Вы здесь

Как в молодой республике воплощали амбициозный проект университетского городка...


В 1921 году специальным постановлением Президиума ЦИК Беларуси от 18 апреля был официально утвержден список зданий, переходивших в пользование БГУ. Одновременно университет получил в свое распоряжение и земли, прилегающие к ним. Все организации, которые до сих пор там располагались, должны были до 1 июля уехать и передать университету свои площади.


Самое старое здание, сохранившееся на территории университетского городка (сейчас в нем располагается ректорат), открыло свои двери в 1925 году.

Отдельное место в списке занимает здание гимназии Зубакина и Фальковича. В историю университета он вошел как «Первый дом БГУ», или «Дом № 1 БГУ», так как в нем фактически жил на рабочем месте ректор Владимир Пичета, действовали библиотека и канцелярия, проводились занятия на рабочем факультете. Здание находилось на пересечении улиц Магазинной и Кошерной еще с 1863 года (сейчас это пересечение Красноармейской и Кирова).

Здание со столетней историей

Изначально факультеты расположились в зданиях, принадлежавших к революции коммерческому училищу, мужской гимназии, духовной семинарии, женскому духовному училищу, военному госпиталю, губернской земской больнице. Многие из них находились в районе современной улицы Кирова, до 1934 года она имела название Университетская. В течение нескольких лет университету передали еще ряд зданий, однако проблему нехватки помещений решить не удалось. Тем более что университет стремительно развивался: создавались новые факультеты, научно-исследовательские институты, медицинские клиники и прочее.

— Здания, расположенные во внутреннем дворике Белорусского государственного университета, позволяют проследить почти всю его столетнюю историю, — рассказывает заведующая Музеем истории БГУ Эмма МАЛИНОВСКАЯ. — Самый старый, сохранившийся, — нынешний ректорат БГУ. Новый учебно-лабораторный корпус, построенный на проекте университетского инженера Ч. И. Радевича, распахнул свои двери в 1925 году. Он был возведен в том же архитектурном стиле, что и коммерческое училище, переданное БГУ, которое располагалось недалеко от него (сейчас на этом месте стоит главный корпус БГУ, это площадь Независимости). В здании коммерческого училища некоторое время находились педагогический факультет, Правление БГУ. Позже он был передан институту народного хозяйства, который выделился из БГУ.

Так выглядел университетский дворик в 1930-е годы

Самое старое здание на территории современного университетского городка достаточно хорошо сохранилось в годы войны: в 1945 году после восстановления, оно снова приняло в свои стены студентов БГУ. И даже после его реставрации, которая завершилась в 1998-м, сохранил все черты памятника архитектуры начала ХХ века.

Несбывшиеся надежды

Первый ректор БГУ Владимир Пичета неоднократно обращал внимание властей на необходимость возведения комплекса зданий, где разместились бы все структурные подразделения университета.

Наконец, в феврале 1926 года был объявлен всесоюзный конкурс на архитектурный проект университетского городка в центре белорусской столицы. Победил проект московского архитектора Ивана Запорожца, но его реализацией занимался архитектор Георгий Лавров. В мае 1927 года VІІІ Всебелорусский съезд Советов принял решение о строительстве университетского городка. Под застройку городские власти выделили участок в районе улиц Советской, Ленинградской, Бобруйской и прилегающих к ним переулков. На месте будущего университетского городка находилось старое еврейское кладбище, частный сектор и небольшая обувная фабрика, которые подлежали сносу.

Так выглядел университетский дворик в 1930-е годы

Всего предусматривалось введение 12 зданий: Главного аудиторного, анатомического, химического, биологического, естественных корпусов, общежития для студентов университета и рабфаковцев, двух домов под квартиры преподавателей и еще двух — для обслуживающего персонала, а также оранжереи для тропических растений, бани, прачечной, гаража. В основу композиции был положен павильонный принцип (факультеты должны были размещаться в отдельных трехэтажных зданиях). В главном корпусе на цокольном этаже собирались разместить студенческое общежитие на 250 человек, а на крыше над актовым залом на тысячу мест — сад на 900 квадратных метров. С окончанием работ во внутреннем дворике университета планировалась посадка сада из тысячи деревьев. Городок должен был занять 14 гектаров.

6 ноября 1927 года дали торжественный старт строительству. Однако не только радость, но и неприятные хлопоты принесла коллективу университета и студентам стройка.

— Не дожидаясь ее окончания, БГУ стали выселять из помещений, которые он занимал, — рассказывает заведующий кафедрой истории России исторического факультета БГУ, кандидат исторических наук, профессор Олег ЯНОВСКИЙ. — Между тем возведение объектов затягивалось. Не помогали и периодические субботники с участием студентов. Первоначальный архитектурный проект пришлось менять, отказываясь от наиболее затратных решений. Несмотря на удешевление стоимости строительства (изначально смета составляла огромную сумму — 6,4 млн рублей), денег в республике на его завершение все равно не хватало. В 1930 году расходы на стройку пришлось включить в союзный бюджет. Долгожданное открытие университетского городка было приурочено к 13-й годовщине Октябрьской революции. Однако это важное для истории университета событие быстро потеряло свою значимость.

Во-первых, ряд зданий получили самостоятельные вузы, которые выделились из состава Белорусского государственного университета в процессе его разукрупнения. Во-вторых, БГУ и эти высшие учебные заведения заняли лишь часть сданных в эксплуатацию площадей. И совсем скоро университет стал испытывать нехватку помещений еще острее, чем до начала строительства.

Университетский городок, 1951 год.

Ухудшилось положение иногородних студентов, после того как городской совет Минска забрал у БГУ несколько общежитий. Половина студентов жили в бараках, расположенных в районе частного сектора за железнодорожным вокзалом. В 1939 году университет занимал на территории городка три корпуса — биологический (современный географический факультет), химический (современный НИИ ядерных проблем) и физико-математический (современный ректорат). Так, в биологическом корпусе были сконцентрированы биологический, исторический, рабочий факультеты, вся администрация, библиотека и студенческие организации. Студенты истфака вынужденно занимались в химических лабораториях и зоологическом музее.

В июле 1940 года ректор Парфен Петрович Савицкий обратился к председателю Совета народных Комиссаров СССР, чтобы не допустить дальнейшего сокращения базы БГУ. Главный корпус, где занимались студенты-гуманитарии, собирались передать военным. Прачечная, душ и медпункт изымались в пользу радиозавода. Совет народных Комиссаров БССР намеревался занять часть химического корпуса. В общежитиях университета остро не хватало мест для студентов нового набора...

На руинах

Во время Великой Отечественной войны Белорусский государственный университет возобновил свою деятельность в 1943 году на подмосковной станции Сходня. Когда 3 июля 1944 года стало известно об освобождении Минска, состоялся университетский митинг, в ходе которого ректор поздравил присутствующих с огромным праздником. В конце июля в Минск выехала группа студентов и преподавателей (75 человек) для восстановления и подготовки университетских зданий к учебному году. Вторая группа студентов (26 человек) отправилась в столицу БССР 11 августа. Они увидели ужасную картину: город был разрушен, отсутствовали свет и вода. От главного корпуса БГУ остались одни стены, на некоторых из них было написано «заминировано». На стенах трехэтажного здания, где располагались части СС, студенты увидели надписи «отомстите за нас», «Мы умираем за Родину», «Не вынес пыток, но не выдал».

Строительство главного корпуса БГУ в конце 50-х годов ХХ века

До войны при университете действовали три богатых музея, огромная библиотека. Университет имел семь общежитий. В августе 1944 года студенты увидели разрушенные наголову учебные корпуса, общежития и жилые дома. Научное и учебное оборудование, библиотека, архив, музейные фонды были вывезены оккупантами или уничтожены. В целом ущерб составил 37 млн рублей (без стоимости помещений). Пришлось все начинать сначала.

Администрация разместилась в двухэтажном «красном» корпусе физико-математического факультета, который был разрушен частично. Студенты приступили к восстановлению этого здания, а также общежития на улице Немига и дома по улице Витебской (здесь были откопаны ящики с посудой, приборами, спрятанные в годы войны преподавателями). В течение двух месяцев студенты смастерили скамейки для аудиторий и стеллажи для библиотеки. Учебный год должен был начаться 15 октября, но в этот день к занятиям приступили только первокурсники (420 человек). С опозданием, 22 октября, прибыл эшелон из собрания, в котором ехали преподаватели, студенты, в нем было также учебное и научное оборудование. Приехавшие преподаватели разместились вместе с семьями в доме по улице Клары Цеткин.

В послевоенной истории БГУ 1944/1945 учебный год стал самым тяжелым. Ощущалась острая нехватка учебных площадей. Химический, физико-математический факультеты, администрация, ректорат, хозяйственная часть, читальный зал, библиотека разместились в восстановленном двухэтажном корпусе на территории университетского городка. Каждая кафедра занимала по одной комнате, где преподаватели читали лекции, вели лабораторные занятия. Занятия на филфаке и истфаке проходили в школе № 2 по улице Энгельса. Географический и биологический факультеты занимались в здании техникума по улице Витебской. Не хватало не только помещений, но и мебели, не работало отопление, не было освещения.

Главный корпус БГУ.

Иногородние студенты остро нуждались в жилье. Отведенные под общежития два дома по улице Немига поместили не более 180 человек. Часть студентов поселили в бараках на территории университетского городка. Под общежития даже пришлось приспособить учебные аудитории: ночью студенты там спали (по 30–80 человек), а с утра быстренько готовили завтрак, убирались, и начинались занятия. Зимой студенты готовились к занятиям в кроватях под одеялами, для освещения использовали самодельные светильники на газу. Но постепенно университетская база восстанавливалась. Большая роль в этом принадлежала самим студентам, которые работали не только на территории университета, но и помогали отстраивать Минск, участвовали в общегородских субботниках.

В 1944 году Минский горсовет обязал каждого студента отработать на восстановлении города ежемесячно по 15 часов. Студенты, в свою очередь, приняли повышенные обязательства — отработать по 20 часов. Каждый из них считал, что своим трудом, старанием в учебе приближает долгожданный День Победы.

Кстати, главный корпус БГУ, куда в июне 1941 года попала немецкая бомба, в несколько измененном архитектурном облике сохранился по сей день — он «спрятан» за современным фасадом БГПУ имени М. Танка. Дело в том, что, кроме правления БГУ, деканатов, актового зала, общежития для студентов и т. д., В нем размещались аудитории факультета права и хозяйства, а также педагогического факультета. Последнему, когда он был превращен в пединститут, и досталось здание. В 50-е годы он был реконструирован, но остался без левого крыла — на его месте сейчас находится выезд с площади Независимости на мост, ведущий на улицу Московскую.

Шаг за шагом

К началу 1948/1949 учебного года при помощи студентов был восстановлен разрушенный биологический корпус, в котором расположились биологический, географический, филологический и исторический факультеты. В 1949/1950 учебном году начались занятия в химическом корпусе. Летом 1949 года были отремонтированы общежития, расположенные на улицах Немига, Московской, Витебской, а также дома для преподавателей по улицам Кирова и Клары Цеткин.

В центре внутреннего дворика БГУ был фонтан.

В мае 1957 года Совет Министров БССР принял постановление о строительстве в 1957–1959 годах главного корпуса университета. Но уже вскоре, в июле 1957 года, в новом совместном постановлении ЦК КПБ и Совета Министров БССР предусматривалось строительство, кроме главного корпуса, общежития на 800 мест, жилого дома для работников БГУ и студенческой столовой. На многие годы реализация этого проекта стала главной заботой ректора Антона Никифоровича Севченко, который очень серьезно отнесся к своим новым обязанностям и с головой углубился в работу. «Вопрос о Белорусском государственном университете ставится как вопрос национальной политики», — заявил он на заседании ректората 12 октября 1957 года.

Открытие главного корпуса БГУ, которое состоялось, правда, несколько позже намеченных сроков, стало важным событием в развитии университета. Были созданы условия для расширения старых и создания новых факультетов, кафедр и лабораторий.

Именно за 1957–1972 годы, когда Белорусским государственным университетом руководил Антон Севченко, были построены и оборудованы учебные корпуса и общежития, которые остаются основной его учебно-научной базой до наших дней. И тем самым созданы фундаменты для дальнейшего развития главного университета страны.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото из архива Музея истории БГУ

Название в газете: Тут будзе горад-сад

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.