

На ее взгляд, эта ниша не совсем заполнена. Часто используются продукты, не относящиеся к специализированному детскому питанию. На базе Быховского овощно-сушильного комбината была разработана необходимая документация и наименование на 52 вида детских соков и нектаров. При этом учли требования Минздрава по показателям безопасности и качества. Там же была выпущена опытная партия нового вида продукции — консервированная пророщенная пшеница. Идея производства натуральной продукции для здорового питания принадлежит кандидату технических наук Марии Зеньковой, которая обратилась на перерабатывающее предприятие с таким правильным предложением.

Также, за последнее время, с участием этого центра были подготовлены три отдельные подгруппы соусов. В них входят 12 новых (для нас) видов соусов, в том числе сладких (один из них арбузный для блинчиков). 

Одна из новейших разработок на отечественном рынке — приготовление смесей плодоовощной продукции в замороженном состоянии. На европейском рынке это далеко не новинка. Поэтому, занять свою нишу на этом рынке нам пока достаточно трудно.

Сергей КУРКАЧ

Фото Романа КЛЮЧИНА

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.